Ольга Мурашкинцева
ООД с детьми подготовительной к школе группы «Мастера и рукодельницы»
▼ Скачать + Заказать документы
Звучит музыка дети заходят в зал.
В: - Дети, я очень рада видеть вас такими красивыми, видеть Вашу улыбку и светлое хорошее настроение.
- Скажите мне, пожалуйста, бывали ли вы когда-либо на выставках?
- какие изделия там экспонировались?
- Чем поразила вас выставка?
(ответы детей)
- С сегодняшнего дня в стенах нашего детского сада начинает работать выставка народных промыслов. Именно здесь сегодня будет проходить презентация изделий народных промыслов, выполненных мастерами и рукодельницами Вологодской области. Сейчас я Вам предлагаю первыми пройти и познакомиться с изделиями наших мастеров. Но прежде чем начать нашу экскурсию, давайте вспомним о правилах культуры поведения на выставке. (Ходить спокойно, не мешать друг другу, не трогать изделия руками).
Публикация «ООД с детьми подготовительной к школе группы „Мастера и рукодельницы“» размещена в разделах
Дети проходят по выставке, становятся полукругом, чтение стихотворения «Коклюшки» :
ВОЛОГОДСКИЕ КОКЛЮШКИ
Окна все давно погасли,
Только в наших свет горит,
У лежанки моя бабушка
Коклюшками бренчит,
До окон деревню нашу
Вьюга хочет замести,
Без лопаты до калитки
Будет утром не дойти.
Вологодские коклюшки
Знамениты с давних пор,
На подушечку ложится
Снежный северный узор,
Эта вьюга, что кружила,
Что всю ноченьку мела,
Вместе с бабушкой вилюшки
Кружевные заплела.
Доплела моя бабуля
Кружевной воротничок,
В нем случайно заблудился
Серебристый паучок,
Вьюги он не испугался
Бойкий летний паучок,
Украшать он смело взялся
Кружевной воротничок.
Примерять я утром стану
Новенький воротничок,
Сам от радости запляшет
Озорной мой каблучок,
Расцелую я бабулю,
Крепко-крепко обниму,
Для нее сама дорожку
До калитки размету.
В: - О каком виде народного промысла говорится в стихотворении? (о Вологодском кружеве). И так презентация начинается.
Дети: - Я хочу представить кружевной воротничок со сказочными хрустальными садами.
Дети: - А я хочу Вас познакомить с галстуком, на котором среди бабочек затаился летний паучок.
Дети: - Я представляю вологодское кружево, на котором сплетен Софийский собор со сказочными елями в морозный солнечный день. Прислушайтесь и вы услышите колокольный звон. Это кружево выплела моя бабушка, мамина мама, поэтому оно мне очень дорого.
Дети: - А вот и снежинки со сверкающими лучиками, которые легко кружатся в хороводе.
В: - Действительно, вологодское кружево – это очень древний вид декоративно-прикладного искусства – это наша гордость и мечта, наше северное чудо. Ребята давайте вспомним, откуда к нам пришла кружевная сказка? Какие узоры используются?
- А как называются люди, которые занимаются плетением кружев? (кружевницы)
- И почему кружевная сказка у всех кружевниц разная?
- Одинаковой сказки не бывает, у каждой кружевницы своя душа, свой узор. И все это сказка. Недаром Вологду называют колыбелью русского кружева.
Я думаю, дети, вы наверное со мной согласитесь сколько требуется кружевнице времени, терпения, доброты, любви, чтобы сплести такую кружевную сказку, начиная с создания сколки-рисунка, затем плетение самого кружева до готового изделия. Вот почему так дороги бывают изделия сплетенные сами мастером или близким тебе человеком.
- А теперь я предлагаю Вам пройти дальше и вы сразу увидите еще один вид промысла.
- Я думаю, что вы мне сразу его назовете (правильно – это гончарное производство)
- Назовите области, где развито гончарное производство (Кирилловский, Череповецкий, Белозерский, Устюженский районы)
- Презентация Устюженской керамики
- А Вы знаете, ребята, ни одна ярмарка, куда привозят купцы свой товар не обходилась без народных игр.
Игра «Гончары»
- Я предлагаю продолжить наш разговор о гончарном производстве дальше.
- Что использовал гончар для изготовления изделия? (глину)
- Кто может назвать район, который богат самыми хорошими глинами? (Сокольский, Белозерский)
- Скажите мне, пожалуйста, как можно изготовить такой красивый кувшин (рассказ ребенка)
- Дети, из рассказа Вы наверное догадались какая же трудная работа гончара, здесь наверное должен работать сильный, умелый, мужественный человек, начиная с добычи и приготовления глины, лепки, обжига и затем просушки изделия, но не просто изделия, а изделия, которое бы понравилось людям.
- Роспись по дереву издавна славилась на Руси и являлась одним из древних промыслов «Русского севера». Интересный центр народной росписи был и на Вологодской земле.
- Кто назовет вид росписи? (Глубоковская)
- Почему эта роспись называется Глубоковской (деревни находились в очень отдаленных глухих местах глубоко в лесах северного края. Отсюда и название одной из них «Глубоковская»).
- Чем Глубоковская роспись отличается от других росписей? (наложением цвета на цвет)
- Презентация Глубоковской росписи
- Дети, я думаю, что неповторимая красота наших мастеров пробудила в наших сердцах такую радость, что нам с вами захотелось песни петь, шагать по земле Вологодской и делать добрые дела.
- физ. минутка (куда иголочка будет двигаться, туда и ниточка)
- А вот мы с вами очутились в мастерской художественных промыслов, и я вам предлагаю почувствовать себя в роли мастера. Мы с вами разделимся на три группы. Первая группа будет рисовать сколок-рисунок Вологодского кружева. Вторая группа – расписывать глиняную посуду. Третья группа – расписывать доску элементами Глубоковской росписи. И так – подумайте кто какую работу будет выполнять и садитесь.
Детям педагог предлагает закончить работу и послушать.
В: - Сейчас я предлагаю выйти из-за стола, сесть в три круга и ответить на мой вопрос: «Какими качествами должен обладать каждый мастер?» Вы все вместе проговорите эти качества и выбирайте те слова, которые присущи мастеру. В каждой группе Вы должны выбрать лидера, который будет называть эти качества. (Дети называют качества мастера.)
- Дорогие дети мастером сразу не рождаются. Но я очень рада, что именно сегодня встали на первую ступень мастерства. А теперь послушайте, что написано в умной книге. Какими же качествами должен обладать настоящий мастер? Добрым, умным, умелыми руками, любящим и понимающим свое дело, трудолюбивым.