Диана Дубовая
Одаренный ребенок
▼ Скачать + Заказать документы
Одаренный ребенок
Определения, даваемые различными специалистами, педагогами и психологами, сводятся в целом к тому, что одаренностью является высокий уровень развития каких либо способностей человека
Виды одаренности :
В практической деятельности: одаренность в ремеслах, спортивную и организационную.
Публикация «Одаренный ребенок» размещена в разделах
В познавательной деятельности: интеллектуальная одаренность различных видов в зависимости от предметного содержания деятельности (одаренность в области естественных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр и др.).
В художественно-эстетической деятельности: хореографическая, сценическая, литературно-поэтическая, изобразительная и музыкальная.
В коммуникативной деятельности: лидерская и аттрактивная.
В духовно-ценностной деятельности: одаренность, которая проявляется в создании новых духовных ценностей и служении.
По степени сформированности можно дифференцировать:
актуальная одаренность (психологическая характеристика ребенка с такими наличными (уже достигнутьтми) показателями психического развития, которые проявляются в более высоком уровне выполнения деятельности в конкретной предметной области по сравнению с возрастной и социальной нормами);
потенциальная одаренность (психологическая характеристика ребенка, который имеет лишь определенные психические возможности (потенциал) для высоких достижений в том или ином виде деятельности, но не может реализовать свои возможности в данный момент времени в силу их функциональной недостаточности).
По форме проявления выделяется:
явная одаренность (обнаруживает себя в деятельности ребенка достаточно ярко и отчетливо (как бы «сама по себе», в том числе и при неблагоприятных условиях, достижения ребенка столь очевидны, что его одаренность не вызывает сомнения);
скрытая одаренность (проявляется в атипичной, замаскированной форме, она не замечается окружающими. В результате возрастает опасность ошибочных заключений об отсутствии одаренности такого ребенка).
По широте проявления в различных видах деятельности выделяют:
общую одаренность (проявляется по отношению к различным видам деятельности и выступает как основа их продуктивности);
специальную одаренность (обнаруживает себя в конкретных видах деятельности и обычно определяется в отношении отдельных областей).
Признаки одаренности охватывают два аспекта поведения одаренного ребенка :
Инструментальный (характеризует способы его деятельности);
Мотивационный (характеризует отношение ребенка к той или иной стороне действительности, а также к своей деятельности).
Психологическое развитие одаренных детей также иное по сравнению со «средним» ребенком.
1. У них очень сильно развито чувство справедливости, и появляется оно очень рано.
2. У этих детей очень широки личные системы ценностей: они остро воспринимают общественную несправедливость, устанавливают высокие требования к себе и окружающим, живо откликаются на правду, справедливость, гармонию.
3. У них богатое воображение. Иногда они придумывают несуществующих друзей, желанного братика или сестренку, яркую фантастическую жизнь. Они наслаждаются своими красочными рассказами, чем вызывают беспокойство у взрослых, которые опасаются того, что ребенок живет в своем мире, придуманном, а не реальном.
Наиболее часто у одаренных детей встречаются проблемы:
Общения, социального поведения;
Дислексия - слабое развитие речи;
Эмоционального развития;
Дисинхронизация развития;
Физического развития;
Саморегуляции;
Отсутствие творческих проявлений;
Трудность профессиональной ориентации;
Дезадаптации.