Наталья Заблоцкая
Одаренный ребенок. Что могут сделать для него родители?
▼ Скачать + Заказать документы
В воспитании одаренного ребенка дошкольного возраста роль семьи особенно значима, формируется отношение родителей к его неординарности, одаренности и талантливости, впоследствии от этого будет зависеть самооценка ребенком собственных возможностей, его активное или пассивное отношение к своему таланту.
Публикация «Одаренный ребенок, Что могут сделать для него родители?» размещена в разделах
Цель этой статьи – помочь родителям определить свою позицию в вопросе развития одаренности детей, оценить свой вклад в раскрытие творческого потенциала своего ребенка.
Опыт работы показывает, что родители неодинаково относятся к своим одаренным детям. Некоторые мамы и папы считаю, что нет никакой нужды обращать внимание на фантазии ребенка, его любознательность, стремление к познанию. В этом они видят лишь особенность возраста, а не проявление индивидуальности ребенка, его потребность в творческом самовыражении. Такие родители, узнав, что малыш одарен, испытывают не гордость и удовлетворение, а смущение и растерянность, их страшит ярлык одаренности. Они видят в этом нечто выходящее за рамки нормальности.
Другие отцы и матери, наоборот, преувеличивают творческие возможности ребенка, тем самым удовлетворяя родительское тщеславие, всячески подчеркивая, что их малыш не такой, как другие дети, что его одаренность дает ему право на особые привилегии. Подобная родительская позиция проявляется в постоянном стремлении демонстрировать окружающим «выдающиеся способности» своего чада, а основными показателями одаренности выступает большое количество стихов и песен, заученных ребенком; стремление малыша к подражанию рассуждениям взрослых, рассчитанное на внешний эффект, и т. п.
Родители, желая обеспечить идеальные условия для развития «таланта» ребенка, записывают его в студии, кружки, и пр., руководствуясь скорее соображениями престижа, чем склонностями дошкольника.
Наиболее многочисленная группа родителей – это те, кто интуитивно угадывает высокий творческий потенциал сына или дочери и даже пытается помочь в его раскрытии, но сталкивается при этом с массой трудностей. И основная трудность заключается, как правило, в выборе оптимального соотношения между желаниями, требованиями взрослых и стремлениями, интересами одаренного ребенка.
Одаренные дети, как и их ровесники, развиваются неравномерно. Интеллектуальное развитие одаренных может опережать их физическое и эмоциональное развитие.
Очень часто за различными жизненными ситуациями стоит одна большая проблема – проблема общения. Одаренные дети очень чувствительны к мнению других, нуждаются в понимании и признании. Как часто родители не замечают этого, и провоцируют конфликт. Такие дети часто требуют несколько иного подхода в общении, чем обычные дети. Они остро реагируют не только на содержание высказывания, но и на его форму: для ребенка важны интонация речи, выражение лица собеседника, его жесты. При разговоре с ребенком взрослому важно следить за своей речью, ее интонацией. Резко высказанные критические замечания в адрес одаренного ребенка не принесут желаемого результата. Уважайте мнение ребенка, не смотря на то, что он еще мал!
Одаренному ребенку необходимы для развития равноправные отношения в общении не бойтесь при этом идти на компромисс и принять точку зрения дошкольника как возможную, даже если она вам кажется не совсем верной.
Рекомендую обратить внимание на следующие отличительные черты одаренного ребенка :
- начинает говорить, ходить, ездить на велосипеде раньше, чем большинство его сверстников. Овладевает навыками самообслуживания (умывание, одевание и пр.) быстрее, ему требуется для этого меньше практики, чем другим детям;
- проявляет большую любознательность к предметам, явлениям, событиям. Задает множество вопросов, в том числе «почему?», «зачем?», «отчего?»;
- имеет большой спектр интересов, пробует экспериментировать;
- концентрируется на задаче иногда так глубоко, что забывает обо всем. Продолжительность концентрации внимания на интересующем его предмете или задаче намного больше, чем у сверстников;
- имеет большой для своего возраста словарный запас, демонстрирует глубокое понимание тонкостей языка;
- легко схватывает и удерживает большое количество информации. Запоминает прочнее и более подробно, чем большинство детей;
- понимает сложные идеи, видит общее в предметах, даже если это не очевидно. Демонстрирует абстрактное мышление намного раньше своих сверстников;
- склонен к серьезным размышлениям. В очень раннем возрасте интересуется глобальными проблемами, размышляет о жизни и ее значении и о тех вещах, о которых взрослые говорят за обеденным столом;
- легко отгадывает загадки и придумывает свои;
- начинает читать и выполнять простые арифметические действия до поступления в школу, иногда учится этому самостоятельно;
- устанавливает для себя высокие критерии. Стремиться к совершенству. В любом деле доходит до самой сути;
- проявляет понимание чувств других людей и очень чувствителен к социальной несправедливости. Верит в честность, правду и другие абсолюты, крайне критичен к взрослым, которые идут на компромисс с совестью во избежание конфликта;
- хочет понять, почему люди такие, какие есть. Склонен к самонаблюдению и постоянно оценивает, что хорошо и что плохо в нем самом. Проявляет критичность к себе и другим;
- не выносит глупости, особенно когда она маскируется чьим-то авторитетом;
- стремится быть творческим, изобретательным. И как результат – ищет необычные, новые способы выполнения обычных дел: по-своему застелить кровать, убрать комнату и т. п;
- проявляет одаренность в искусстве.
Одаренные дети всегда в поиске новых интересных занятий. Но у родителей может не оказаться под рукой соответствующих развивающих материалов. Что вы можете сделать вместе с ребенком для развития его воображения, исследовательской активности и практических умений? Возможно, вам помогут следующие советы :
- наблюдайте за звездами, изучайте с ребенком астрономию на доступном для него уровне, по возможности вместе с ребенком посещайте планетарий. Обсуждайте проблему жизни на других планетах, существование НЛО, поощряйте фантазии на эту тему;
- изучайте новое ремесло, рукоделие, к которому дошкольник проявляет интерес. Учитесь вместе с ребенком. Не смущайтесь, если ваш сын заинтересовался женским рукоделием, а дочь – выжиганием или выпиливанием. Одаренные дети не следуют жестко стереотипам женских и мужских занятий;
- придумайте вместе сценарий нового мультфильма, проиллюстрируйте его;
- заведите дневник, в который будете записывать песенки, рассказы и истории, которые очинил ваш ребенок, если он еще не умеет писать сам. Собирайте его рисунки, поделки, проекты;
- читайте и обсуждайте с ребенком материалы из детских журналов, слушайте детские передачи, выделяя интересные проблемы и обсуждая возможные пути решения;
- узнавайте новое о животных и растениях;
- изучайте историю своей улицы. Прошлое города или села, где вы живете. Составьте карту вашей улицы, района;
Родителям надо помнить, что одаренный и талантливый ребенок – это прежде всего ребенок. Как и другим детям, ему нужны любовь, ласка, заинтересованность и помощь близких. Создайте среду, которая обеспечит успешное развитие ребенка. Уважайте его точку зрения, как если бы он был взрослым. Уважайте его любопытство, как великую ценность! Поощряйте его интересы, даже если вы не можете понять их. Находите время радоваться ему, вашему ребенку. Не забывайте, что ему необходим тот же опыт, что всем детям. Ему нужны дисциплина, возможность делать ошибки и брать на себя ответственность.