Сухарева Ольга
Психологическое просвещение и психологическая профилактика родителей дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые коллеги, согласитесь, что сейчас в наше время педагогическая культура большинства родителей находится на низком уровне. Ведь в университетах, колледжах и в других учебных заведениях нет такого специального курса или предмета, где молодых людей учат как стать хорошими мамами и папами, как нужно взаимодействовать с детьми и правильно их воспитывать. В принципе, этому не обучают нигде и никогда.
Таким образом, вопросами психолого-педагогического просвещения я считаю можно и нужно заниматься в ДОУ.
Публикация «Психологическое просвещение и психологическая профилактика родителей дошкольников» размещена в разделах
Когда говорим о психолого-педагогическом просвещении сразу же вспоминаем о психологической профилактике. Обоснованием для объединения этих двух, на первый взгляд, разных направлений в единое целое является то, что просвещение родителей носит профилактический, то есть предупреждающий характер. Ведь основным средством профилактики отношений в развитии детей служит информированность родителей, повышение их психолого-педагогической культуры.
Изменить ситуацию педагогической безграмотности позволяет планомерная и содержательная работа ДОУ, направленная на психолого-педагогическое просвещение родителей.
Родители должны понимать (и учреждение, и мы психологи должны эту мысль до них донести, что именно они являются наиболее заинтересованной стороной в вопросах педагогического взаимодействия, поскольку на них лежит ответственность за воспитание и качество образования их детей, а ДОУ является профессиональным посредником и помощником для них.
Принципы организации
Задача детского сада — наладить тесное и плодотворное взаимодействие с родителями воспитанников на основе таких принципов:
• взаимоуважения;
• терпимости;
• толерантности;
• доверия друг другу;
• взаимной поддержки;
• терпения;
• помощи;
• готовности воспринять позиции друг друга.
Подбирая темы и материал для занятий с родителями нужно помнить о таких особенностях предлагаемой информации:
• актуальность и полезность;
• превентивность;
• практическая целесообразность;
• основывалась на конкретных фактах и жизненном опыте.
Таким образом, считаю, что мы психологи должны наладить максимально продуктивный диалог с родителями, добиться от них позитивного отклика на свою деятельность. Для этого рекомендуется предельно расширить круг вовлеченности родителей в различные сферы дошкольной жизни и применять различные способы образовательного воздействия на родителей.
Психолого-педагогическое просвещение родителей организовываю с помощью следующих форм работы с семьё й:
• индивидуальные и тематические консультации;
• родительские собрания;
• информация в родительских уголках.
В круг актуальных вопросов, предлагаемых мной родителям входят :
• адаптация младших дошкольников;
• возрастные особенности детей;
• условия, необходимые для полноценного психологического развития;
• готовность к школе и т. д.
Рассмотрим основные вопросы подробно :
1) Адаптация младших дошкольников. Сюда входит:
• информирование в устной и письменной форме родителей об особенностях адаптации дошкольников, об особенностях режима дошкольного учреждения; т. е. в уголок родителей размещается наглядная информация различной тематики, и индивидуально с каждым родителем проводятся беседы о прохождении адаптации ребенком;
• отслеживание самого процесса привыкания ребенка и его корректировка совместно с педагогом. Сама работаю в первой младшей на 0,5 ставки. Стараюсь уделить всем детям достаточно внимания, тем самым облегчить им процесс привыкания.
2). Готовность к школе:
• на основе психологической диагностики уровня готовности разрабатываются рекомендации для родителей по повышению уровня готовности к школе;
• консультации родителей по вопросам индивидуализации процесса подготовки к школе.
Подводя итог, можно сказать, что эффективность психопрофилактической работы психолога определяется ещё и грамотным отбором тем для выступлений. Они должны быть результатом анализа ситуации развития ребенка, особенностей склада семейного воспитания, а не просто желания рассказать родителям о чем-то интересном. Именно психологической профилактике специалист должен поэтому уделять особое внимание. Тогда возможно будет предупредить нежелательные отклонения в развитии детей.
Спасибо за внимание!