Марина Пушкина
ООД в подготовительной группе по теме «История водного транспорта»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Познакомить детей с историей развития водного транспорта.
Задачи:
• Закрепить названия различных видов транспорта;
• Закрепить в сознании детей мысль о том, что транспорт изобретен человеком;
• Закрепить профессии людей, работающих на суднах;
• Учить понимать содержание рассказа;
• Учить пересказывать;
• Формировать оценочное отношение к героям рассказа;
• Воспитывать уважение к труду людей, работающих на водном транспорте.
Публикация «ООД в подготовительной группе по теме „История водного транспорта“» размещена в разделах
- Водный транспорт. Изучаем с детьми
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Транспорт. Все материалы о транспорте и их видах
- Транспорт. Конспекты занятий
- Темочки
Ход занятия
[/h3]
Дети, стоя в кругу, воспитатель показывает глобус.
Воспитатель: Ребята, что у меня в руках? Правильно это макет земли, глобус.
А какого цвета на глобусе больше всего?
А что синий цвет означает? Конечно же, воду. Вы прекрасно знаете, что большая часть нашей планеты состоит из воды - рек, морей и океанов. Поэтому людям нужно было средство передвижения по воде. Как называется средство передвижения по воде? Правильно водный транспорт. Мы с вами сегодня узнаем историю происхождения водного транспорта.
Сейчас сядет на стульчик тот, кто назовёт вид водного транспорта, а поможет нам волшебная указка, у кого указка тот и говорит. (Дети поочерёдно называют водный транспорт и садятся на стулья).
Посмотрите, пожалуйста, на экран. Комментарии по слайдам.
Очень долгое время передвижения по воде ограничивалось реками и озёрами. Как вы думайте, каким было первое придуманное человеком средство передвижения по воде? Я думаю это плот. Сделать его достаточно легко. Материалом служили стволы деревьев скреплённых между собой.
Потом люди научились делать лодки. У разных народов формы лодок и вёсел были разными. Материалом изготовления лодки служил ствол дерево.
В древности люди думали, что никакой земли нет. Людей пугал- необозримый водный простор без берегов. Потом человеческая любознательность заставила людей путешествовать и по морям. Наши предки выдалбливали средину ствола большого дерева, стёсывали края и концы, делали челны. Ставили паруса, и получался корабль-ладья. У парусных судов, которые бороздили моря в прошлом очень красивые названия. В зависимости от количества парусов и их расположения отличались своим названиями корабли: шхуна, каравеллы, бригантины, фрегаты. Кроме парусов движущая сила корабля была сила человеческая. Люди гребли вёслами приводя корабль в движение. На больших кораблях древних греков и римлян было больше 1500 гребцов. Вёсла были тяжёлые и большие. Один человек не мог бы справиться, на каждом весле было по 3-4 гребца. Кроме гребцов на корабле были и паруса. Поставив на корабль паровую машину и приспособив лопасти, человек научился делать пароходы. Первые корабли с паровыми двигателями появились 200 лет назад в Англии.
Как вы думайте, почему новый вид корабля назвали пароходом?
Правильно, его двигателем была паровая машина. Получается, что он на пару ходит, паро - ход. Заменив гребное колесо на гребной винт, люди стали использовать двигатель, работающий на жидком топливе, мазуте. Такие машины называются тепловыми. А как стали называться такие суда? Теплоходы. Теплоходы и подводные лодки появились в начале прошлого столетия. В наши дни люди сумели построить особые корабли, чтобы плавали во льдах. Они плывут, раскалывая лёд своим мощным корпусом, и называется такое судно ледокол. Есть корабли – пожарники, корабли – аэродромы, военный корабль госпиталь, корабли – рыболовы. Суда, которые предназначены для рыбной ловли, называются рыболовными траулерами.
Вот мы с вами и узнали историю водного транспорта.
Ребята, посмотрите перед нами река, давайте, её превратим в «реку времени» - выставим на неё поэтапное развитие водного транспорта.
(Дети выставляют на «реку времени»- карточки с изображением плота, лодки, парусника, парохода, теплохода.)
Физкультминутка «Теплоход».
От зелёного причала Наклоны вправо-лево.
Оттолкнулся теплоход,
Он назад шагнул сначала-раз, два! Выполняют по два шага назад-
А потом шагнул вперёд - раз, два! вперёд.
И поплыл, поплыл по речке, Идут, ставя стопы носками
Набирая полный ход! Внутрь-наружу.
Ребята, как вы думайте, кто строит корабли? Их называют кораблестроители, ещё говорят корабелы или корабельщики как у Пушкина в своей «Сказке о царе Салтане».
Кто входит в состав команды на корабле? (Капитан, боцман, повар-кок, матрос, врач, механик, радист).
Что делает капитан? (Управляет командой).
Что делает боцман? (Следит за порядком).
Что делает механик? (следит за работой двигателей).
Что делает матрос? (несёт службу).
Что делает повар-кок? (готовит для экипажа еду).
Что делает врач? (Следит за здоровьем команды).
Что делает радист? (Поддерживает связь с землёй-портом и другими
кораблями).
Ребята, я хочу прочитать вам рассказ писателя Сергея Сахарнова «Два радиста». Бывают такие ситуации, когда радист становится самым важным человеком на корабле. Если, например, корабль попал в беду, именно на радиста надеется весь экипаж - что он вовремя вызовет помощь. Сергей Сахарнов написал рассказ о двух радистах, которые работали на кораблях и вовсе не считали свою работу героической. Послушайте его.
Чтение рассказа.
Беседа о содержании прочитанного.
Вспомните как назывались корабли на которых служили два радиста? Что это были за корабли?
Как общались друг с другом радисты? (Новое для детей понятие «Азбука Морзе»).
Какая беда случилась с рыбачим сейнером «Волна»?
Как радист «Волны» боролся с аварией на корабле? Как вы думайте почему он приложил столько усилий, чтобы спасти рацию?
Как помог своему другу радист «Пугачева»?
Радисты «Волны» и «Пугачева» даже не знали друг друга по имени. Почему же они считали друг друга друзьями?
Пересказ 3-4 детей. Один из них начинает рассказ, второй и третий продолжают, четвёртый завершает.
Ребята, что вы сегодня узнали нового на занятии?
Что больше всего понравилось?
Молодцы вы хорошо работали.