ольга смирнова
ОД «Покормите птиц зимой»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 11
Конспект ОД
Тема: «Покормите птиц зимой»
по познавательно- исследовательской деятельности
старший дошкольный возраст
Воспитатель: Смирнова О. А.
Ст. Шкуринская 2020г
Тема: «Покормите птиц зимой»
Публикация «ОД „Покормите птиц зимой“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кормушка для птиц. Покормите птиц зимой
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
Цель: формировать обобщенное представление о зимующих и перелётных птицах, воспитать осознанно-правильное отношение к природе через привитие способности сочувствовать, сопереживать зимующим птицам.
Задачи:
- формировать умения и навыки наблюдать за птицами;
- продолжать формировать способность воспринимать предложенные воспитателем игровые ситуации, принимать в них участие;
- уточнить представление о причинах отлета птиц;
- закрепить понятия «зимующие птицы» и «перелетные птицы», научить выделять их характерные особенности;
- уточнить и расширять знания детей о зимующих птицах Краснодарского края (сороки, воробьи, дикие голуби, синицы, дятлы);
- развивать любознательность, наблюдательность, познавательную и мыслительную активность;
- основные психические процессы (внимание, память, образное мышление);
- связную речь детей, продолжать учить делать простые умозаключения, высказываться полными, развернутыми предложениями;
- воспитывать осознанно-правильное отношение к природе через привитие способности сочувствовать, сопереживать зимующим птицам.
Предварительная работа: наблюдение за птицами во время прогулки (воробьи, сороки, вороны, дятлы, дикие голуби, рассматривание иллюстраций, заучивание стихов, чтение художественной литературы: Г. Снегирёв «Про птиц»; В. Бианки «Кто к кормушке прилетел»; парад и развешивание кормушек, сделанных совместно с родителями.
Дидактические игры: «Четвертый лишний», «Закончи предложение», «Сосчитай птиц», «Кто как голос подает?», «Скажи ласково», «Каких птиц зимой у кормушки не увидишь?».
Материал: мультимедийная установка, голоса зимующих птиц, презентация о зимующих птицах с играми, фото кормушек, корм для птиц, формы для изготовления печенья, емкость для замешивания массы.
Ход образовательной деятельности
Организационный момент.
(На экране первый слайд)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, на подоконнике сидит воробушек, он нахохлился, спрятал головку под крыло. Что же с ним случилось?
Ответы детей.
Решение проблемной ситуации.
Воспитатель: Ребята, как мы смогли бы помочь этому воробью? (варианты Ответы детей.
А если мы принесём воробья к нам в группу. Что может произойти? (рассуждения детей)
Воспитатель: Брать в помещение дикую птицу небезопасно, так как её поведение непредсказуемо: птица может клюнуть, а ещё птица может быть больна (вместе с детьми делаем вывод).
Воспитатель: А тогда как можно помочь воробьям?
Ответы детей.
Воспитатель: Воробью мы помогли. Но ведь с нами зимуют и другие птицы. Надо помогать им?
Ответы детей.
Воспитатель: А давайте сходим на прогулку с помощью компьютера в удивительный зимний лес, который может подарить вам интересные встречи. Кого же там можно увидеть?
Ответы детей.
Презентация (слайды зимний лес и следы на снегу).
Воспитатель: Мы заходим с вами в лес,
Полный сказок и чудес,
Будем вместе наблюдать,
Волшебство всё замечать.
Как здесь удивительно и красиво! Для внимательных глаз в лесу много интересного.
Кого же можно увидеть в лесу?
Ответы детей.
(Показ слайдов)
Воспитатель: Ребята, сегодня мы поговорим с вами о птицах.
(Воспитатель читает стихотворение К. Мухаммади)
«Как птицам перезимовать?
Известно, что у птиц,
Нет ни халатов ватных,
Ни байковых рубах.
У многих даже нет гнезда:
Они в грозу, и в град,
И под дождем, и в холода.
На ветках сидя спят.
Но кто, же им дает приют,
Когда снега метут?
Бывают птицы разными :
Одни боятся вьюг
И улетают на зиму
На добрый, теплый юг.
Другие – те народ иной:
В мороз над лесом кружат,
Для них разлука с родиной
Страшнее лютой стужи.
К их пёрышкам взъерошенным
Не пристают снежинки,
Они и под порошами
Резвятся для разминки.
Воспитатель: Ребята, а что вы можете рассказать про птиц?
Ответы детей.
Воспитатель: Какую пользу птицы приносят людям?
Ответы детей.
Воспитатель: Почему птиц называют зимующими?
Ответы детей.
Воспитатель: Почему они не улетают?
Ответы детей.
Воспитатель: Я хочу вам загадать загадки о птицах, а вы отгадайте. Будьте внимательными.
Игра «Отгадай загадку»
На слайдах появляются отгадки.
1. Синяя косынка,
Темненькая спинка.
Маленькая птичка,
Звать ее (синичка)
Воспитатель: Правильно, это - синица, она любит сырое несолёное сало и мясо.
2. Кто в беретке ярко-красной,
В черной курточке атласной?
На меня он не глядит,
Все стучит, стучит, стучит? (дятел)
Воспитатель: У дятла ребята клюв прочный и острый, он питается личинками, которые находит под корой дерева, его еще называют “лесным санитаром».
3. Чернокрылый, красногрудый
И зимой найдёт приют :
Не боится он простуды –
С первым снегом тут как тут!
(снегирь)
Воспитатель: Молодцы ребята, и снегиря вы узнали. Они нарядные птицы, питаются ягодами рябины.
4. Чёрная, как вар,
Кричит: «Кар!» (ворона)
5. Вещунья-белобока,
А зовут её … (сорока)
6. Всю ночь летает.
Мышей добывает.
А станет светло –
Спать ляжет в дупло (сова)
Воспитатель: Молодцы, с загадками вы справились! А теперь послушайте стихотворения Александра Яшина «Покормите птиц зимой!».
Пусть со всех концов.
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Небогаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна – и не страшна,
Будет им зима.
Сколько гибнет их – не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну!
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, птицы похожи друг на друга или отличаются?
Ответы детей.
Воспитатель: А чем они отличаются?
Ответы детей.
Воспитатель: Если снегирь мало двигается, то он какой?
Ответы детей.
Воспитатель: Если у синицы черная голова, то она какая?
Ответы детей.
Воспитатель: Если у сороки белый бок, то она какая?
Ответы детей.
Воспитатель: Если у вороны черный хвост, то она какая?
Ответы детей.
Воспитатель: Если у снегиря красная грудь, то он какой?
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, холод – не самое страшное для птиц зимой, потому что к зиме у них вырастает подпушек под перышками.
Воспитатель: Как вы думаете, что самое страшное зимой для птиц?
Ответы детей.
Воспитатель: Почему вы так думаете?
Ответы детей.
Воспитатель: За короткий зимний день птицы едва успевают утолить голод. Во время гололедицы ледяные корки на ветвях деревьев и на снегу затрудняют птицам добывание корма. В зимнюю стужу, голодные и ослабевшие птицы легко замерзают. Но когда корма мало для птиц наступают тяжелые. Если им не помочь они могут погибнуть.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, чем вы можете помочь зимующим птицам?
Ответы детей.
Воспитатель: Чем можно подкармливать птиц?
Ответы детей.
Воспитатель: Воспитатель показывает корма и рассказывает о них:
- Семена подсолнечника едят почти все птицы и, в первую очередь, синицы и поползни.
- Семена дыни и тыквы едят почти все птицы, кроме синицы и поползней.
- Овес, если нет ничего лучше, едят овсянки, воробьи, синицы.
- Пшено и просо – любимая еда овсянок и воробьев.
- Семена репейника – основной корм щеглов.
- Семена лебеды, полыни, конопли, конского щавеля, крапивы, охотно едят все зерноядные птицы.
- Ягоды рябины и калины – любимая пища снегирей и свиристелей.
- Хлебные крошки едят синицы и воробьи.
- Сырое (несоленое) сало – превосходный корм для синиц, поползней и дятлов.
Воспитатель: Можно ли корм для птиц рассыпать на земле?
Ответы детей.
Воспитатель: Как вы думаете, куда нужно насыпать корм для птиц?
Ответы детей.
Воспитатель: Какие бывают кормушки?
Ответы детей.
Воспитатель: Да ребята, кормушки бывают самые разные. Укреплять их надо осторожно, нельзя обламывать ветки и повреждать стволы деревьев.
Воспитатель: А сейчас я вам предлагаю поиграть.
Физкультминутка
Воробьи-воробушки,
(Похлопывание руками по бокам.)
Серенькие перышки!
(Махи руками вверх – вниз.)
Клюйте, клюйте крошки
(Стучат кулачками перед собой один о другой.)
У меня с ладошки!
(Дуют на раскрытые ладони.)
Нет, с ладошки не клюют
(Разводят руки в стороны, пожимают плечами.)
И погладить не дают.
(Руки на поясе, наклоны туловища влево - вправо.)
Как бы нам поладить,
(Прыжки на месте на двух ногах.)
Чтоб дались погладить?
(Хлопки в ладоши.)
Воспитатель: Прежде, чем нам приступить к работе, давайте разомнем пальчики.
Пальчиковая гимнастика.
Прилетайте, птички!
Сала дам синичке.
Приготовлю крошки,
Хлебушка немножко.
Эти крошки – голубям,
Эти крошки – воробьям.
Галки да вороны,
Ешьте макароны!
(Сначала – «зовущие» движения пальцев, затем «режущие» движения одной ладони по другой.
Пальцы щепоткой – «крошим хлеб», тереть подушечки пальцев друг о друга.
Вытянуть вперед правую руку с раскрытой ладонью, то же – левой рукой.
Тереть ладонью о ладонь, «катая из хлеба макароны»).
Воспитатель: Ребята, вы хотите помочь птицам?
Ответы детей.
Воспитатель: Тогда я предлагаю вам для птиц приготовить угощение.
Мастер-класс по изготовлению «Печенья» для птиц.
Наше угощение будет в виде печенья. На столе у меня семена и крупы, которые нам понадобятся для приготовления печенья. Так как сейчас у нас с вами режим повышенной готовности, в связи с распространением короновирусной инфекции, все ингредиенты для печенья смешивать буду я, а вы разложите готовую смесь из семян и муки в формочки для печенья. Готовим смесь для «печенья» : Наливаем воды в емкость, добавляем муку, размешиваем. Получается жидкое тесто. В него добавляем измельченные семена тыквы и подсолнечника, просо, пшено, овес, овсяные хлопья, измельченные ягоды шиповника и рябины, хорошо все перемешиваем и у нас получается клейкая масса. Раскладываем массу по формочкам. Ложкой хорошо ее утрамбовываем. Вставляем палочку (из спички, очищенной от серы) в серединку печенья и оставляем до высыхания.
Дети выполняют задание.
Воспитатель: Угощение готово. Теперь его нужно оставить на некоторое время, чтобы оно высохло. Когда наше угощение высохнет, мы уберем палочку, проденем в дырочку ленточку и развесим наши «печеньки» на деревья. А чтобы птицы увидели наше угощение, мы возьмем яркую ленточку. А пока мы отдохнем, викторину проведем!
Воспитатель: Мы с вами развешивали кормушки, которые вы сделали со своими родителями. Давайте вспомним, какие правила мы должны с вами помнить?
Ответы детей.
Воспитатель: Молодцы ребята. Давайте еще раз их повторим.
1 правило: Укрепляя кормушку, не обламывай ветки.
2 правило: Кормушки для птиц должны быть очень скромными, лучше не раскрашенными.
3 правило: Следи, чтобы в кормушке не было снега.
4 правило: Следи, чтоб в кормушке корм был постоянно.
5 правило: Начинай подкармливать птиц поздней осенью и продолжай до весны.
6 правило: Не бросай возле кормушки пакеты и банки, в которых носишь корм.
7 правило: Не клади в кормушки куски ржаного хлеба, они закисают в зобу у птиц, особенно в морозы, что может привести к гибели.
8 правило: Сало развешивай на тонких ветках, обвязывай ниткой, на толстые ветки эти лакомства класть бесполезно – утащат вороны.
Выполняйте, эти привила! Познакомьте с правилами подкормки птиц своих друзей.
Воспитатель: Ребята, птицы – наши друзья, а друзьям надо помогать. Любить животных – значит любить своих близких. Каждая кормушка, каждая горсть зерна поможет спасти от гибели не одного пернатого. Не забывайте о птицах.
Рефлексия.
-Что вам больше всего понравилось?
- Каких птиц вы запомнили?
-Ребята, почему птиц называют зимующие?
-Почему перелетные?
-Почему дятла называют «лесным санитаром».
-Что самое страшное для птиц зимой?
-Как человек может помочь птицам зимой?