Татьяна Скрягина
ООД по развитию музыкально-сенсорных способностей
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Накопление музыкальных впечатлений. Развитие музыкально – сенсорных способностей.
Задачи: Развивать устойчивое слуховое внимание, привлекать ребенка к совместной игре в движении, игре на детских музыкальных инструментах, к активным творческим проявлениям в новых видах деятельности.
Публикация «ООД по развитию музыкально-сенсорных способностей» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Оборудование и материалы: Ноты песен «Колокольчик» диск №2 «Октябрь» погремушки (маракасы) металлофоны колокольчики картинки с изображениями девочки или мальчика жука собаки лягушки
План занятия:
1. Приветствие «Колокольчик»
2. Движение под музыку
«Ходим – бегаем»
«Полет птиц. Птицы клюют зернышки»
3. Пальчиковая гимнастика
«В сад за сливами» без сопровождения
4. Игра «Забавная песенка»
5. Слушание музыки «Кукушка в чаще леса» К. Сен – Санс (Карнавал животных)
6. Танец – игра «Птички - невелички» музыка Вихаревой
7. Пение «Жук» музыка В. Красевой
8. Игра на металлофоне
«Цветные нотки»
«Жук»
9. Игровая деятельность
«Воробушки и автомобиль»
10. Прощание «Колокольчик»
Ход занятия:
- Здравствуйте, ребята! Давайте посмотрим, какие у нас веселые, звонкие колокольчики живут в волшебной корзинке. Педагог предлагает посмотреть, и выбрать цветной колокольчик.
1. Приветствие.
Дети вместе с мамами устраиваются удобно на коврике или стульчиках. Слушают песню в исполнении педагога «Колокольчик нам поет» муз. Е. Попляновой (Нотное приложение).
Перед первым прослушиванием приветственной песни, можно предупредить детей о том, что наши колокольчики очень внимательные и вежливые. Когда они слышат в песне свои слова «динь – дон», то сразу отвечают. (Звенят колокольчиком)
После песни, педагог поет трезвучие ре мажор (тональность песни) приветствие каждому ребенку, называя цвет его колокольчика.
«Здравствуй, красный колокольчик!» (ля – фа, ля – ля – фа – фа, ре – ре)
Ребенок, в руке которого красный колокольчик, в ответ на приветствие звенит.
- Теперь давайте положим колокольчики в нашу волшебную корзинку.
2. Движения под музыку.
Упражнение «Ходим - бегаем» (трек № 2)
- Ребята, мы с вами уже большие выросли? Значит, мы можем сами двигаться под музыку. – Давайте, внимательно слушать, и ходить или бегать, а может прыгать или «летать» как птички?
Звучит упражнение, и педагог старается использовать запаздывающий показ, чтобы дети могли проявить свои умения и навыки. Если ребенок затрудняется, то лучше использовать словесные подсказки, поощрять ребенка к движению.
Упражнение проводится 2 – 3 раза, чтобы дети могли услышать смену темпа и двигаться в соответствии с музыкой – ходить и бегать.
- Молодцы, действительно вы уже стали большими и внимательными. А теперь, мы послушаем музыку и превратимся в того, кого подсказывает нам музыка. Давайте, послушаем.
Упражнение «Полёт птиц. Птицы клюют зернышки» (трек №3)
- В кого превратится (имя ребенка). Педагог спрашивает у детей, если ребенок не хочет сказать, он может показать, как летают птички.
Педагог обращает внимание детей на смену темпа.
- Слышите, наши птички сели на веточку и отдыхают или клюют зернышки.
Упражнение проводится 2 – 3 раза.
- А сейчас, мы разбудим пальчики.
3. Пальчиковая гимнастика.
«В сад за сливами» (без сопровождения)
- Покажите мне ваши пальчики. На одной руке, а теперь на другой. Молодцы, а дружные ваши пальчики?
- Сегодня наши пальчики пойдут вместе в сад собирать урожай. Сжимайте кулачки, будем по очереди каждый пальчик показывать и рассказывать, что он делает.
Палец толстый и большой разгибают большой палец
В сад за сливами пошёл. Шевелят пальцем
Указательный с порога разгибают указательный
Указал ему дорогу. Сгибают и разгибают
Палец средний – самый меткий, показывают средний палец
Он снимает сливы с ветки. Шевелят пальцем
Безымянный подаёт, разгибают безымянный палец
Опускается, встаёт. Прижимают к ладошке и разгибают
А мизинчик-господинчик разгибают мизинец
В землю косточки сажает. Шевелят пальцем
При повторе, руки меняются. Когда разгибаются пальцы, особенно средний и безымянный, можно помочь ребенку или подсказать, чтобы он поддержал другой рукой пальчики.
- Молодцы, а сейчас мы поиграем.
4. Игра «Забавная песенка»
Педагог берет карточки и предлагает детям выбрать каждому по одной.
- Помните, мы с вами слушали сказку о том, как художник рисовал хорошее настроение? Он рисовал солнышко, радугу, травку. А композитор, какими красками «рисует» музыку?
- Конечно, звуками. Если звуки соединить, перемешать, то получится мелодия.
-Послушайте, стихотворение о мелодических звуках:
У музыки звуки особые –
Поющие, ясные, чистые,
Лучистые и бархатистые,
Прозрачные, будто хрустальные,
Мелодические и музыкальные.
- Мелодические звуки – это звуки, которые можно спеть или сыграть на музыкальном инструменте.
- А теперь, давайте поиграем. Посмотрите, на свои карточки. У кого нарисована девочка? А как девочка будет петь, давайте, придумаем ей песенку. Педагог побуждает детей к творческим проявлениям, вокализациям.
- Конечно, девочка может петь ля-ля-ля-ля. А у кого жук? Какая песенка будет у жука? Правильно, жу-жу-жу.
Так же с картинками лягушки и собаки. После того, как все дети придумали свои песенки, педагог спрашивает и помогает найти ответ, о чем поёт девочка, пчела, лягушка, собака.
- Давайте, возьмем подушки и послушаем пьесу «Кукушка в чаще леса».
5. Слушание музыки К. Сен - Санс «Кукушка в чаще леса» из цикла «Карнавал животных» (трек № 14)
- Слышите, как музыка нам «нарисовала» картину? Кого мы услышали в лесу? Кукушку, которая поет свою песню.
Давайте, послушаем еще раз.
Слушание проводится несколько раз.
6. Танец – игра «Птички - невелички» (трек № 21)
- А сейчас, вставайте, мы будем летать как птички, прыгать с ветки на ветку клевать зернышки и чистить пёрышки.
Вот летали птички, птички – невелички. Бегают и машут руками
Всё летали и летали, крыльями махали. Как крыльями
На дорожку сели, зёрнышек поели. Приседают и пальцами одной руки
Клю – клю, клю – клю, как я зернышки люблю. Касаются ладони другой руки
На дорожку сели, зёрнышек поели.
Клю – клю, клю – клю, как я зернышки люблю.
Пёрышки почистим, чтобы были чище: Гладят себя по рукам, бокам
Вот так, и вот так, чтобы были чище. Животу и спинке
Прыгаем по веткам, чтоб сильней быть деткам Прыгают на двух ногах.
Прыг скок, прыг скок прыгаем по веткам.
7. Пение «Жук» музыка Красевой (нотное приложение)
- Садитесь на коврик и слушайте. Педагог исполняет песню «Жук».
- Кто поможет жуку, и споет «жу – жу – жу»? Педагог побуждает детей к вокализациям на слог «Жу – жу – жу». Возможно, кто – то из детей станет подпевать и дальше «я на дереве сижу».
Перед исполнением песни, можно предложить детям помочь педагогу и вместе с ним спросить жука - Жук, жук, пожужжи. Где ты прячешься, скажи?
Педагог поет песню 2 – 3 раза.
8. Игра на металлофонах
- Давайте посмотрим - какие музыкальные инструменты нас ждут. Педагог предлагает детям достать металлофоны. Рассматриваем, из чего состоит музыкальный инструмент (металлические клавиши и палочка, показываем, как достать палочку.
Обращаем внимание ребенка на цвет каждой пластинки (ноты) и пробуем постучать по ней. Сейчас мы поздороваемся с каждой ноткой.
Упражнение «Цветные нотки». Педагог поет гамму до мажор, называя ноты тем цветом, каким они расположены на клавиатуре. Ребенок вместе с мамой стучит палочкой по пластинкам металлофона. На первых занятиях ребенок может палочку пробовать держать разными способами, например, зажав шарик в кулаке. Можно показать, как шарик звонко стучит по ноткам и почти не звенит нотка, если по ней стучать палочкой.
Упражнение «Жук» (трек № 36 плюс, трек № 38 минус, трек № 37 с нотами)
- Давайте, вспомним, с какими нотками мы уже знакомы?
- Мы знаем, как зовут зеленую ноту. Педагог побуждает детей к ответу, кто – то из детей может назвать ноту, а потом можно всем вместе повторить. Зеленую ноту зовут «Ре».
- В какой песне мы играли на нотке ре? Конечно, в песне «Сорока». А сегодня мы познакомимся с новой нотой, оранжевого цвета. Давайте, найдем её.
- Нашу оранжевую ноту зовут «Фа». И на этой нотке в песне живет жук. Давайте послушаем. Слушают упражнение «Жук» (трек №36 плюс).
- Что случилось с домиком жука? Бежали зайчики и домик поломали, и теперь жук сидит на ветке. А где бежали зайчики по травке или по веткам? По травке – вот наша нотка «Ре», она находится ниже оранжевой нотки. Так и домик жука был внизу, а веточка наверху. Давайте, постучим палочкой по оранжевой нотке, а теперь по зеленой.
- А сейчас мы будем играть песню, и называть нотки по именам. Звучит трек с названием нот (трек №37).
9. Игровая деятельность «Воробушки и автомобиль» (нотное приложение)
- Сейчас мы с вами поиграем. Давайте, вспомним, как летали птички. Педагог играет на инструменте, дети бегают по коврику под музыку «Воробушки» (нотное приложение). По окончании музыки, педагог предлагает детям улетать в гнездышки, то есть остановиться и присесть на коврик.
Звучит музыка «Автомобиль», воробушки продолжают сидеть в гнездышках. И только услышав снова музыку «Воробушки» начинают летать, то есть бегать.
На этом занятии игра разучивается, поэтому педагог спрашивает у детей и подсказывает им. На следующем занятии, уже подсказывает музыка.
Игра проводится несколько раз.
10. «Прощание с колокольчиком»
Используется та же песня Е. Попляновой «Колокольчик нам поет» (нотное приложение, но вместо слов «пора начать урок» педагог поет «пора заканчивать урок».
Обращая внимание на цвет колокольчика, педагог прощается с каждым ребенком.