Елена Кирюшина
Технология реализации системы по трудовому воспитанию в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Кирюшина Елена Николаевна,
воспитатель,
МБДОУ ДС № 68/2,
г. Иркутск
Трудовое воспитание дошкольников
Качество трудового воспитания детей в детском саду на современном этапе обсуждается с особой остротой, так как в дошкольных учреждениях этому вопросу уделяется слишком мало внимания. Трудовая деятельность детей становиться все более эпизодической, не организуется педагогами на требуемом уровне, а поэтому не приносит детям должного удовлетворения. В тоже время родители не считают вопрос трудового воспитания одним из важных для будущей адаптации ребенка в социуме, более значимую роль для них играет развитие интеллектуальных способностей.
Публикация «Технология реализации системы по трудовому воспитанию в ДОУ» размещена в разделах
Мы в дошкольном учреждении проводили анализ трудового воспитания, который показал, что не все педагоги представляют себе всю линию развития трудовой деятельности ребенка от младшего до старшего возраста, не осознают преемственность целей и задач трудового воспитания и особенности их реализации в разных возрастных группах, низкий уровень самостоятельности детей дошкольного возраста в трудовой деятельности обусловлен трудностями, которые встречают воспитатели при организации трудового процесса :
• учебно - дисциплинированная модель взаимодействия педагога и ребенка во время трудовой деятельности;
• воспитатели не в полной мере владеют умением строить трудовую деятельность, развивающую самостоятельность ребенка, творчество и проявление его индивидуальности;
• трудовая деятельность детей носит искусственный характер, так как содержание труда не всегда интересно для них. Ребенок не видит его значимости;
• дети не испытывают положительных эмоций от труда.
Творческой группой были разработаны таблицы, которые помогали бы отразить данные качественные изменения трудовых навыков по требованиям общеобразовательной программы в соответствии с ФГТ (которые направлены на достижение цели формирования положительного отношения к труду через решение следующих задач:
- развитие трудовой деятельности;
-воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;
- формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека и сформировать модель развития трудовой деятельности детей дошкольного возраста).
Поэтому в нашем учреждении мы стараемся организовать трудовую деятельность детей, учитывая все трудности и необходимые условия для ее эффективной организации.
Технология реализации воспитательной системы по трудовому воспитанию в ДОУ предусматривает:
• 1. Личностно-ориентированное взаимодействие детей друг с другом, детей и взрослых, педагогов и родителей.
• 2. Конструирование образовательного процесса осуществляется на основе модели субъект субъектного взаимодействия педагога с детьми и их родителями.
• 3. Открытость педагогического процесса, сотрудничество педагогического коллектива детского сада с родителями, другими учреждениями города и района.
Как мы знаем труд детей в детском саду многообразен:
• самообслуживание направлено на уход за собой;
• хозяйственно-бытовой труд направлен на поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов, на обслуживание коллектива;
• труд в природе предусматривает участие детей в уходе за растениями в уголке природы, на огороде, в цветнике;
• ручной труд направлен на изготовление поделок и их украшение
Работая над этой проблемой мы разработали перспективный план по трудовому воспитанию дошкольников. По плану проводится серия мероприятий, посвященных ознакомлению детей с современными профессиями. Ведется планомерная работа по созданию предметно развивающей среды в группе. Группа обеспечена оборудованием и материалом для трудовой организации детей, имеется уголок дежурных, приобретены дидактические игры, детская художественная литература, изготовлены атрибуты по профессиям. Используются разнообразные формы взаимодействия педагогов с родителями воспитанников :
• рассказ родителей о своей профессии и увлечениях;
• анкетирование;
• оформление фотогазет, посещение библиотеки, музея, использование художественных средств (литературы, музыки, искусства)
Организация труда - дело хлопотное для педагога. Но в труде даже самые не послушные, неуверенные дети становятся целеустремленными, активными. Правильно организованный труд привлекает дошкольников, позволяет им осознавать свои возможности, испытать радость от достигнутых результатов. Сотрудничество, благодаря которому развиваются взаимопонимание, сочувствие и согласие, так необходимые при трудовом воспитании, эффективней всего может проявляться в повторяющейся совместной деятельности воспитателя и детей, объединенных достижением общей цели. Характерными особенностями совместной деятельности являются:
• контакт между ее участниками, обеспечивающий обмен действиями и информацией;
• понимание всеми участниками смысла деятельности, ее конечного результата;
• наличие руководителя, который организует совместную деятельность, распределяет обязанности в соответствии с возможностями ее участников;
• возникновение и проявление в процессе деятельности межличностных отношений, характер и окраска которых, влияют на достижение конечного результата.
Какие бы формы ни принимала совместная деятельность взрослых и дошкольников, наибольшее значение в ней имеет отношение воспитателя к объекту деятельности, которое проявляется в его заинтересованном рассказе, эмоциональных реакциях, оценках, объяснениях и правильных, действиях. Взрослый своим поведением создает образец взаимодействия с трудовыми действиями, демонстрируют необходимость и значимость всего того, что совершается на глазах у детей. Немаловажное значение имеет обращение внимания и соблюдение требований безопасности при выполнении трудовой деятельности.
В младшем дошкольном возрасте дети в совместной деятельности являются больше наблюдателями, чем практическими исполнителями, и тем не менее именно в этом возрасте образец взаимодействия с трудовыми действиями имеет решающее значение: дети слышат и впитывают ласковый разговор взрослого с растениями, спокойные и ясные пояснения о том, что и как надо делать, видят действия воспитателя и охотно принимают в них участие. Например, пригласив двух — трех детей участвовать в поливе комнатных растений, воспитатель говорит примерно следующее: «Пойдемте к окну, посмотрим на наши растения, поговорим с ними и польем их. (Подошли к окну.) Здравствуйте, цветочки! Как вы себя чувствуете? Не замерзли, не засохли? (Осматривает растения.) Нет, все в порядке — вы зеленые, красивые. Посмотрите, какие хорошие у нас растения, как приятно на них смотреть! (Трогает землю в горшке.) Сухая земля, а растениям нужна вода — они живые, без воды жить не могут! Польем их». Воспитатель дает каждому ребенку лейку, в которой немного воды, поливает все сам, приговаривая: «Огонек, мы нальем в твой горшок много воды, пей сколько хочешь и расти дальше — мы будем тобой любоваться!» Участие детей в этой совместной деятельности заключается в том, что они слушают речь воспитателя, наблюдают за его действиями, держат лейки, подают и принимают их, вместе наполняют их водой и ставят на место. Обучение как дидактическая задача не стоит на первом плане, оно получается само собой, естественно в процессе совместной практической деятельности.
Таким же образом (по такой же схеме) осуществляется организация совместной трудовой деятельности детей и взрослых в проведении «генеральной уборки». Воспитатель распределяет между детьми дела, просит сначала осмотреть и выяснить, что надо делать, учитывая при этом индивидуальные и гендерные особенности участников, а потом уже приступать к уборке (сам помогает им). Труд детей, какого бы объема он ни был, становится осмысленным, целесообразным. Эффективными формами работы является: проблемное обучение, игровые и образовательные ситуации, использование моделей и схем в ходе трудового процесса. Это положительно сказывается на активизации дошкольников, так как в разных ситуациях не может быть единого верного ответа, следовательно, каждый ребенок может высказать свое предложение по решению проблемы и каждый из них будет прав по - своему. Воспитатель подводит дошкольников к выбору наиболее оптимального варианта решения проблемы в тех или иных условиях.
В детском саду формируются первоначальные представления о труде как экономической категории, который тоже проводим с детьми:
- например, изготовление пирожков или коктейля. За свой труд получают зарплату- деньги, которыми расплачиваются в магазине, кафе. транспорте. В процессе труда возникает потребность знакомства с современными, профессиями: модельер, менеджер, банковский служащий и т. д.
Цели воспитания детей в дошкольном учреждении и в семье едины: и педагог, и родители хотят видеть своего ребёнка трудолюбивым, обладающим навыками доступного им труда, с уважением относиться к труду людей, проявляющим бережное отношение к результатам труда, оказывающим помощь взрослым в семье.
Принцип организации совместной деятельности детей и взрослых в детском саду и семье.
Изготавливая что-то в группе, ребёнок с гордостью несёт это домой. И наоборот: родители в семье могут ремонтировать игрушки, изготавливать атрибуты для карнавальных костюмов и для детского сада. К такому труду можно привлечь и детей, определив для них доступные операции. И какой гордость наполняется ребёнок!
Полезно организовывать совместную деятельность родителей, педагогов и детей в детском саду. Такой работой, объединяющей детей и взрослых, может стать весенняя уборка участка, подготовка огорода к посадке и т. д.
Таким образом, организация разного рода совместных дел родителей и педагогов приближает семью к детскому саду.