яна синицына
Формирование чувства доброты и милосердия у дошкольников через художественное творчество
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование чувства доброты и милосердия у дошкольников через художественное творчество
Формирование личности представляет собой сложный непрерывный процесс, при котором потребности личности адаптируются к потребностям общества. Этот процесс происходит более эффективно и безболезненно, если он осуществляется планомерно, начиная с детства, при взаимодействии и взаимопонимании, в первую очередь, родителей и дошкольных образовательных учреждений.
Темочки:
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция апрель 2019
Современное общество требует такие качества личности как активность, инициативность, целеустремленность, настойчивость. Конечно, родители желают видеть своих детей деловыми и успешными, считая это необходимыми условиями выживания в таком непростом мире. Создается впечатление, что нравственным качествам в этом мире места нет.
Но, забывая об этих качествах, мы рискуем остаться каждый сам по себе. Неспособность сопереживать, сострадать, помогать влечет за собой извращение чувств, лишает человека любви к себе подобным, животным, природе, радости собственного труда.
Несомненно, что становление ребенка как личности начинается с раннего детства. В. А. Сухомлинский сказал, что "добрые чувства должны уходить своими корнями в детство. Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь… В детстве человек должен пройти эмоциональную школу - школу воспитания добрых чувств"[1, с. 30]. Поэтому воспитание доброты и милосердия у дошкольников является одной из приоритетных задач дошкольного образования. Ведь маленькие дети еще непосредственно воспринимают окружающий мир. Зачастую в их поступках присутствует эгоизм и равнодушие, они чувствуют только свою боль, их мало заботит то, что чувствуют другие. Это абсолютно естественно потому, что малыши не умеют оценивать свои поступки глазами других. Только мы - взрослые можем заложить основы доброты и милосердия, научить ребенка мыслить, чувствовать, понимать значимость моральных ценностей.
Я считаю важнейшей целью своей работы – формирование основ нравственных качеств личности.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
- способствовать развитию у детей таких личностных качеств как сочувствие, сострадание, желание помочь, умение прощать, отзывчивость, доброжелательность, уважение к окружающим, стремление совершать добрые поступки;
- воспитывать в детях желание быть добрым и милосердным.
Воспитание чувств сострадания, доброты и милосердия у детей осуществляю во время игр, бесед, наблюдений, чтения художественной литературы. После чтения с детьми обсуждаем и анализируем поступки героев, разбираем ситуации. Обращаю их внимание на состояние «пострадавших персонажей» и всегда спрашиваю: Кто и почему положительный, а кто отрицательный герой? Кто больше страдает, кому больно? Можем ли мы помочь и как? Как правило, предлагаю изменить конец произведения, используя художественные способности детей. Опыт работы показал, что художественное творчество является у детей наиболее предпочтительным средством выражения своего видения мира. Оно формирует у ребенка образное мышление, развивает фантазию, помогает выразить эмоциональное отношение к окружающим, передать и выразить свои чувства и эмоции, формирует чувство прекрасного [2]. А главное, этот вид деятельности можно включать практически во все режимные моменты.
Вот, к примеру, сказка «Колобок» : ребята нарисовали нового колобка для бабушки и дедушки. Кто-то несколько колобков для всех персонажей. Один ребенок нарисовал морковку, объяснив тем, что ему жалко колобка, и поэтому угостит всех животных морковкой. Несколько детей слепили колобков, сказав, что пластилиновый персонаж не съедобный. Теперь ребята сами предлагают помочь персонажам произведений - нарисовать новый теремок, дом, подснежники, игрушку. Дети верят, что их рисунки обязательно помогут персонажам и принесут им радость. Так они учатся быть милосердными, сопереживать, формируется желание и стремление помогать.
Не менее эффективными средствами закладывания основ моральных ценностей являются прогулки. Во время прогулок мы не просто наблюдаем за объектами растительного и животного мира, природными явлениями — учимся любоваться ими, беречь, заботиться. К примеру, объясняю, что если ты хочешь подарить маме цветок, не надо его рвать, можно нарисовать; не надо ловить насекомых, нарисуй, сделай оригами или слепи; нельзя ломать дерево – ведь оно такое красивое, живое, ему больно и это дом для птиц и насекомых. Рассказываю детям, что животный и растительный мир очень беззащитны перед человеком, нуждаются в нашей заботе, помощи, уходе. Поощряю детей, которые жалеют, сопереживают, проявляют заботу. И дети стали более бережно относится к природе, замечать красоту окружающего мира, его хрупкость. Делают дома и рисуют на земле дорожки для муравьев, кроватки букашкам, подкармливают птиц, животных, а на асфальте рисуют солнце хмурому небу для настроения.
Попросите малыша подарить вам что-нибудь. Для него это не просто, ребенок привык только получать, а отдавать, да просто так и от всего сердца, не умеет. В нашей группе есть традиция – рисовать открытки каждому имениннику. Сначала не все воспитанники дарили свою открытку, но увидев радость получавшего поздравления от остальных деток, всё же её дарили. А теперь часто рисуют открытки близким даже для того, чтобы просто порадовать, чтобы «мама улыбнулась», чтобы «бабушка выздоровела», чтобы «папа не скучал». Создаем книжки – малышки, подарки для детей младшего возраста, здесь вначале тоже столкнулась с нежеланием отдавать свои поделки другим. Объяснила, что малыши не умеют еще рисовать, вырезать, лепить, а им так хочется иметь книжку, «фотографию» животного или этот красивый цветок – и вот воспитанники уже с радостью дарят и обещают сделать еще что-нибудь красивое и интересное, ведь малыши очень обрадуются. И конечно же, ни один праздник не обходится без рисунков и поделок близким - внимательными и заботливыми.
Часто рисуем настроение - настроение погоды, мамы, друга, воспитателя, персонажа сказки, животного, реакцию и ответ на проблемные ситуации, на отрицательные поступки. Так дети учатся понимать причины плохого или хорошего настроения, оценивать поступки, сопереживать, радоваться успеху других, жалеть.
Быть добрым, милосердным может быть каждый. Теперь дети знают, что рядом могут быть те, кто нуждаются в их помощи, внимании, поддержке.
Литература:
1. Сухомлинский В. А. «Сердце отдаю детям». - https://studfiles.net/
2. https://infoblago.ru/