Ольга Корнева
Консультация «Охрана детского голоса 4–5 лет при обучении пению»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 4 общеразвивающего вида городского округа
город Нефтекамск Республики Башкортостан
«Художественно – эстетическое развитие»
тема: «Охрана детского голоса 4 – 5 лет при обучении пению»
Подготовила
Музыкальный руководитель
Корнева Ольга Сергеевна
Публикация «Консультация „Охрана детского голоса 4–5 лет при обучении пению“» размещена в разделах
- Вокал. Обучение детей пению
- Консультации для родителей
- Охрана голоса ребенка. Консультации
- Поем, учимся петь. Консультации для родителей
- Средняя группа
- Темочки
2020 год
Охрана детского голоса 4 - 5 лет при обучении пению.
Пение является важнейшим средством музыкального воспитания и играет существенную роль в решении задач всестороннего и гармоничного развития ребёнка. Уже в раннем возрасте дети реагируют на песню, ещё не понимая её содержание. По мере развития мышления, речи, накопления новых представлений усложняются и переживания ребенка, возрастает интерес, как к самой песне, так и к её воспроизведению. Голос ребенка - естественный инструмент, которым он обладает с ранних лет. Вокальные проявления начинаются уже у новорожденных. Доказано, что по крику, плачу ребенка уже можно определить, какой голос будет - высокий или низкий. Голосовой аппарат развивается через звуковые сигналы доречевой коммуникации (писк, стон, плач, гуление). К пяти годам начинается постепенное развитие голосовых связок. И пение всё время присутствует в жизни ребёнка, заполняет его досуг, помогает организовывать творческие, сюжетные игры. Педагоги должны грамотно регулировать процесс пения, использовать для укрепления голосового аппарата такие здоровье сберегающие технологии, как игровые, фонопедические и оздоровительные упражнения для горла.
Но мы не должны забывать о том, что певческий аппарат ребёнка в дошкольном возрасте анатомически и функционально только начинает складываться (связки ещё тонкие, нёбо малоподвижное, дыхание слабое, поверхностное, и поэтому задача охраны детского певческого голоса является главной. Дети должны петь легко и звонко, музыкально и выразительно. Пение должно быть удобным, доставлять детям удовольствие. В противном случае, при неправильном режиме голосообразования, нарушении гигиенических норм ребёнок испытывает напряжение гортани, у него устаёт голос, который будет звучать тяжело и некрасиво. Певческое звучание, ввиду неполного смыкания голосовых связок и колебания только краёв, характеризуется легкостью, недостаточной звонкостью и поэтому требует к себе бережного отношения.
Заботясь о формировании певческого голоса ребёнка, необходимо оберегать его от распространенной в последнее время эстрадной манеры пения, которая требует наличия определенных певческих навыков, громкого, форсированного звучания. Дети никогда не должны петь громко! Громкое пение («пение - крик») ставит под угрозу здоровье певческого аппарата. Необходимо постоянно следить, чтобы дети пели и разговаривали без напряжения, не подражая излишне громкому пению взрослых, не разрешать им петь на улице в холодную и сырую погоду. Следите за тем, чтобы ваши дети не пили холодную воду, не ели мороженое в разгоряченном состоянии во избежание простуды.
Охрана детского голоса предусматривает правильно поставленное обучение пению. Этому во многом содействует продуманный подбор музыкального материала - репертуар, соответствующий певческим возрастным возможностям детей. Крик, шум портят детский голос, притупляют слух детей и отрицательно влияют на нервную систему.
Правильный режим голосообразования является результатом специальной работы музыкантов по постановке певческого голоса. Эту работу необходимо начинать с детьми уже в дошкольном возрасте, который чрезвычайно благоприятен для становления основных певческих навыков.
А. Е. Варламов, замечательный композитор и педагог, один из основоположников русской вокальной школы, считал, что если ребёнка учить петь с детства (при соблюдении осторожности в занятиях, его голос приобретает гибкость и силу, которые взрослому человеку даются с трудом. Ученые - исследователи считали, что правильное развитие певческого голоса уже в дошкольном возрасте воспитывает у ребёнка любовь к музыке, оберегает от крика, от напряжения голосовых связок, которые должны быть здоровы. Для того, чтобы научить детей петь правильно, сформировать у них основные певческие навыки и не принести серьёзный ущерб голосу вы должны понимать базисные механизмы вокализации и обладать способностью - вокальным слухом, чтобы услышать, правильно ли поет ребёнок и как его нужно поправить.
Во время обучения дошкольников пению следует вначале определить диапазон голоса каждого ребёнка и стремиться систематически его укреплять, чтобы большинство детей могли свободно владеть своим голосом. Многие исследователи отмечают, что в возрасте от 4 - 5 лет детские голоса звучат ненапряженно, естественно в пределах ре - си первой октавы, хотя многие ребята могут воспроизводить и более высокие звуки. Наряду с этим важно создать благоприятную «звуковую атмосферу», способствующая охране голоса и слуха ребёнка. Дети в возрасте 4 - 5 лет знакомятся с некоторыми первоначальными звуковысотными и ритмическими понятиями, которые складываются в ходе постоянных упражнений, развивающих методический слух, определяют движение мелодии вверх - вниз, сравнивают звуки различной высоты, длительности, поют интервалы, распевки. Распевки «разогревают» певческий аппарат, на них легче формировать певческие навыки и интонационный звуковысотный слух.
Известно, что занятия пением, если они включают постановку певческого голоса и строятся грамотно и природосообразно, способствуют физическому развитию детей, укреплению их здоровья. В противном случае они могут нанести вред детскому организму, привести к заболеваниям певческого аппарата.
Уважаемые взрослые! Соблюдайте все данные рекомендации и тогда достигните больших успехов в музыкальном воспитании своего ребёнка.
Список используемой литературы:
1. Арсеневская О. Н. «Система музыкально – оздоровительной работы в
детском саду» издательство «учитель» 2011
2. Руденко И. В.
Аннотация:
В статье предоставлена работа с детьми по охране детского певческого голоса. Освещена методика правильногозвукоизвлечения. Даны рекомендации по здоровьесберегающим технологиям. Адресована музыкальным руководителям, воспитателям ДОО, может быть полезна всем тем, кому небезразлично развитие певческих навыков у детей, сохранение их здоровья.
Ключевые слова:
1. Здровьесберегающиетехнологие - распевки, дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, пальчиковые игры.
2. Фонопедические упражнения - оздоровительные упражнения для горла и игры со звуком.