Резида Батыршина
ООД «Поможем леснику»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Поможем леснику»
Цель: Формирование элементарных экологических знаний о природе родного края через экспериментальную деятельность.
Задачи:
Образовательные:
расширять знания детей о жизни коренного населения народов ханты и манси; закреплять знания о животном и растительном мире Югры;
продолжать формировать умение понимать образные выражения;
способствовать формированию навыков исследовательской деятельности;
закреплять умение обследовать предметы и называть их свойства.
Развивающие:
развивать, умение выдвигать предположения;
Публикация «ООД „Поможем леснику“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Лесник. Знакомство с профессией
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2017
развивать двигательную активность посредством игры – имитации;
развивать внимание, познавательный интерес, мышление, память, речь.
Воспитательные:
воспитывать чувство принадлежности к определенной культуре, уважение к культурам других народов;
воспитывать в душе каждого ребенка любознательность, любовь к природе, чувство личной ответственности за ее сохранность.
Предварительная работа: беседа о растительном, животном мире Югры, рассматривание иллюстраций, знакомство с экспонатами национального уголка, чтение сказок, поговорок народов ханты и манси, заучивание стихов, художественно - продуктивная деятельность по данной теме.
Вид НОД: путешествие.
Методы и приемы: ритуал приветствия, дидактическая игра, использование художественной литературы (загадки, проблемная ситуация, опытно-исследовательская деятельность, дыхательная гимнастика, практическая деятельность.
Материалы и оборудование:
Мультимедийная установка, презентация, игра – пазл, компас, мох, торф, губки, блюдца с водой, салфетки, пластилин, стаканы с водой, кедровые шишки, орешки, листы бумаги, лоток с землей, лейки с водой, влажные салфетки.
Словарь: нарты, чум, компас, мох, торф, кедрач, кедровое масло.
Ход НОД:
Вводная часть
Воспитатель: Ребята, посмотрите, у нас сегодня много гостей, давайте поздороваемся "Здравствуйте" (дети здороваются)
А сейчас еще раз поприветствуем друг друга.
Станем рядышком, по кругу,
Скажем "Здравствуйте!" друг другу.
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
Основная часть.
Слышны звуки природы (шум леса, журчание ручья, пение птиц)
Воспитатель: Ребята, слышите? Что это за звуки? (предположения детей)
У меня есть знакомый лесник, он работает в лесничестве. Вы знаете, кто такой лесник, чем он занимается? (следит за порядком в лесу, чтобы не обижали животных, птиц, не рубили деревья, сообщали вовремя о лесных пожарах в МЧС)
Лесник прислал мне голосовое сообщение, давайте послушаем. (слушают)
Вы поняли, о чем просит нас лесник? Поможем ему? Отправляемся в поход! (Слайд с музыкой 1)
Дети под музыку делают круг и подходят к мультимедийному экрану.
Воспитатель: Ребята мы пришли к болоту (слайд 2)
(Дети подходят к импровизированному болоту, снять с детей упряжки)
Ребята, посмотрите на болото, что вы видите? (Ответы детей)
Воспитатель: Правильно, болото - это кочки, мхи, водяная гладь, небольшие кустарники и деревья на островках.
Воспитатель: Кто живет на болоте? (комары, мошки, лягушки, птицы)
Воспитатель: Ребята, болото называют копилкой воды, многие реки берут свое начало в болоте. А вы знаете, как появилось болото?
Воспитатель: Теперь послушайте, как образуются болота. Когда-то на этом месте было небольшое озеро (слайд 3). Берега его густо поросли камышом и разными влаголюбивыми растениями. (Слайд 4) Каждый год травы больше и больше разрастались, переплетались стеблями и закрывали воду, так образовался толстый слой, а сверху лежит мох. (слайд 5)
Воспитатель: Мох растет и получается пружинистый матрас. Мох напоминает губку. Он впитывает и удерживает в себе воду. Давайте посмотрим, как губка впитывает воду. (дети подходят к столу, садятся)
Воспитатель: Наливаем в блюдце воду, кладем губку – вода исчезает, она впиталась в губку. Сверху кладем бумажную салфетку. Она осталась сухой. Жарким летом мох сверху высыхает, но в глубине всегда есть влага, наступишь и сразу почувствуешь сырость.
Вывод: мох удерживает в себе влагу.
Остатки мхов, трав, стебельков и листочков разных растений долго лежат, перегнивают в воде, из них образуется торф (слайд 6) С виду торф – черного или темно-коричневого цвета.
Попробуйте растереть комочек и рассмотреть через лупу (микроскоп, видны крохотные листики, травинки и другие остатки растений.
Вывод: торф образовался из растений.
Дети рассматривают торф через лупу.
Воспитатель: А что еще растет на болоте? (ответы детей).
Воспитатель: Отгадайте загадки про ягоды.
Воспитатель:
1. Я красна, я кисла,
На болоте я росла,
Дозревала под снежком.
Ну-ка, кто со мной знаком?
Дети: Клюква (слайд 7)
2. Под листком на каждой ветке,
Сидят маленькие детки,
Тот, кто деток соберет,
Руки вымажет и рот (Черника) слайд 8
3. Много ягодок в лукошке,
Тут и клюква и морошка,
Вот чернеет ежевика
Рядом – красная …. (Брусника).Слайд 9
4. В лес ходили мы не зря –
На болотных кочках
Ягод цвета янтаря
Там набрали сочных.
Так и просится в лукошко
Эта чудная. (морошка! Слайд 10
(Воспитатель загадывает загадки детям, если дети отвечают правильно, на экране появляется изображение ягоды).
Чем полезны ягоды наших лесов?
Дети: Черника хорошо укрепляет зрение, морс из клюквы незаменим при высокой температуре, в бруснике много витаминов, из нее готовят вкусное варенье.
Воспитатель: Нам пора отправляться дальше. Слайд 11.
Дети шагают под музыку. Слайд 13
Воспитатель: Следующая остановка – река. (слайд 12) Как называется главная река в нашем крае? (Обь) Чем знаменита наша река? (много рыбы) Правильно, рыба это основная пища народов ханты и манси. А чем они ловят рыбу? (удочка, сеть, морда) Издавна ханты и манси ловят рыбу вот такими мордами, (слайд 13) они берут столько рыбы, сколько им нужно, остальную рыбу выпускают, чтобы рыбы хватало всем.
Воспитатель: Ребята, возле речки всегда свежий воздух, давайте мы глубоко подышим. Дети встают в круг и берутся за руки.
Дыхательная гимнастика.
- Давайте послушаем, как мы дышим (все дети прислушиваются к своему дыханию)
- Вдох (через нос) – все делают шаг вперед, выдох (через рот) – шаг назад.
-Сейчас мы с вами подышали все вместе чем? (воздухом)
- А чем дышат рыбы? Сейчас мы узнаем, есть ли в воде воздух, нужен ли он рыбам.
Дети садятся за столы.
Положить в воду кусок пластилина. Через некоторое время на нем появятся пузырьки воздуха. Взять трубочку для коктейля и подуть в стакан с водой до образования пузырьков.
Вывод: мы видим - в воде есть воздух.
Воспитатель: Давайте посмотрим, нужен ли воздух рыбам (подходят к экрану) : когда зимой водоемы замерзают, то воздуха в воде становиться мало, и рыбы могут погибнуть (слайд 14). Поэтому люди специально делают проруби, (слайд 15, а чтобы вода быстро не замерзала, в нее кладут пучки соломы и сверху присыпают снегом (слайд 16) Через снег и солому воздух хорошо проходит в воду. Вот так люди помогают рыбам выжить зимой.
Воспитатель: Идем дальше. Дети под музыку идут, (слайд 17) подходят к экрану. (На экране изображен лес) (слайд 18)
Воспитатель: Ну вот мы и в лесу! Давайте вспомним, какие деревья растут в нашем лесу? (береза, осина, рябина, ель, пихта, сосна, кедр).
Правильно, какие из них лиственные деревья? Какие хвойные деревья? (дети отвечают)
Воспитатель: Ребята, очень давно наш полуостров называли остров древних кедров (слайд 19)
- Как вы думаете почему? (ответы детей)
- Наше село называют так, потому что в нашем лесу растёт много кедра, лес, где главное дерево-кедр называется - кедрач. У народов ханты и манси кедр издревле считается священным деревом, символом мужества, рубить его запрещено. Что растет на кедре? (шишки) (Слайд 20)
Воспитатель (подводит к столу) :
- Посмотрите, что находится внутри этой шишки (орешки).(слайд 21)
Возьмите очищенный орешек, лист бумаги и раздавите пальцем орех на бумагу. Что вы видите? (остался маслянистый след) Почему? (ответы детей)
-Правильно, из кедровых орешков получают вкусное и полезное масло - в нём много нужных людям и животным витаминов. Как называется это масло? (кедровое)
- Кедр и его плоды - замечательный корм для животных, мелких грызунов, птиц. Кто любит лакомиться кедровыми орешками? (мыши, кедровка, куница, глухарь, тетерев, белки)
Давайте посмотрим на друзей кедра. (дети встают и подходят к экрану) Слайды 22-26
-Вот мы познакомились с друзьями кедра. Все они питаются кедровыми орешками, прячут их в укромном месте, в траву, под мох - на зиму. Бывает, что забудут, где спрятали, а весной орехи набухнут и прорастут (слайд 27) Так звери и птицы помогают вырасти новым кедрам в лесу.
-Ребята, хотите помочь нашему лесу и посадить свои кедровые деревья? (ответы детей) У нас есть лоток с землёй и семечки орешка. Мы выкопаем ямку и поместим в неё наши орешки, польём водой и через 25 дней у нас должны появиться всходы. А потом мы высадим наши маленькие деревья в лес, и наш остров древних кедров пополнится новыми деревьями. (слайд 28)
Воспитатель: Вот и подошло к концу наше увлекательное путешествие, нам пора возвращаться в детский сад.
Дети под музыку возвращаются в детский сад. Слайд 29.
Воспитатель Ребята, скажите, где мы были? Что мы делали? Что вам больше всего понравилось? Что мы сделали полезного для природы?