Хадижа Альбертовна Г
ОД в старшей группе по декоративно-прикладному искусству народов Дагестана. «Бабушкины джурабы»
▼ Скачать
Конспект НОД
Рисование
Тема: «Бабушкины джурабы»
Воспитатель: Гусейнова Хадижа Альбертовна
Цель: Познакомить детей с традиционным народным художественным промыслом Дагестана – ручным вязанием джурабов.
Программное содержание:
• Продолжать знакомств с народно-прикладным искусством Дагестана.
• Расширять знания об одном из основных видов искусства - ковроткачества, вязание изделий.
Публикация «ОД в старшей группе по декоративно-прикладному искусству народов Дагестана, „Бабушкины джурабы“» размещена в разделах
- Дагестан
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Старшая группа
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2024
• Закрепить знание основных элементов узора, умение самостоятельно составлять узор, передавать характерные элементы дагестанского орнамента и цветовую гамму с помощью изобразительного материала.
• Воспитывать у детей чувство причастности к культуре народов Дагестана.
• Воспитывать у детей уважение к традициям и обычаям разных народов Дагестана.
Интеграция образовательных областей: все образовательные области.
Словарная работа: джурабы, орнамент, элементы узора, джигит.
Предварительная работа: рассматривание ковров, джурабов. Чтение произведений о мастерах Дагестана.
Материал: формы джурабок, следов, краски, салфетки, баночки с водой, кисточки, образцы, иллюстрации.
Ход занятия
(Под музыку народов дагестана дети входят в группу и образуют круг) Воспитатель: (вместе с детьми)
Придумано кем – то
Просто и мудро
При встрече здороваться!
- Доброе утро
- Доброе утро
Солнцу и птицам!
- Доброе утро!
Приветливым лицам!
И каждый становится
Добрым, доверчивым!
Доброе утро длится до вечера!
Воспитатель: Салам алейкум ребята
Дети ; алейкума ассалам
Воспитатель: я предлагаю вам отправиться в путешествие по Дагестану,
готовы?
Дети ; да.
Воспитатель: .тогда начнем с разминки
Наша страна называется… Россия.
Столица России – город …. Москва.
Президента нашей страны зовут… Владимир. Владимирович. Путин.
Как называется наша малая Родина? (Дагестан)
Как называется столица нашей малой Родины? (Махачкала)
Как зовут главу Дагестана? (Сергей Алимович Меликов)
Воспитатель: молодцы ребята на все вопросы правильно ответили. я вам предлагаю сесть на свои места. (педагог демонстрирует папаху и джурабы)
Как называется это шапка
Дети ; папха
Воспитатель: а из чего она сделана?
Дети ; из шерсти овцы.
Воспитатель: (воспитатель предлагает потрогать шапку на ощупь и рассказать какая она?
Ответы детей ; мягкая, пушистая, нежная, теплая.
Воспитатель: посмотрите ребята (показывает в корзине шерстяные нитки)
Какого цвета нитки.
Ответы детей ; красные, сиреневые, черные, серые и т. д
(показ как спицами можно вязать)
Воспитатель: я расскажу вам о том, как из шертяных волокон получаются шерстяные нити. Шерсть, это волосяной покров животных : овец, верблюдов и коз. Но больше всего шерсти людям дают овцы. Шерстяные нити прядут из шерсти - больше всего из овечьей. Всех овец на один фасон стрижёт - наголо! Постриглись овечки и опять пасутся на лугу, новую шерсть отращивают- до следующей стрижки. В. - шерстяной покров снимают специальными ножницами или машинками. Состригают цельной, неразрывной массой, которая называется руном. Для животных это совсем не больно, а новая шерсть вскоре отрастает. (слайд)
После стрижки шерсть треплют, т. е. разрыхляют, удаляют мусор, промывают горячей водой с мылом и содой и просушивают. В давние времена всё это делали люди своими руками, а теперь – специальные машины., а потом их красят в специальных ёмкостях. .
А что еще делают из шерсти
Ответы детей ; ковры ткут, паласы, сумахи, матрасы, одеяла – юрганы и т. д
Воспитатель показывает детям джурабы. рассказывает об узорах, орнамент джурабок разный и цветовая гамма не похожа друг на друга. (видео ролик «дагестанские джурабы»
Воспитатель; народы Дагестана разговаривают на разных языках, таких как: аварский, даргинский, лакский, табасмаранский, лезгинский, кумыкский азербайджанский. а какой язык нас всех объединяет
Ответы детей; русский.
Воспитатель; правильно ребята все мы с вами говорим на русском языке, понимаем друг друга, живем в мире и в согласии. но всегда надо учить свой родной язык, не забывать историю и традиции своего народа.
Кто знает стихи на родном языке?
Ответы детей; дети читают на родных языках стихи.
Воспитатель; спасибо ребята вам за стихи. а еще у людей каждой национальности есть свой костюм, своя национальная одежда. Это костюмы дагестанского мужчины и дагестанской женщины. у некоторые дети одеты в национальные костюмы,я предлагаю вам выйти ко мне показать всем нам ваши наряды. (воспитатель описывает каждый наряд с помощью детей)
Ответы детей; рассказывают об элементах национальной одежды
Воспитатель; а сейчас я всем предлагаю со мною поиграть в дагестанская народная игра. «Подними папаху «
Правила игры: В игре участвует вся группа. Заранее считалочкой выбирается ««Чабан», которые стоит в центре круга. под музыку Дети идут по кругу танцуют лезгинку. когда музыка останавливается то мальчики должны первым поднять папаху., победитель надевает папаху и приглашает девочку на танец.
Игра повторяется несколько раз.
Воспитатель: спасибо ребята за веселый танец. я предлагаю сесть всем за свои столы, конечно же связать джурабы вы не сможете, еще маленькие но нарисовать причудливые узоры все смогут. каждый из вас сможет передать в рисунку характер и орнамент дагестанских узоров.
Принимайтесь за работу. Старайтесь работать аккуратно, много краски не набирайте.
(В процессе самостоятельной работы детей воспитатель помогает слабым детям. Дети рисуют узоры на джурабах под тихую дагестанскую мелодию)
По окончании работы вывешиваются на доску.
Рефлексия.
Воспитатель; Ну что, вам понравилось украшать джурабы? Чему мы сегодня
научились?
Ответы детей: Мы научились украшать джурабы, узнали, откуда берутся шерстяные нитки. что еще можно связать или ткать из шерсти овцы и других животных, поиграли в музыкальную игру, читали стихи на родном языке.
Воспитатель: Молодцы ребята, джурабы у вас получились аккуратные,
красочные, необычные!.