Анна Загулина
Ограниченный словарный запас у детей с ОНР: причины
▼ Скачать + Заказать документы
Преодоление общего недоразвития речи у детей является одной из актуальных проблем в логопедии.
Одной из главных составляющих этой несформированности является бедность и недостаточная систематизированность словарного запаса.
Для использования правил грамматики на практике необходимо уметь быстро подбирать проверочные слова, а дети не ориентируются в своем небогатом словарном запасе, не знают точного значения многих слов. Бедность словаря проявляется, например, в том, что дети не знают названий овощей, птиц, цвета, животных диких и домашних, названий геометрических фигур, частей тела и тд.
Публикация «Ограниченный словарный запас у детей с ОНР: причины» размещена в разделах
Характерной особенностью лексики детей с ОНР является неточность употребления слов. Иногда дети используют слова в слишком широком значении, а в других- слишком узкое значение слова.
Детям с ОНР свойственно употребление определенного слова лишь в конкретной ситуации, однако оно не используется в контексте другой ситуации. Поэтому, понимание и употребление слова носит еще и ситуативный характер, чем и объясняется большое количество ошибок, проявляющееся в замене слов.
Важнейшим фактором обогащения словаря является социальная среда, речевая деятельность взрослых и их общение с ребенком. Все дети развиваются по разному, так и их словарь будет расти вместе с ними. Дети одного возраста могут иметь разный уровень из-за многих причин, в основном, социальных, например, культурный уровень семьи, умение родителей следить за своей речью и исправлять ошибки ребенка уже с раннего возраста, т. к. словарь формируется в процессе общения ребенка с ближайшем окружением.
Для успешного овладения образовательными универсальными действиями необходимо постоянное расширение словарного запаса, совершенствовать владением слова и разнообразными лексическими средствами языка, что в свою очередь, будет способствовать развития коммуникативной, языковой, лингвистической компетенции ребенка. Полноценная речь ребенка, имеющего общее недоразвитие речи, может быть развита только при целенаправленной коррекционной работе.