Марина Акименко
Планирование работы по знакомству с лекарственными растениями
▼ Скачать + Заказать документы
Знакомство с лекарственными растениями.
Цели:
Сформировать представления о неразрывной связи человека с природой.
Создать условия для усвоения детьми знаний о природе.
Формировать знания о лекарственных растениях, их ценности для здоровья, правилах использования;
Распознавание растений на иллюстрациях и составление коллекции открыток “Лекарственные растения”
Публикация «Планирование работы по знакомству с лекарственными растениями» размещена в разделах
- Лекарственные растения и травы. Зеленая аптека, фитотерапия
- Планирование. Планы работ
- Растения. Изучаем мир растений
- Темочки
Учимся находить лекарственные растения в окружающем нас мире.
Расширение словарного запаса ребёнка.
Закрепление знаний о строении растения.
Формирование умения правильно использовать полезные травы (знать, у какого растения какую часть надо использовать для приготовления лекарства).
Научить детей правилам сбора и хранения лекарственных растений;
Воспитание экологически грамотного отношения к природе.
Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
Развивать экологическое мышление в процессе исследовательской деятельности.
Формирование доброжелательности, чуткого отношения к окружающему нас миру.
Развитие познавательной активности, игрового творчества, внимания, смекалки, навыков поведения в различных ситуациях.
Занятия по теме «Лекарственные растения».
Беседы про лекарственные растения.
• Наблюдение за лекарственными растениями.
• Чтение литературы по теме.
• Знакомство с лекарственными свойствами растений.
• Сравнение растений : растения в целом, стебля, листьев, цветов;
• Дидактическое упражнение “Определи по запаху” (мелиса, тмин, мята, душица и др.).
• Дидактическая игра “Узнай растение” – упражнять в умении распознавать растение по его частям.
• Рисование лекарственных растений и ягод.
• Аппликации, пластилиновые работы лекарственных растений.
• Рассказы детей от имени растений (перевоплощение) :
• «Я – крапива …» и др.
• Поисковая деятельность: «Как вылечить друзей?»
• Приготовление лекарственных чаев.
• Разучивание песен о лекарственных растениях.
• Разучивание стихов о лекарственных растениях и ягодах.
• Составление загадок о лекарственных растениях и ягодах.
• Тематические экскурсии.
• Тематические праздники «В гости к колобку», «День рождения у куклы Танюши», «На лесной полянке», «Цветы приносят радость».
• Знакомство с правилами сбора растений, обработки и хранения дикорастущих растений (выигрывает та команда, которая знает больше правил).
Правила сбора растений, обработки и хранения дикорастущих растений.
1. Хорошо знать лекарственные растения.
2. Уметь отличать полезные от ядовитых;
3. Сбор растений производится в сухую погоду, лучше утром, когда высохнет роса;
4. Нельзя собирать растения в городе, вблизи дорог;
5. При сборе растений укладывать их в широкие корзины, не мять их, а то выделится сок;
6. Сушить растения не на солнце, а в тени;
7. Не топтать растения при сборе, не рвать с корнем, не собирать до последнего;
8. Не рвать растения, занесенные в «Красную книгу»;
9. Крапиву рвать только в перчатках;
10. Листья срезать ножницами, чтобы не повредить корни;
11. Нельзя хранить травы в железной или медной посуде, эти металлы губительны для витаминов;
12. При заваривании травы нельзя кипятить.
Тематика экскурсий и целевых прогулок в лес в летний оздоровительный период
1. «Первые цветы»;
2. «Птицы нашего леса»;
3. «Кто в лесу живёт?»;
4. «Чей домик на дереве и в нем?»;
5. «Цветущий лес»;
6. Блок «Самые маленькие животные» : а) «Порхающие красавицы» (бабочки, б) «Маленькие, да удаленькие» (муравьи);
7. «В гости к белым берёзам» (берёзовая роща);
8. «Какие разные деревья»;
9. «В траве сидел кузнечик» (на лугу);
10. «Кто заботится о лесе» (питомник);
11. «Весна в лесу»;
12. «Летний лес»;
13. «Одеяло для земли» (травы);
14. «Птицы – лесные помощники»;
15. «Лесные модники»;
16. «Берегите лес»;
17. «Живое – неживое»;
18. Блок «Лекарственные растения» : а) «След белого человека» (подорожник, б) «Рябина и рябинка» (рябина и пижма, в) «Ягода ягоде – рознь»;
19. «Грибное царство» (съедобные и несъедобные грибы);
20. Блок «Санитары леса» : а) «Лесной малыш-труженик», б) «Пёстрый доктор»;
21. «Голоса леса»;
22. «Запахи леса»;
23. «Чудесная полянка»;
24. «Травка, кустик, деревце» (лесные ярусы);
25. «Летний бал цветов»;
26. «Там на неведомых дорожках» (следы);
27. «Цветные капельки» (роса);
28. «Ветер-невидимка»;
29. «Сколько лет дереву»;
30. «Найдите спящие цветы» (бутоны).
Литература.
Т. Д. Нуждина. Энциклопедия для малышей. «Чудо – всюду». Мир растений.
И. А. Селиванов. Экологическое воспитание…
Н. И. Сладков. Лесной календарь.
Е. Черенкова. Праздники и игры.
О. Е. Жиренко. Цветы приносят радость.
О. Г. Жукова. Азбука «Ау».
С. Г. Константинович. Лекарственные растения. Наглядные пособия.