Анастасия Чагина
Конспект ООД по речевому развитию «Путешествие в осенний лес»
Развитие речи. Тема «Путешествие в осенний лес»
Интегрируемые образовательные области: «Социально-коммуникативное развитие», «Художественное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Цель: Закрепить представления детей об осени, ее признаках.
Задачи:
1. Расширять знания детей о времени года - осени.
2. Способствовать развитию творческих и познавательных способностей.
3. Закреплять цвета: желтый, красный, зелёный.
4. Развивать мелкую моторику рук.
5. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
6. Развивать интонационную выразительность речи, активизировать и обогащать словарь.
Публикация «Конспект ООД по речевому развитию „Путешествие в осенний лес“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Осенний лес. Конспекты занятий
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Воспитательные задачи:
- учить жить в гармонии с собой и окружающим миром;
- воспитывать эмоциональную отзывчивость, умение видеть и понимать красоту природы;
- формировать умение слушать друг друга
Оборудование и материалы. Компьютер, проектор, листья из бумаги, краски гуашь, поролон, мяч, предметные картинки на тему «Осень»,
Предварительная работа Наблюдение на прогулке с воспитателем за осенними изменениями в природе; за тем, как меняется цвет листьев и травы, отцветают цветы, исчезают насекомые, собираются в стаи и улетают птицы. Сбор листьев деревьев и кустарников на прогулке и составление букетов из собранных листьев, рассматривание и обсуждение иллюстраций по теме осень.
Ход работы
Организационный этап.
Воспитатель: - Ребята, сегодня к нам пришли гости давайте с ними поздороваемся.
Правило речи. Каждый день всегда и везде
На занятиях и в игре.
Ясно, четко говорим
И не куда мы не спешим.
Ребята послушайте загадку и скажите, о каком времени года говорится в этой загадке.
Лес разделся,
Неба просинь,
Это время года -. (Осень)
Ответы детей: Осень.
Воспитатель:Сегодня мы с вами поговорим об осени.
Воспитатель: Что такое осень?
Ответы детей: Время года.
Воспитатель: Какие вы знаете осенние месяцы?
Ответы детей: Сентябрь, октябрь, ноябрь.
Воспитатель: Что изменилось с приходом осени в природе и погоде?
Ответы детей: На улице стало холоднее, часто дует ветер, стали идти дожди, листья пожелтели и падают на землю.
Воспитатель: Скажите, а как изменилась одежда людей?
Ответы детей: Люди стали одеваться теплее: тёплые курточки, шапочки, ботиночки, в дождливую погоду обувают резиновые сапожки и берут с собой зонтик.
Воспитатель: Ребята, вы сказали, что осенью часто дует ветер. Вот и сегодня он дует с самого утра. Встретила я его по дороге в детский сад, и он мне подарил волшебный мяч.
Мяч осенний и волшебный,
Будет в руки к вам скакать
И вопросы задавать.
Выходим на ковёр.
Воспитатель:Мяч предлагает вам вспомнить, что бывает осенью?
- Я буду произносить слово и бросать вам мяч, вы должны будете сказать, что делает это предмет или объект осенью. Постарайтесь подобрать несколько слов, отвечающих на вопрос: «Что делает? Что делают?»
Игра с мячом «Подбери слова-действие».
Лист (Что делает) - желтеет, вянет, опадает, сохнет, шуршит, шелестит.
Птицы (Что делают) - улетают, перелетают, курлыкают, поют.
Дождь (Что делает) – моросит, льет, идет, капает.
Ветер (Что делает) – ветер дует, тучи разгоняет.
Люди (Что делают) - переодеваются, мокнут, собирают.
Урожай осенью - урожай осенью убирают
Звери осенью (Что делают) - готовятся к зиме, делают запасы, меняют шубки.
Воспитатель:Молодцы всё правильно сказали на все вопросы ответили, присаживаемся на свои места.
Воспитатель: На столах перед вами лежат листья разных деревьев, сейчас поднимет руку тот, у кого на столе
кленовый лист,
березовый,
дубовый листочек.
(Дети выполняют)
Воспитатель: Молодцы!
А теперь скажи мне Юля с какого дерева твой листок? С берёзы – берёзовый листок
С дуба – дубовый листок
С клёна – кленовый листок
Воспитатель: А теперь я приглашаю вас в осенний лес.
(Звучит музыка П. И. Чайковского из цикла «Времена года. Октябрь»).
Воспитатель: Давайте закроем глазки и представим, что мы очутились в осеннем лесу. Подышим свежим воздухом, полюбуемся осенним лесом, его красотой. В лесу сильно шуметь нельзя, здесь живёт много птиц. А каких птиц знаете вы?
Ответы детей: Воробей, сорока, голубь, синичка.
Воспитатель: С наступлением холодов перелётные птицы улетают в тёплые края, а у нас остаются зимовать снегирь, синичка, воробей. Осенью становится меньше насекомых, личинок, которыми питаются птицы, поэтому мы должны помогать пернатым – строить домики, кормушки, скворечники. А кто ещё живёт в лесу?
Ответы детей: Звери.
Воспитатель: А каких зверей вы знаете?
Ответы детей: Заяц, волк, медведь, лиса, ежик.
Воспитатель: А кто знает, что происходит осенью с ежиком и медведем?
Ответы детей: Медведь и ежик засыпают.
Воспитатель: Как называется жилище медведя?
Ответы детей: Берлога.
Воспитатель: Назовите диких животных, которые в спячку не впадают.
Ответы детей: Волк, лиса, заяц.
Воспитатель: Молодцы
Воспитатель: А сейчас мы встанем в круг и немного отдохнём:
Мы листики осенние,
На ветках мы сидим.
(присесть)
Дунул ветер – полетели,
Мы летели, мы летели
(лёгкий бег по кругу)
И на землю тихо сели.
(присесть)
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
(лёгкий бег по кругу)
Закружились, полетели
И на землю тихо сели.
(присесть)
(дети садятся на стульчики)
Воспитатель: А сейчас мы поиграем и вспомним Приметы осени.
(По мере отгадывания загадок воспитатель показывает слайды с отгадками)
1. Осень в гости к нам пришла
И с собою принесла.
Что? Скажите наугад!
Ну, конечно. (листопад)
2. Холода их так пугают,
К теплым странам улетают,
Петь не могут, веселиться
Кто собрался в стайки? (птицы)
3. Стало хмуро за окном,
Дождик просится к нам в дом.
В доме сухо, а снаружи
Появились всюду (лужи).
4. В сером небе низко
Тучи ходят близко,
Закрывают горизонт.
Будет дождь.
Мы взяли (зонт).
5. Мочит поле, лес и луг,
Город, дом и все вокруг!
Облаков и туч он вождь,
Ты же знаешь, это. (дождь)
6. Опустели наши грядки.
Огород и сад в порядке.
Ты, земля, ещё рожай.
Мы собрали (урожай).
Воспитатель: Молодцы! А теперь поиграем в игру я буду задавать вопросы а вы слушайте внимательно и отвечайте «Да- нет».
Дидактическая игра «Да- нет».
(Воспитатель задает вопросы,а дети отвечают):
Осенью цветут цветы? Да!
Осенью дети надевают панамки? Нет!
Тучки солнце закрывают? Да!
Осенние месяцы — февраль, июнь, март? Нет!
Холодный ветер прилетает? Да!
И букашки прилетают? Нет!
Осенние месяцы — сентябрь, октябрь, ноябрь? Да!
Звери норки закрывают? Да!
Урожай все собирают? Да!
Часто - часто льют дожди? Да!
Солнце светит очень жарко? Нет!
Можно детям загорать? Нет!
Ну а что же надо делать,
Куртки, шапки надевать? Да!
Воспитатель:Все верно ответили! Молодцы!
Массаж ладоней
Вот какой послушный наш
Славный добрый карандаш.
Я его в руках качу: вперед, назад и как хочу
Воспитатель:Ребята теперь давайте вернемся к нашим листочкам которые лежат у вас на столе. Как вы думаете что не хватает им, если мы с вами говорили об осени что нужно сделать с листочком чтоб они стали осенними
Дети: Раскрасить
Воспитатель: давайте сейчас с помощью поролоновой губки и гуаши раскрасим наши листочки.
(Воспитатель объясняет принцип рисования поролоном.)
Воспитатель: Обмакиваю поролон в желтой краске, прикладываю к листу и сразу же убираю (отрываю, прикладываю – отрываю…
Затем тоже проделать с красным и зеленым цветом.
Самостоятельная работа детей. (По ходу занятия воспитатель подходит к ребятам и помогает. В конце дети составляют из рисунков большую панораму и любуются красивым осенним лесом).
Воспитатель: Вот и закончилось занятие. Вместе вспоминаем, о каком времени года говорили, что сегодня делали.
(Ответы детей)
Воспитатель:Ребята, вы сегодня очень порадовали меня своими знаниями. Вы много знаете об осени и ее приметах.