Вера Савишина
ОД по экологии «Осенью в лесу»
Конспект занятия по экологии в средней группе " Осенью в лесу"
Цель: Закрепить представления об осени, о признаках и приметах осени.
Задачи:
Образовательные:
Публикация «ОД по экологии „Осенью в лесу“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Осенний лес. Конспекты занятий
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
1. Расширять знания детей об осени, ее основных приметах и признаках; вспомнить названия деревьев, об осеннем явлении природы «листопаде», о подготовке животных и птиц осенью к зиме.
2. Учить внимательно, слушать речь воспитателя, расширять и активизировать словарный запас воспитанников («осень», «шуршит», «листопад», «хвоя», «ароматная», «душистая»).
3. Формирование элементарных экологических представлений у детей.
4. Совершенствовать грамматический строй речи.
Развивающие:
1. Развивать интерес к окружающему миру в процессе игры-путешествия.
2. Расширять элементарные представления об изменениях в природе осенью, диких животных, их жизни.
Воспитательные:
1. Воспитывать заботливое отношение к животным, любовь и бережное отношение к природе, способность любоваться ее красотой.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций об осени, деревьев и кустарников на участке, наборов предметных и сюжетных картинок – «Птицы», «Насекомые», «Осень»;
Д/и «1, 2, 3 – к дереву беги!»; Д/и «Какая птица улетела?»; Д/и «Узнай на вкус»; чтение и разучивание стихов об осени; загадывание загадок об осени, овощах, фруктах, птицах, животных.
Техническое обеспечение: ИКТ - SMART доска, большая корзина; осенние листья красного, жёлтого, оранжевого, зелёного цвета; искусственные деревья - ёлка и берёза; аудиозапись "Октябрь" П. И. Чайковского; еловая ветка.
Ход ОД:
Воспитатель: - Ребята, послушайте очень интересную загадку и скажите мне, о чем в ней говорится?
Оно весь мир обогревает,
И усталости не знает,
Улыбается в оконце,
А зовут его все (солнце) (СЛАЙД 3)
Воспитатель: - Правильно, это солнышко. Просыпается оно раньше всех, умывается из тучки и поднимается высоко в небо, чтобы совершать “добрые дела”.
Воспитатель: - А какие “добрые дела” совершает солнышко? (ответы детей) (СЛАЙД 4)
Воспитатель: - У солнышка много “добрых дел” : землю обогреть, ярким светом осветить, да и всех разбудить своими ласковыми лучиками. Но иногда бывает так, что солнышко мало выходит на небо и не дарит нам своего тепла. А как вы думаете, в какое время года это бывает? Какое время года наступило?
(осень) (СЛАЙД 5)
Воспитатель: - Правильно. Если солнышко реже стало появляться, если меньше греет, то это, значит, к нам пришла осень.
- Посмотрите, как она разукрасила всё вокруг! Нравится, дети? (да) (СЛАЙД 6)
Д/и «Какая погода?»
Воспитатель: - Дети, кто из вас знает, какая погода бывает осенью? Если идёт дождь, то погода какая? (дождливая) (СЛАЙД 7)
Воспитатель: - Дует ветер? (ветреная) (СЛАЙД 8)
Воспитатель: - А если на улице пасмурно, значит погода какая? (пасмурная) (СЛАЙД 9)
Воспитатель: - Если погода сырая? Значит на улице… (на улице сыро)
(СЛАЙД 10)
Воспитатель: - На улице хмуро? Значит погода. (погода хмурая) (СЛАЙД 11)
Воспитатель: - На улице солнечно и ясно (то погода ясная и солнечная) (СЛАЙД 12)
Воспитатель: - Сегодня ясно, и я приглашаю всех вас на прогулку в осенний лес.
Игра «Шагают наши ножки»
По тропинке мы пойдём
Друг за дружкою идем гуськом.
На носочки встали
К лесу побежали (бег)
Ноги выше поднимаем,
На кочки мы не наступаем.
И снова по дорожке (шагают)
Шагают наши ножки.
Воспитатель: - Вот мы и пришли в осенний лес. Дети, посмотрите, какое дерево, какое оно красивое, кудрявое (СЛАЙД 13)
- Даша, как называется это дерево? (береза)
Воспитатель: - «Белая берёза косы распустила,
Белая берёза ветки опустила.
Желтые листочки косы украшают,
И на землю тихо, тихо опадают»
Воспитатель: - Руслан, скажи, какого цвета ствол у берёзы? (белый)
Воспитатель: - Посмотрите как много у берёзы красивых развесистых веток.
- Какого цвета листья на берёзе?
- Правильно, зеленые, а еще какого цвета есть листочки? (Желтые, оранжевые.)
- Дети, а листочки у березы маленькие или большие?
- Правильно, листочки у березы маленькие.
Игра «Ветер и листочки» (дыхательная гимнастика)
Воспитатель: - Ветер дует, листочки на деревьях шелестят потихоньку ш-ш-ш, а потом ветер подул сильнее, и листочки шелестят сильнее ш-ш-ш-ш.
Воспитатель: - А сейчас у вас в руках листочки, подбросьте все листочки. Вот какой чудесный золотой дождь. Это листопад. Давайте все будем подбрасывать листочки и говорить: «Листопад! Листопад! Листья желтые летят». – Вот как много листьев опало на землю!
Воспитатель: - Дети, посмотрите, какое чудесное дерево! (СЛАЙД 14)
Воспитатель: - Саша, как называется это дерево? (это ёлка)
Воспитатель: - Подумайте, чем оно отличается от других деревьев? (это елка, у нее нет листьев)
(показываю еловую веточку)
Воспитатель: - Потрогайте, прикоснитесь к иголкам. Какие иголки у ели? (колючие, острые, прямые)
Воспитатель: - У еловых иголок есть другое название: хвоя. Давайте вместе повторим это слово (хвоя)
Воспитатель: - Я сейчас разотру между пальцев несколько иголок. Что вы чувствуете? (запах)
Воспитатель: - Какой запах? (ароматный, душистый, приятный)
Воспитатель: - Ой, кто-то спрятался под елью, да еще и листочком прикрылся? Кто же это? (ежик) (СЛАЙД 15)
Воспитатель: - Правильно, это ёжик. Дети, осенью все готовятся к зиме – и люди, и звери, и птицы.
- Зайчик скоро сменит свою серую шубку на какую? (На белую.) (СЛАЙД 16)
- А белочка как готовится к зиме? Что она запасает на зиму? (СЛАЙД 17)
- Дети, мишка тоже готовится к зиме. Он строит себе берлогу, забирается в неё и спит до весны. (СЛАЙД 18)
Воспитатель: - Ой, а кто это к нам залетел попрощаться? (грач) (СЛАЙД 19)
Воспитатель: - А почему, он хочет с нами попрощаться? (потому что он улетает на зиму в тёплые края)
Воспитатель: - Правильно. Улетай, грач, улетай. Мы будем ждать тебя весной! (все вместе)
Воспитатель: - Ёжик тоже готовится к зиме. Он строит тёплое гнездо на земле из листьев. (СЛАЙД 20)
Воспитатель: - Дети, ежик, приготовил для вас осенние угощения. Это фрукты и овощи. (СЛАЙД 21)
Рефлексия: - Вот и подошла к концу наша прогулка по осеннему лесу. Вам понравилось, дети?
Что вам больше всего понравилось на прогулке?
Какие добрые дела совершает солнышко?
Какая погода бывает осенью?
Как называется золотой дождь?
Кто готовиться к зиме?
А сейчас нам пора возвращаться в детский сад.
(Дети под музыку уходят из зала.)