Марина Андреевна
Онтогенез лексической стороны у детей в норме
▼ Скачать + Заказать документы
В актуальных исследованиях своеобразие развития речи в онтогенезе рассматривалось отечественными логопедами, педагогами, нейропсихологами, лингвистами, дефектологами, физиологами. Принимались во внимание различные принципы и позиции речевой деятельности. Традиционными признаются теоретические подходы: ([Е. Ф. Архиповой 2007], [Л. И. Беляковой 2001[, [Л. С. Выготского 1999], [А. Н. Гвоздева 1961], [М. М. Кольцовой 1973], [Р. И. Лалаевой 2001], [А. Н. Леонтьева 2000], [З. А. Репиной 1971], [Н. В. Серебряковой 2000], [Т. Б. Филичевой 2005], [С. Н. Цейтлин 2000], [Д. Б. Эльконина 2007]).
Публикация «Онтогенез лексической стороны у детей в норме» размещена в разделах
Современная лингвистика исходит из положения о том, что язык представляет собой органическое целое, элементы которого закономерно связаны друг с другом и находятся в строго определенных отношениях [Новиков Л. А. 1982]. Лексическая система – это совместность слов, входящих в состав языка. Лексические единицы коррелируются в разветвленную сеть пересекающихся структурно-системных отношений – в семантические поля.
Термин «Семантическое поле» определяет множество слов и их значение, связанные с одним и тем же фрагментом действительности. В своем общении ребенок оперирует не словами, а семантическими полями, подбирая максимально точное и актуальное для него слово. Феномен нарушений лексической стороны речи детей изучался с опорой на закономерности становления словаря в норме. Авторы различно описывают этапы становления речи детей дошкольного возраста, обозначая широкий диапазон возрастных и временных границ каждого.
[Леонтьев А. Н. 2000] указывает на подготовительный (до 1 года, этап первоначального овладения языком (до 3 лет, дошкольный (до 7 лет) и школьный этапы в становлении речи человека. Считаем необходимым подробнее описать каждый из данных этапов.
Первый этап — подготовительный (с момента рождения ребенка до одного года). В этот временной промежуток происходит закладка фундамента, для овладения речевыми процессами. С самого рождения у ребёнка появляются такие голосовые реакции как крик и плач. Эти голосовые реакции способствуют развитию тонких и разнообразных движений трех отделов речевого аппарата: дыхательного, голосового, артикуляционного. Уже через четырнадцать дней можно заметить, что ребё нок реагирует на голос говорящего: перестаёт плакать, прислушивается. К концу первого месяца жизни ребёнка, его можно успокоить колыбельной песней. После ребёнок начинает поворачивать голову к источнику звука и следить за ним глазами. Затем ребёнок уже будет реагировать и на интонацию. На ласковую интонацию будет оживление ребёнка, а на резкую и громкую интонацию ребёнок будет реагировать плачем. Около 2 месяцев появляется гуление и к началу 3-го месяца – лепет. С 5 месяцев ребенок слышит звуки, видит у окружающих артикуляционные движения губ и пытается подражать. Многократное повторение определенного движения ведет к закреплению двигательного навыка. С 6 месяцев ребенок путем подражания произносит отдельные слоги (ма-ма-ма, ба-ба-ба, тя-тя-тя, па-па-па и др.) Затем ребёнок постепенно усваивает и все элементы произносительной стороны речи : не только фонемы, но и тон, темп, ритм, мелодику, интонацию. Начиная с 6 месяцев, ребёнок начинает усваивать некоторые звукосочетания и соединяет их с предметами или действиями (тик-так, бай-бай, ух). В возрасте 7 – 9 месяцев ребенок начинает повторять за взрослым все больше и больше разнообразных сочетания звуков. Реакции на сами слова начинает появляться примерно с 10 месяцев, и эта реакция уже не зависит от интонации говорящего. К этому времени большую значимость приобретают условия, в которых идёт формирование речи ребёнка, к таким условиям относится, например, правильная речь окружающих ребёнка людей и подражание взрослым. К возрасту 1 года у ребёнка появляются первые слова, их может быть 5-7 [Филичева Т. Б 2005].
Второй этап – преддошкольный (от одного года до 3 лет). Появление первых слов у ребёнка знаменует окончание первого этапа становления речи, с этого момента идёт начало становления у ребёнка активной речи. Ребёнок активно начинает проявлять внимание к артикуляции окружающих. Он очень много и охотно повторяет за говорящим и сам пытается произносить слова. Но ребёнок может путать звуки, искажать их, или переставлять местами, это всё допустимо и является возрастной нормой. Первые слова ребенка носят обобщенно-смысловой характер. Одним звукосочетанием или словом ребёнок может обозначать сразу предмет, чувство или просьбу. Понять ребёнка можно только в конкретной ситуации. Поэтому такая речь называется ситуационной. Такую речь дети часто сопровождают жестами и мимикой. С полутора лет слово приобретает обобщенный характер. Появляется возможность понимания словесного объяснения взрослого, усвоения знаний, накопления новых слов. Словарь ребёнка активно пополняется на протяжении второго и третьего года. Запас слов детей растёт в геометрической прогрессии, значения слов становятся все более определенными. К началу 3–го года жизни у ребенка начинает формироваться грамматический строй речи. Это формирование проявляется в том, что сначала ребёнок выражает свои просьбы, намерения одним словом, затем это происходит с помощью примитивных фраз без согласования. Далее постепенно появляются элементы согласования и соподчинения слов в предложении. К 24 месяцам дети почти усваивают навыки употребления форм единственного и множественного числа, имен существительных, времени и лица глаголов и используют некоторые падежные окончания. К этому времени развитие импрессивной стороны речи превосходит возможности экспрессивной речи [Цейтлин С. Н. 2009].
Третий этап – дошкольный (от 3 до 7 лет). На этом этапе у большого количества детей присутствует неправильное звукопроизношение. С 3 до 7 лет у детей активно идёт развития навыка слухового контроля за собственным произношением, умение исправлять его в некоторых возможных случаях. Говоря иначе, у ребёнка развивается фонематическое восприятие. Период характерен тем, что у ребёнка продолжается быстрое увеличение словарного запаса. Активный словарный запас ребенка к 4-6 годам достигает примерно 3-4 тысяч слов. Семантика слов продолжает уточнятся и обогащаться. Но иногда дети неправильно используют или понимают слова. Специалисты приводят такие примеры: вместо слова поливать из лейки дети могут говорить «леять», а вместо слова лопатка, дети могут произносить «копатка». Однако этот процесс свидетельствует о «чувстве языка». Это говорит о том, что у ребёнка развивается и обогащается опыт речевого общения и на его базе формируется чувство языка, а также способность к словотворчеству [Филичева Т. Б. 2005].
Одновременно с развитием у детей словаря продолжается развитие грамматического строя речи. Именно в дошкольном периоде дети осваивают связную речь. С 3 лет начинается большое усложнение содержания речи ребенка, продолжает увеличиваться ее объем. Это приводит к усложнению структуры предложений. По определению А. Н. Гвоздева, к 3 годам у детей оказываются сформированными все основные грамматические категории [Гвоздев А. Н. 1961].
Дети четырёхлетнего возраста используют в речи простые и сложные предложениями. Наиболее популярный вид высказываний в этом возрасте, это простое распространенное предложение («Я куклу в такое красивое платье нарядила»; «Я буду большим сильным дядей»). На 5 году жизни дети достаточно хорошо могут пользоваться формой сложносочиненных и сложноподчиненных предложений («Потом, когда мы пришли домой, нам подарили подарки: сладости, яблоки, груши»; «Мы видели салют, как будто кто на небо подбросил шарики и хлопушки»). В этом возрасте высказывания детей похожи на короткие рассказы. Отвечая на вопросы, дети начинают всё больше и больше включать количество предложений. В пять лет дети способны составить пересказ услышанной ими сказки или рассказа, при этом количество предложений в этом рассказе способно достигать 40–50 предложений. Это позволяет говорить о том, что дети достигают хороших успехов в овладении очень трудного вида речи, монологической речи [Филичева Т. Б. 2005].
Фонематическое восприятие в этот временной промежуток делает качественный скачок вперё д: появляется дифференцировка гласных и согласных звуков, следующая степень – дифференцировка мягких и согласных звуков, а после появляется и дифференцировка сонорных, шипящих и свистящих звуков [Гвоздев А. Н. 1961].
К четырёхлетнему возрасту нейротипичные дети должны дифференцировать почти все звуки, говоря иначе, у ребёнка должно быть сформировано фонематическое восприятие. В это же время заканчивается формирование правильного звукопроизношения, и ребенок говорит совсем чисто. На протяжении этого периода последовательно формируется контекстная (отвлеченная, обобщенная, лишенная наглядной опоры) речь. Контекстная речь появляется сначала при пересказе ребенком сказок, рассказов, а после при описании ребёнком каких–либо событий из его жизни, при описании эмоциональных событий, впечатлений [Виноградов В. В. 1997].
Четвертый этап – школьный (от 7 до 17 лет). На этом этапе происходит очень важный процесс, а именно сознательное усвоение речевых процессов. Дети овладевают звуковым анализом, усваивают грамматические правила построения высказываний. Письменная речь в это время берёт на себя ведущую роль. Итак, в школьном возрасте происходит целенаправленная перестройка речи ребенка – от восприятия и различения звуков до осознанного использования всех языковых средств.
Хочется заметить, что указанные этапы могут не иметь строгих, очерченных границ. Переход из одного этапа в другой происходит достаточно плавно и постепенно. По мнению [В. В. Виноградова [1997], лексическое значение слова определяется его предметно-вещественным содержанием, оформленное по законам грамматики.
В. В. Виноградов выделяет следующие компоненты лексики : денотативный; лексико-семантический, который отражает формирование понятий слов по семантическому значению; эмотивный – отношение говорящего к употребляемым словам, их экспрессивно стилистическим оценкам; контекстуальный компонент значения слова (холодный зимний день, холодный летний день, холодная вода в реке, холодная вода в чайнике.
Структура значения слова изменяется в процессе развития ребенка, отмечает [Р. И. Лалаева 1999].
Ребенок, прежде всего, осваивает денотативный компонент значения слова, улавливает взаимосвязь между реальным предметом (денотатом) и его обозначением. Понятийный, концептуальный компонент значения слова принимается ребенком по факту становления операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, например: объясняя значение слова «стол», ребенок сначала говорит: «на нем едят», затем он объясняет слово «стол», связывая это слово с обобщающим понятием. Ребенок определяет это слово на основе взаимосвязи слов в языковой системе. Постепенно ребенку становится доступным контекстуальное значение слова.
Л. С. Выготский указывал, что в процессе развития ребенка слово меняет свою смысловую структуру, происходит амплификация системы связей и становится обобщением более высокого типа [Выготский Л. С. 1999].
Значение слова расширяется в двух аспектах: системном (когда изменяется система психических процессов, которая стоит за данным словом) и смысловом (когда с развитием дошкольника происходит изменение отнесенности слова к предмету, системе категорий, в которую входит указанный предмет).
Для ребенка раннего возраста ведущую роль в системном значении слова играет аффективный смысл, для дошкольника - наглядный опыт, память, опора на определенную ситуацию.
По мнению Л. С. Выготского, развитие значения слова представляет собой развитие понятий. Л. С. Выготский выделил несколько этапов развития понятийного обобщения у ребенка. Формирование структуры понятий начинается с «аморфных» образов. Затем происходит этап потенциальных понятий (псевдо понятий). Следовательно, можно сказать, что сущность развития состоит в переходе от конкретной структуры к обобщенной [Выготский Л. С. 1999].
Таким образом, значение слова является ключевым моментом процесса речевого общения, восприятия и получения информации, оно является основой речевого мышления.
Опираясь на определение семантической системы, можно выделить несколько этапов. Первый этап характеризуется зачаточным состоянием словаря и его хаотичностью [Антипов Ж. В. 1998].
Второй этап обусловлен быстрым ростом словаря, причём слова претерпевают постоянную систематизацию, объединяясь в группы по ситуативному признаку. Третий этап – переход от ситуативной группировки слов к тематической группировке. Это происходит по мере осознания логической, более глубокой связи между словами. Формирование тематических группировок связано с применением и осознанием слов-антонимов. Четвертый этап – дальнейшее развитие антонимов от обобщенных понятий к более подходящим и конкретным, а также возникновение синонимии.
Наполнение содержанием слова происходит в следующих аспектах внешней речи: начальный смысл понятия в форме «ядерной лексемы»; противоположный смысл, который заключается в образовании антонимов; родственный смысл (образование однокоренных слов, их изменение на уровне рода – числа – времени – склонения – спряжения); близкий смысл (создание синонимов, образных выражений); смежный смысл (словоизменение по типу согласования, управления и примыкания лексем, связанных по ситуации).
Освоение содержания слова (осознание и присвоение) заканчивается во внутренней речи, условно действующей в двух пространствах мысли: обобщенный и осознанный смысл. Развитие лексической системности слова происходит на основе изменений в характере ассоциативных реакций.
Н. В. Серебрякова выделяет следующие этапы организации семантических полей, основываясь на характере вербальных ассоциаций у детей возраста 5 – 8 лет [Серебрякова Н. В. 2000].
На первом этапе ребёнок опирается на чувственное восприятие окружающей ситуации. На этом этапе в качестве слов-реакций в большинстве случаев присутствуют названия знакомых ребенку предметов (стол, стул, мячик). Лексическая системность при этом еще не сформирована. Значение слова включается в значение словосочетаний. Достаточно большое значение для ребёнка на этом этапе занимают синтагматические ассоциации (лягушка – прыгает, воробей – летает).
На втором этапе происходит усвоение смысловых связей слов, которые сильно отличаются друг от друга по своему значению, но имеющих ситуативную, образную связь. Это наблюдается в преобладании тематических ассоциаций, которые опираются на определенные образы, например: «дерево – ветка». На данном этапе уже присутствует мотивированный характер связей, однако, семантические поля еще неорганизовано структурированы и не оформлены.
На третьем этапе происходит развитие и формирование понятий и процессов классификаций. Помимо этого, на данном этапе происходит дифференциация структуры семантического поля, этот этап характеризуется тем, что на нём происходит группировка и противопоставление слов. Представленная выше информация позволяет сделать вывод, что слова в лексиконе не являются изолированными единицами, а соединяются друг с другом различными смысловыми связями, образуя при этом достаточно сложную систему семантических полей.
Формирование лексики в онтогенетическом развитии будет зависеть от множества факторов. Л. С. Выготский и С. Н. Цейтлин выделяют следующие факторы:
1. Развитие представлений ребенка об окружающей действительности. По мере того как ребенок знакомится с новыми предметами, явлениями, признаками предметов и действий, обогащается его словарь [Цейтлин С. Н. 2009].
2. Физиологические – созревание отдельных отделов мозга, которые отвечают за функции усвоения и порождения речи, тип функциональной межполушарной асимметрии мозга. С. Н. Цейтлин отмечает, что в усвоении языка значительно различаются мальчики и девочки. У мальчиков более выражена межполушарная асимметрия мозга и она более динамична. Из-за этого их тактика постижения речи принципиально отличается от тактики девочек. Выделяются исследования, которые изучают механизмы усвоения языка детьми-левшами. Левши усваивают комбинации словесных знаков, не раскладывая их первоначально на составляющие [Цейтлин С. Н. 2009].
3. На овладение ребенком родным языком влияет речевая среда, отмечает С. Н. Цейтлин. Она определяет объем и характер речевой продукции, которую воспринимает ребенок. Следовательно, развитие лексической стороны речи будет во многом определяться социальной средой, в которой воспитывают ребенка [Цейтлин С. Н. 2009].
При нормальном речевом развитии к окончанию дошкольного периода у детей формируются основные языковые и речевые средства - нормативное звукопроизношение, фонематические процессы, довольно разнообразный и объемный словарь, грамматический строй родного языка. Компонентами лексической стороны речи дошкольников, являются: объем словарного запаса и особенности актуализации слова как отдельно взятой номинативной единицы; сформированность механизмов образования системных связей между лексическими единицами; характер использования лексических единиц в самостоятельной связной речи.