Таля Тербежекова
Консультация «Воспитание чувство милосердия»
▼ Скачать + Заказать документы
Дети рано начинают чувствовать доброту, справедливость взрослых, сверстников и чутко реагируют на малейшие проявления недоброжелательности, пренебрежения. Очень важно, чтобы гуманные чувства они распространялись не только на себя, а умели сострадать людям, быть милосердным.
Что такое милосердие? Это готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия (так толкует словарь Ожегова).
Публикация «Консультация „Воспитание чувство милосердия“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Темочки
Я считала своей задачей воспитать у детей эту готовность, желание заботиться о других. Беседовала с ними о добрых поступках людей, читала им художественные произведения, вместе с ними разучивала пословицы и поговорки, проводила дидактические игры, стремилась обогатить их речь такими словами, как «добрый», «чуткий», «отзывчивый».
Когда читала ребятам «Азбуку нравственности», особое внимание обратила на слова: «Упавшему помоги встать. Старому, слабому, слепому помоги перейти дорогу. И делай это сердечно, от души, любезно, не хмурясь».
Поступки детей не всегда были справедливыми, добрыми. Приведу несколько примеров.
Люда сказала маме Тайры: «Вашу Тайру сегодня наказали». В ее голосе не было и тени сожаления, она даже радовалась. На следующий день я рассказала детям, что Тайрина мама работает поваром. Работа эта тяжелая, а дома есть еще маленькая девочка, за которой надо ухаживать. Поэтому мама очень устает. «Сегодня Люда расскажет Тайриной маме, как хорошо поет и танцует ее дочка, и ей будет радостно. А от радости у человека и усталость проходит». Девочка выполнила мою просьбу, и, действительно, все ребята видели, как улыбается мама Тайры.
Коля разбил тарелку. Остальные дежурные побежали мне жаловаться. Никто из них не помог расстроившемуся мальчику, никто его не успокоил, хотя все ребята знают, что наказание всегда плохо, горько, неприятно. Я объяснила детям: «Ведь Коля сделал это нечаянно. Ему так стыдно, а вы еще злорадствуете, лучше бы помогли товарищу».
В воспитании милосердия большая роль отводится художественной литературе. Часто герои рассказов, сказок переживают от того, что причинили другим вред, и мучаются, пока не искупят свою вину. Несколько раз я читала детям немецкую сказку «Кукушка» - о том, как мать превратилась в кукушку и улетела от своих черствых, недобрых сыновей и осудили их. И поэтому мой вопрос: «Вам жалко сыновей?» - удивил детей, но я хотела, чтобы ребята, осознавая их вину, все же испытывали к ним чувство жалости и сострадания. И в конце беседы подвела детей к выводу: «Действительно, дети сами виноваты в том, что произошло, но ведь и их жаль: они остались без матери».
Я стараюсь воспитывать в детях заботу о тех, кто нуждается в помощи, защите. Отношение к близким пыталась раскрыть с помощью таких произведений, как «Трудный вечер» Н. Артюховой, «Посидим в тишине» Е. Благининой, «Вовка- добрая душа» А. Барто, «Самое страшное» Е. Пермяка.
Очень интересной была беседа в старшей группе о книге В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо». Дети рассматривали картинку, на которой изображена такая ситуация: «Как бы ты поступил, если был там?» - ответы были самими разнообразными. Слава очень зло сказал: «Я бы отобрал мишку, отдал его девочке, а злого мальчика побил». Тогда я спросила: «А если бы ты мальчика хорошо попросили он сам бы отдал девочке мишку?». Слава задумался и произнес: «Тогда бы я его не трогал. Но он должен был извиниться».
Цель моих бесед – показать детям, что ласковое, доброе слово действует быстрее и эффективнее, чем физическая сила.
Помогла мне в работе и сказка В. Катаева «Цветик – семицтветик». Она учит детей состраданию, заботе о людях. Ведь девочка из сказки самое большое удовлетворение получила только тогда, когда исцелила безнадежно больного мальчика. Значит, делая добро другому, и сам становишься счастливее.
Нравится детям рассказ Э. Цюрупы «Олешек», в котором говориться, как летчик с мальчиком строят землянку, заготавливают дрова, сушат сухари. И это все для того, чтобы неизвестный друг, если попадет в лесу в буран, смог укрыться от непогоды. Чтобы подчеркнуть, как мальчик был счастлив, делая доброе дело, я два раза прочитала слова: «Утром, сияя от счастья, с разгоревшимися щеками, Олешек мчался по знакомой тропинке, к снежному замку. В сердце у него как будто пели птицы». А в то время беседы спросила у детей: «Почему в сердце Олешека пели звонкие птицы?». Почти все ответы были правильными: «Потому что он делал доброе дело и был рад».
Формировать гуманные представления невозможно только с помощью замечаний, наставлений и порицаний. Важно воспитать у детей способность видеть, понимать и разделять огорчения и радости другого. В чем должна проявляться эта способность?
В умении относится к другому как самому себе, понимать, что ему может быть больно и неприятно, когда его обижают.
В готовности прощать нечаянно причиненную боль, извиняться, если виноват.
В умении считаться с желаниями и интересами товарищей.
В чуткости к настроению другого.
Познакомила ребят с рассказом В. Сухомлинского «У бабушки дрожат руки». У старой бабушки после болезни дрожали руки. Из-за этого внучка стеснялась пригласить на день рождения подруг, боялась их насмешек. Мама сначала долго молчала, а потом сказала: «У нас сегодня бабушка больна, поэтому именинного обеда не будет. Поздравляю тебя, Нина, с днем рождения. Желаю тебе стать настоящим человеком!». Дети правильно поняли, почему мама обиделась на девочку, и посочувствовали бабушке.
В беседах с детьми я часто использовала казахские пословицы и поговорки. Например :
Конечно путник плох не зрячий, но бессердечный плох тем паче.
От человека верного – деянье,
А от неверного - лишь обещанье.
Кто всех добрей-
Тот всем хорош.
У тех друзей
И не сочтешь.
Если трава сошла
Луга бросать не надо.
Плохи у друга дела –
Друга бросать не надо.
Эти пословицы давали повод для разговора о настоящей дружбе.
Мы все стремимся к тому, чтобы наши дети выросли честными, добрыми, счастливыми. И как бы хотелось, чтобы воспитанное в детстве чутье к добру и злу навсегда осталось в человеке.