Мареева Евгения
Проект по формированию милосердия «Он всю жизнь посвятил Богу»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Познакомить детей с исторической личностью, святым человеком, Пр. Сергием Радонежским, который смог утешить и обнадёжить, благословить и укрепить дух целого народа, прославившим Россию. Формировать понимание милосердия, трудолюбия, нравственных понятий и поступков на примере жития святых земли русской.
Вид: Познавательный.
Актуальность проекта :
Публикация «Проект по формированию милосердия „Он всю жизнь посвятил Богу“» размещена в разделах
Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоничное развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека. Духовно-нравственное воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образования. Это важнейший период в духовно-нравственном становлении личности. Нравственное воспитание происходит благодаря целенаправленным педагогическим воздействиям, ознакомлению ребёнка с нравственными нормами поведения в процессе различной деятельности.
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. В настоящее время материальные ценности доминируют над духовными, и поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость.
Отечественная педагогика издавна тесным образом связывалась с развитием духовно-нравственной сферы сознания человека, имела основную цель: воспитывать человека существом мыслящим, добродетельным, милосердным, совестливым, верящим в возможность совершенствования мира и людей, честным и трудолюбивым, скромным, уважительным. Нравственность и христианство у каждого народа имеют свои отличия, в каждом народе проявляются благотворительность, почтение к родителям, к старшим, вежливость. Эти духовно-нравственные особенности возникают под сенью семьи, общества, государства.
Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формировало ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром; на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие.
Православная педагогика направляет воспитание на конкретную личность, которая должна быть ответственной не только за свою жизнь, но и за сохранение и развитие исторических и культурных традиций своего народа. Православная педагогика обогащала педагогику светскую цельностью миропонимания, опытом нравственного уклада жизни, развития гармоничной личности. Исходя из этого, духовные упражнения ума, чувств и сердца ребёнка являются основным средством духовно-нравственного воспитания, а основной формой – служение добру, служение людям.
Чувство патриотизма, по словам В. В. Путина «… это уважение к своей истории и традициям, к духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре …»
Я предлагаю свой проект в целях осуществления духовно-нравственного воспитания на примере ознакомления детей с исторической личностью, с Преподобным Сергием Радонежским, основателем Троицко-Сергиевой Лавры.
Предварительная работа:
1. - Формировать личностное отношение к содержанию непосредственно образовательной деятельности, к окружающим людям; совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи;
- развить интерес к духовному наследию, народным традициям, отмечать пользу и красоту слова русского;
- развивать речь детей и активизировать словарь: храм, келья, монах, церковь;
- воспитывать интерес к истории России, вызвать эмоциональный отклик, бережное отношение к историческому и культурному наследию.
2. Подбор материалов (ресурс библиотек, периодической печати, иллюстраций с изображением жизни Преподобного Сергия Радонежского, Троице-Сергиевой Лавры (презентация с использованием ИКТ).
3. Просмотр мультипликационного фильма о жизни Преподобного Сергия Радонежского, виртуальное путешествие в Троице-Сергиеву Лавру, показ видеоролика с использованием песни о Преподобном Сергии Радонежском, прослушивание аудиозаписи колокольного звона Троице-Сергиевой Лавры.
4. Беседы с детьми (с целью определения уровня духовно – нравственной подготовленности детей и понимания термина «патриотизм»).
Основная работа:
1. Проведение ознакомительных занятий.
2. Совместная деятельность с детьми (беседы, пополнение словаря, объяснение непонятных слов, изо-деятельность).
Ожидаемый результат:
1. Дети знакомятся с жизнью Преподобного Сергия Радонежского.
2. Формируются представления о традиционных духовно-нравственных ценностях.
3. Учатся сообща работать в коллективе для достижения цели.
4. У детей закрепятся умения и навыки в различных видах изодеятельности (рисование, аппликации).
5. Обогащается словарный запас детей.
6. Проявляется интерес у детей к знаниям о Российской культурно исторической сокровищнице.
Участники проекта :
Воспитатель группы №3 «Радуга» Мареева Евгения Геннадьевна, дети старшей и подготовительной групп.
Конспект занятия № 1.
Тема: Чудесный младенец.
Программное содержание:
Задачи:
1. Знакомство с событиями, связанными с рождением чудесного младенца Сергия Радонежского.
2. Вызвать интерес к исторической личности.
Ход занятия:
1 часть.
Ребята сегодня у нас с Вами будет необычное занятие. Мы отправимся на много-много лет назад в Древнюю Русь и познакомимся с жизнью одного удивительного человека. (на доске иллюстрации икон, храмов, алтаря, подсвечника, аудиозапись звона колоколов)
Ребята, скажите пожалуйста, где мы может видеть все эти предметы?
Дети (в церкви, дома)
Воспитатель – правильно, иконы-мы можем видеть дома, а все остальное в церкви- Доме Божьем, Храме. Скажите пожалуйста, а как вы думаете что такое Храм?
Дети – ответы (мы туда ходим с родителями ставить свечи, крестят людей)
Воспитатель – молодцы. Правильно в Храм мы ходим ставить свечи за тех, кого нет рядом с нами, за здоровье близких и родных. А еще мы идем с Вами в Храм чтобы помолиться, попросить у Бога здоровья. (на доске иллюстрация Преподобного Сергия Радонежского). Я хочу рассказать Вам об этом человеке, Сергие. К которому люди приходили за помощью, и каждому он помогал. Ну что я начинаю свой рассказ.
Рассказ воспитателя: (использование презентации о Преподобном Сергие Радонежском)
Преподобный Сергий родился от родителей благородных и благоверных: от отца, которого звали Кириллом и от матери, по имени Мария. Жили они недалеко от Ростова, в месте под названием Варницы. Когда-то там варили соль, и от этого ремесла так назвали место.
И свершилось некое чудо до его рождения. Когда ребёнок был ещё в утробе матери, однажды в воскресенье мать его вошла в церковь во имя пения Литургии. И вдруг среди общей тишины раздался крик ребёнка, так что многие обратили внимание, потому что не было ни у кого на руках младенца. Второй раз он закричал, когда начали петь Херувимскую песнь. И когда иерей провозгласил: «Святая святым!», младенец закричал в третий раз. Все удивлялись, женщины подходили, спрашивали и ещё больше были поражены, когда узнавали, что ребёнок в животе, а подает голос на всю церковь. А это говорило о том, что он будет явным служителем Бога. И Преподобный Сергий младенцем уже служил Господу Богу. Он в среду и пятницу воздерживался от пищи. Если мать кушала мясо, он даже не прикасался к материнской груди, и она, поняв своё служение великому отроку, совершенно отказалась от мяса. Когда наступил сороковой день после рождения его, родители принесли ребёнка в церковь. Иерей окрестил его именем Варфоломей. Отец и мать рассказали иерею, как их сын, будучи ещё в утробе матери, три раза прокричал: «Что это означает?» - спросили они. Иерей сказал: «Радуйтесь, ибо будет ваш ребёнок избранный Богом, обитель и слуга Святой Троицы».
2 часть. Рассматривание иллюстраций.
3 часть. Аппликация, рисование по выбору детей.
4 часть. Итог занятия. Беседа с детьми.
Вопросы:
- Что вы запомнили о рождении «чудесного младенца»?
- Какое чудо произошло в церкви?
- Что это означает? Как вы думаете?
Конспект занятия № 2.
Тема: Маленький Варфоломей.
Программное содержание:
Задачи:
1. Продолжить знакомство с жизнеописанием (детские годы) Преподобного Сергия Радонежского, Игумена земли русской.
2. Воспитывать уважительное отношение к взрослым.
Материал: репродукция с картины М. Нестерова «Видение отроку Варфоломею», атрибуты для рисования, ноутбук.
Ход занятия:
1 часть. Рассказ воспитателя (использование презентации о Преподобном Сергии Радонежском) :
Сегодня мы с Вами продолжим знакомство со Святым Сергием.
У ростовского боярина Кирилла и его жены Марии было три сына: Стефан, Варфоломей и Пётр. Средний сын Варфоломей с младенчества был очень кротким, тихим, послушным и трудолюбивым. В те времена дети с малых лет приучались к труду, у каждого были свои домашние обязанности: носить воду, пасти гусей, колоть дрова. Каждое воскресенье семья посещала церковь. В семь лет Варфоломея, ка и его братьев, определили на учёбу. И здесь возникли трудности: не шло у него учение, хоть плач.
В старину азбука была более сложная, чем в наше время. Грамоте тогда учили не по букварям, а по Псалтыри, где каждая буква алфавита имела своё название. Варфоломей быстро выучил всю азбуку, но складывать буквы в слова у него никак не получалось. Сверстники потешались над ним, учителя строго наказывали, а родители огорчались. Сам же Варфоломей горячо молил Бога о даровании ему разумения.
У боярина Кирилла было несколько лошадей. В обязанности сыновей входило выгонять их на пастбище и загонять обратно в конюшню. Однажды, когда выпала очередь Варфоломею идти за лошадьми, они пропали. Мальчик прошёлся по лесу, обежал окрестности – коней нигде не было. И тут он заметил под деревом седого старца в монашеском одеянии, который, преклонив колени, молился. Варфоломей тихонько подошёл к нему, но заговорить не решался.
Вдруг незнакомец обернулся и ласково спросил:
- Чего ты хочешь, мальчик?
- Вообще-то я лошадей ищу.
- Вон там пасутся твои кони, за рощей, - указал рукой старец.
Варфоломей оглянулся и увидел лошадей, но не побежал за ними, а остался стоять возле монаха. Старец внимательно смотрел на мальчика, тот вдруг разрыдался и начал рассказывать старцу о своё м горе:
- Не способен я постигнуть грамоту. Учу-учу, а ничего у меня не получается. Помолись за меня Богу, святый отче. Старец, пожалев мальчика, стал пламенно молиться за него Господу. Потом он вынул из-за пазухи ковчежец, взял оттуда кусочек святой просфоры и, благословляя ею Варфоломея, сказал:
- Возьми это и съешь. Отныне будешь ты знать грамоту и превзойдёшь успехами своих сверстников. Ещё и других будешь учить.
С этими словами старец хотел уйти, но Варфоломей уговорил его пойти к ним домой, сказав, что родители его очень любят святых людей. Придя в дом, старец дал мальчику Псалтирь и велел прочесть. Варфоломей открыл книгу и начал читать её стройно без запинки. С этого момента учение у него пошло удивительно легко и быстро. Родители мальчика, прощаясь со старцем, услышали чудесное пророчество о том, как велик будет их сын Варфоломей перед Богом и людьми и станет обителью Пресвятой Троицы. И поняли они тогда, что это Ангел Господень под видом монаха явился в их дом, чтобы раскрыть им Божью волю.
2 часть. Рассматривание и обсуждение репродукции с картины М. Нестерова «Видение отроку Варфоломею».
3 часть. Рисование.
4. Просмотр мультипликационного фильма о жизни Преподобного Сергия Радонежского
5. Итог занятия. Беседа с детьми.
- Что запомнили?
- Что интересного для себя узнали?
Конспект занятия № 3.
Тема: Одинокий отшельник.
Программное содержание:
Задачи:
1. Продолжить жизнеописание Преподобного Сергия Радонежского.
2. Формировать уважение к родителям, понимание милосердия и трудолюбия в повседневной жизни, в труде, в испытаниях, учить оценивать свои поступки.
Материал: иллюстрации, ноутбук, атрибуты для аппликации (коллективная работа)
Ход занятия:
1 часть. Рассказ воспитателя:
Так случилось, что отец Варфоломея потерял всё своё состояние. В поисках лучшей доли он с семьёй переселился из Ростова в Радонеж. Его сыновья, Стефан и Пётр женились, обзавелись семьями. Варфоломей же стремился к монашеской жизни. Он попросил родителей благословить его на монашество. «Подожди, чадо,- отвечали ему родители, - сам видишь, мы стали стары и немощны, послужить нам некому, у твоих братьев не мало заботы о своих семьях.» И благодатный сын повиновался. Без родительского благословения он не решался даже на такое святое дело. как монашеское житие. Он досмотрел своих родителей, преданно ухаживая за ними до их кончины. Свою часть наследства он отдал брату Петру. Старший брат Стефан похоронил жену и постригся в монахи.
Варфоломей уговорил Стефана пойти с ним искать пустынное место. Ему казалось, что только в одиночестве можно обрести Бога. Они пришли в чащу леса на горе Маковец, недалеко протекала речка. Братья построили на этом месте хижину и срубили небольшую церковь, которую решили освятить во имя Святой Троицы. Наступили холода, кончились съестные припасы, Стефан не выдержал тяжёлой жизни в лесу и ушёл в большой и богатый монастырь. Варфоломей остался один, продолжая усердно молиться Господу. Он позвал к себе в пустыньку старца игумена Митрофана, который совершил обряд пострижения в монахи. Варфоломей получил новое имя: Сергий. Инок жил в пустыньке, трудился и молился. Полчища бесов пытались устрашить его, но не могли. По ночам выли волки, но монах не боялся диких зверей. Однажды ранней весной, выйдя из своего жилища, Сергий столкнулся с большим тощим медведем. Зверь вначале сердито зарычал, но Сергий не испугался. Было видно, что зверь ослабел от голода. Сергий пожалел его, вынес краюху хлеба и протянул косолапому. Медведь съел хлеб и стой поры часто навещал Сергия, и тот всегда делился с мишкой хлебом. Когда хлеба было мало, он кормил медведя, а сам голодал. Спустя несколько месяцев медведь стал почти ручным. Так, в соседстве с дикими зверями и птицами, в постоянных молитвах и раздумьях прожил Сергий два года.
Физкультминутка: «Природа»
Руки подняли и покачали-
Это деревья в лесу. (Руки вверх, плавное покачивание.)
Руки согнули, кисти встряхнули-
Ветер сбивает росу. (Встряхивание рук.)
В стороны руки, плавно помашем-
Это к нам птицы летят. (Руки в стороны, движения вверх-вниз.)
Как они сядут, тоже покажем
Крылья сложили назад. (Присесть.)
Воспитатель: Ну вот мы с Вами немного отдохнули, а теперь чтобы мне вновь начать свой рассказ я хочу предложить посмотреть видеоклип, который снят на песню Преподобного Сергия Радонежского (просмотр видеоклипа)
2 часть. Продолжение рассказа воспитателя:
Я продолжаю свой рассказ.
Его уединение длилось около двух лет. По Руси пошла молва, что в лесу, живет одинокий отшельник, Божий человек, что даже звери служат ему, и стали стекаться иноки. Сергий принимал всех, но предупреждал, что жизнь их ожидает трудная и полная лишений. Так образовалось в лесу целое монашеское поселение. Построили двенадцать келий, обнесли оградой. Так в 1337 г. зародился Троице-Сергиевский монастырь. Сергий знал в этом поселении каждого монаха и обо всех заботился: приносил воду из-под горы, помогал строить дома, вскапывал огород и обо всех молился. Встанет рано, когда солнышко ещё не взошло, принесёт к каждой избушке по ведру воды, а потом самым первым придёт на церковную службу. Он хотел побольше сделать трудных дел, с которыми другие люди не справлялись. Сергий ещё и зерно молол, и хлеб пёк, и еду варил, обувь и одежду шил. Когда человек заботится не о себе, а о других, он становится лучше. Если он ещё и молится много, то к Богу всё ближе и ближе становится. Его просьбы Господь слышит и исполняет. Кроме Троице-Сергиева монастыря, Сергий основал Благовещенский монастырь на Киржаче, Старо-Голутвин близ Коломны, Высоцкий монастырь, Георгиевский на Клязьме. Во все эти обители он поставил настоятелями своих учеников. Более 40 обителей было основано его учениками, например, Саввой (Саввино-Сторожевский близ Звенигорода, Ферапонтом (Ферапонтов, Кириллом (Кирилло-Белозерский, Сильвестром (Воскресенский Обнорский). Согласно житию, Сергий Радонежский совершил множество чудес. Люди приходили к нему из разных городов для исцеления, а иногда даже для того, чтобы просто увидеть его. Как утверждает житие, однажды он воскресил мальчика, который умер на руках отца, когда он нёс ребёнка к святому для исцеления.
Достигнув глубокой старости, Сергий, за полгода прозрев свою кончину, призвал к себе братию и благословил на игуменство опытного в духовной жизни и послушании ученика, преподобного Никона. Умер Сергий 25 сентября 1392 г. и вскоре был канонизирован. Произошло это еще при жизни людей, знавших его. Случай, более никогда не повторявшийся. В настоящее время мощи преподобного Сергия находятся в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры.
3 часть. Итог занятия:
Беседа с детьми (выяснить насколько детей заинтерисовала данная тема) :
- Что запомнили?
- Что интересного для себя узнали?
4. Часть Коллективная работа (аппликация)
5 Часть. Воспитатель. Ребята я вас приглашаю на экскурсию в Троице-Сергиеву Лавру, в это святое место где каждый человек приезжая туда чувствует сильную благодать и умитворение. (виртуальная экскурсия в Троице-Сергиеву Лавру)
Список используемой литературы:
1. Запесоцкая Р. Книжка для детей «Житие святого Преподобного Сергия
Радонежского»
2. Потаповская О. М. Самые главные праздники Бахметева А. Н. «Житие
святых для детей»
3. «Преподобный Сергий Радонежский. Всея Руси чудотворец.»
(Пересказ для детей А. А. Кудласевич).
4. «Житие, чудеса и заветы Преподобного Сергия, Радонежского
чудотворца.»(Трифонов Печенгский монастырь).