Ирина Викторовна Винюкова
Консультация для педагогов «Одаренность и ее развитие»
▼ Скачать + Заказать документы
Одаренность человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать всё, чтобы он вырос и дал обильный плод. (В. А. Сухомлинский)
Вопрос изучения одаренности является очень востребованным. Им занимались такие ученые как, Венгер Л. А., Гильбух Ю. З., Лейтес Н. С., Бурменская Г. В. Их труды посвящены рассмотрению понятия – одарённый ребёнок, выявлению таких детей, особенностям работы с ними, их психологическим проблемам.
Публикация «Консультация для педагогов „Одаренность и ее развитие“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Одаренные дети. Выявление и работа с одаренными детьми
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Человеческое мышление, способность к творчеству - величайшие из даров природы. Даром этим природа отмечает каждого человека. Но свои дары природа поровну не делит и кого-то награждает больше, а кого-то меньше. Одаренным принято называть того, чей дар явно превосходит некие средние возможности, способности большинства.
Процесс развития человека как личности осуществляется в тандеме его физических и духовных сил. Такие науки, как психология и педагогика утверждают, что человек как личность формируется как в общении, так и в деятельности. Мы всегда изменяемся и развиваемся на протяжении всей своей жизни. Это процесс изменения старого и возникновения нового, источник и движущие силы которого скрыты в противоречивом взаимодействии, как природных, так и социальных сторон личности. Эти изменения и развития носят возрастной характер. Эффективность социального развития личности находиться во взаимодействии личности и общества.
В настоящее время подрастающее поколение растете в эпоху перемен, когда информационно - коммуникативные технологии занимают важное место в жизни каждого. В ДОУ возникает необходимость создавать благоприятную среду для развития способностей каждого ребенка.
Педагог должны начать свою работу с выявления «особенных» детей.
Необходимо обращать внимание на интересы детей посещающих дошкольное образовательное учреждение.
Одаренные дети имеют повышенную потребность в интеллектуальной деятельности, постоянной потребности в познании чего-то нового, еще неизведанного.
Исследования многих ученых показывают, что одаренные дети часто страдают от отсутствия условий, необходимых для развития их способностей.
Чтобы вырастить талантливого ребенка, все мы вместе должны приложить огромные усилия для понимающего, современного и индивидуального подхода. Важнейшим фактором развития личности являются наследственные задатки.
Основной фактор для передачи формирования способностей и накопленного опыта будет воспитание ребенка. Это организованная система, которая оказывает влияние на подрастающую личность. В развитии личности, главное значение имеет социальная среда.
Мотивация на успех, может способствовать развитию сильной и уверенной в себе личности. Первые задатки появились в разных видах деятельности. Способности детей, это анатомо-физиологические предпосылки в существовании различных задатков: зрительной памяти, слуха, быстрой реакции. Сами по себе задатки не формируют наличие результатов и способностей в определенной деятельности. На основе заложенных задатков у ребенка формируются способности, когда происходит процесс воспитания и обучения, усвоения знаний и умений. Развиваться задатки могут тогда, когда будет взаимодействия организма с окружающим миром.
Одаренные дети больше усваивают и понимают. Они опережают сверстников в силе восприятии окружающего мира, могут следить одновременно за несколькими процессами. Больше чувствуют и слышат, чем остальные дети в тех же условиях, воспринимают самую разнообразную информацию. Они не пропустят мимо себя жесты, интонации, модели поведения окружающих. Все происходящее принимают на себя.
Одаренные дети с раненого возраста по-другому смотрят на мир, имеют своеобразное видение, делают свои выводы. Они в основном направлены на расширение своего кругозора. Умственные способности опережают эмоциональное и физическое развитие.
У одаренных детей интеллектуальная сфера в своем развитии опережает нормальные возрастные показатели, а развитие эмоциональной сферы соответствует возрасту. Именно они мыслят нестандартно и создают новое и оригинальное, делают великие открытия.
Советы, которые мы можем дать при работе с родителями.
При общении необходимо быть всегда честными. Все дети весьма чувствительны к словам неправды, а одаренные дети тем более.
Необходимо уловить изменения в ребенке, заметить неординарность вопросов, смены поведении это и есть проявления признаков одаренности.
Помогайте ребенка развить свою индивидуальность. Нельзя заставлять ребенка интересоваться собственными увлечениями и понимать ваши интересы.
Одаренные дети должны получать поощрение при выражении их самостоятельности и независимости. Необходимо учить принятие их самостоятельных решений, помогать воплощать собственные планы.
Задача воспитателя – всегда оказывать помочь ребенку, который нуждается в поддержке, не может справиться с разочарованием, неуверенностью, помочь сделать анализ всего происходящего; понять и поддержать его.
У одаренных детей обостренное чувство справедливости. Они склонны к перепадам настроения, могут быть эмоционально не стабильными, не терпеливыми. Недовольство окружающих и замечания с ними не связаны. Постепенно надо научить их понимать самого себя, научиться преодолевать неудачи. Помочь одаренным детям принимать других талантливых детей и быть терпеливее к окружающим.
Одаренные дети с трудом переносят адаптацию к новым условиям, редко способны правильно реагировать на проблемы. Дети зачастую проявляют упрямство, капризы. Надо обращать внимание на проблемы таких детей.
Настойчиво и спокойно учить управлять своими эмоциями, опираясь на развитие чувства справедливости по отношению к окружающим.
У одаренных детей часто позитивные качества вызывают сложные личностные проблемы. Проявляются позитивные качества у детей большой уязвимостью в случае незавершенного дела при не достижении предположительного результата, неудовлетворенностью. Очень важно, чтобы одаренные дети принимали участие в разнообразных видах деятельности, и в той деятельности, в которой они достигают наилучших результатов.
Таким образом, в наше время для нас доступно практически все для того чтобы, вырастить и воспитать не одно поколение одаренных детей, потому что мы обязаны:
• проявлять любовь к ним, говорить им об этом, показывать наши чувства и проявлять особое внимание, у нас должен быть живой интерес к тому, чем занимаются дети и мы должны быть готовы для ответов на все интересующие их вопросы;
• предоставлять детям возможность и создавать условия для того, чтобы они занимались тем видом деятельностью, который вызывает у них особый интерес и только положительные эмоции.
Список литературы
1. Белова, Е. С. «Одаренность малыша : раскрыть, понять, поддержать» - М; 2003. – 140с.
2. Савенков, А. И. Одаренные дети в детском саду и школе: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М. : Издательский центр «Академия», 2000. - 232с.
3. Шумакова, Н. Б. обучение и развитие одарённых детей. М. : Издательство Московского психолого-социального института, Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 200