Татьяна Горбунова
Программа «Психологическая компетентность дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Психологическая компетентность и грамотность, психологизация сознания являются основными условиями повышения эффективности современного дошкольного образования. Именно психологическая компетентность помогает сохранению и укреплению психического здоровья ребенка. Одной из основных составляющих психологической компетентности ребенка дошкольного возраста является знание путей гармонизации эмоционально-волевой сферы. Умение регулировать свои эмоциональные процессы чрезвычайно важно для дошкольника, поскольку именно такое умение помогает ребенку найти адекватные способы снятия напряжения. В противном случае это верный путь к развитию патологических привычек и различных негативных зависимостей (телевизионная, компьютерная и др.).
Публикация «Программа „Психологическая компетентность дошкольников“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Программы
- Темочки
Психологическая компетентность ребенка дошкольного возраста— это знание и понимание ребенком себя, умение найти способы преодоления своих негативных состояний, это способность решить возникающие проблемы или обратиться за помощью к компетентному значимому взрослому.
Первый этап формирования психологической компетентности у ребенка включает предоставление ребенку возможности оценить свое состояние и настроение, то есть провести самодиагностику. Необходимо привлекать внимание детей к эмоциональному миру человека, обучать выражению эмоций и их распознаванию, инициировать самопознание детей. Неумение ребенка выразить свои чувства словами при неблагополучных условиях развития может приводить к невротическим расстройствам и психосоматическим заболеваниям.
Второй этап воспитания психологической компетентности заключается в предоставлении ребенку возможности самостоятельно или, прибегнув к помощи взрослого откорректировать свое состояние, настроение. Для многих детей дошкольного возраста характерно подавление своего гнева в отношении взрослого и открытое проявление гнева в социально непри-емлемых формах (драки, обзывания, насмешки) в отношении сверстников. В связи с этим важным является обучение дошкольников конструктивным формам выражения своих отрицательных эмоций.
Закрепление полученных знаний о способах преодоления своих негативных состояний и выходах из неожиданных ситуаций эффективно происходит у ребенка дошкольного возраста через опорные рисунки-символы, которыми он может воспользоваться в трудной ситуации.
Цель программы: Повышение психологической компетентности детей старшего дошкольного возраста.
Задача программы: Способствовать развитию умений понимать, осознавать и выражать свои чувства.
Для развития психологической компетентности детей дошкольного возраста мною составлен цикл психологических занятий для работы над различными эмоциональными состояниями, как радость, страх, обида и гнев, любовь.
Программа рассчитана для детей старшего дошкольного возраста. Для занятий понадобится мяч и свободное место, где детям можно удобно встать или сесть в круг. Еще для каждого ребенка на каждое занятие нужна одна чистая страница. Лучше, если страницы этой самодельной психологической тетради будут разного цвета. Занятия строятся таким образом, что после выполнения игровых упражнений и проигрывания сказочных историй по теме занятия ребенок выполняет задание в индивидуальной психологической тетради. Закрепление полученных знаний и умений в нахождении способов преодоления своих негативных состояний происходит через рисование ребенком тех опорных рисунков-символов, которыми он может воспользоваться в трудной ситуации. Каждая страница предусматривает домашнее задание, для выполнения которого необходимо участие значимого взрослого (например, к «Страшной странице» дается такое домашнее задание: «Спроси родителей, чего они боялись в детстве. Попроси родителей рассказать и зарисовать для тебя, как они справлялись со своими страхами»).
Примерная структура занятия:
1. Упражнение «Продолжи предложение…»
2. Пиктограмма, пантомима (изучающего эмоционального состояния);
3. Беседа об эмоциональном состоянии, чтение рассказов, сказок;
4. Рисунок эмоционального состояния;
5. Рефлексия.
Тематическое планирование
Занятие 1 Обидная страница
1. Продолжи предложение «Я обижаюсь, когда…»
2. Проигрывание ситуации «Что сделать, если тебя кто-то обидел?»
3. Пантомима «Я обиделся»
4. Игра «Попроси прощения»
5. Ролевая игра «Ты обиду не держи, поскорее расскажи!»
6. Рисуем «Обиду»
7. Рефлексия Спроси своих родных, как они справляются со своими обидами.
Занятие 2 Веселая страница
1. Продолжи предложение «Что тебя радует?», «Что тебя радует в детском саду?», «Что тебя радует дома?»
2. Этюд «Изобрази радость»
3. Игра «Покажи, как доставить радость другому человеку»
4. Рисуем «Радость»
5. Совместный рисунок «Радость»
6. Рефлексия Спроси у своих родных, что их больше радует дома и на работе
Занятие 3 Страшная страница
1. Продолжи предложение «Я боюсь, когда …»
2. Пантомима Страх
3. Проигрывание страшных ситуаций
4. Рисунок «Страхи»
5. Беседа Как побороть страх? Дорисовываем рисунки
6. Рефлексия Спроси у своих родных сего они боялись в детстве и как справились со страхом
Занятие 4 Сердитая страница
1. Продолжи предложение «Я сержусь, когда…»
2. Этюд «Я сержусь»
3. Пантомима «Я рассердился, я просто зол, как Серый волк, которому не досталась Красная шапочка!»
4. Рисунок «Мой гнев»
5. Рефлексия Спроси своих родных, на что они сердятся
Занятие 5 Удивительная страница
1. Продолжи предложение «Я удивляюсь, когда…»
2. Этюд «Удивление»
3. Игра «Продолжи историю»
-Однажды я пришел домой и очень удивился тому, что…
- Однажды на улице я удивился, когда увидел…
-Однажды я пришел в детский сад и очень удивился…
4. Игра- соревнование «Удивительное рядом»
5. Рисуем «Что тебя удивляет»
6. Рефлексия Спроси своих родных, чему они удивляются
Занятие 6 Опасная страница
1. Игра «Если вдруг, то я …»
-потерялся на улице;
-ко мне подошел незнакомый человек и предложил конфету;
-большой мальчик предлагает спуститься в подвал, подняться на стройку, поиграть в лифте, пойти разжечь костер и др;
2. Ролевая игра «Проигрывание опасной ситуации»
3. Рисуем «Опасная ситуация»
4. Рефлексия Спроси у родных, как они справляются с опасными ситуациями
Занятие 7 Личная страница
1. Игра «Я люблю…»
2. Этюд «Я люблю»
3. Расскажи о том, кого ты любишь
4. Рисунок «Что и кого я люблю»
5. Рефлексия Спроси у своих родных, кого или что они любят
Занятие 8 Добрая страница
1. Игра «Волшебные воздушные шары»
2. Этюд «Добрый человек»
3. Игра «Добрые дела в детском саду, дома, на улице»
4. Рисунок «Добрый человек»
5. Рефлексия Спроси у своих родных, какие добрые дела они помнят из своего детства
Занятие 9 Творческая страница
1. Игра «Сочиним вместе сказку»
2. Нарисуй сказку Покажи свою тетрадь своим родным и расскажи, что нового ты узнал на занятиях
Список литературы
1. Алексеева, Е. Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста [Текст] : Алексеева Е. Е. – СПб. : Речь, 2007. – 24с.
2. Хухлаева, О. В., Хухлаев, О. Е., Первушина, И. М. Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольников [Текст] : Хухлаева О. В., Хухлаев О. В., Первушина О. Е. - 3-е издание. – М. : Генезис, 2010. – 175 с.
3. Хухлаева, О. В. Лесенка радости [Текст] : Хухлаева О. В. – М. : Генезис, 1998.