Григорьевна Ирина
Конспект ОД по речевому развитию в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности «Не хочу я быть капризным»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегрированного ОД по речевому развитию
в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности
по произведению С. Я. Маршака «Сказка о глупом мышонке».
Тема: «Не хочу я быть капризным».
Приоритетная образовательная область развития : речевая.
Публикация «Конспект ОД по речевому развитию в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности „Не хочу я быть капризным“» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Образовательные области развития в интеграции : познание, социализация, коммуникация,
художественное творчество,
чтение художественной литературы.
Подготовила конспект : воспитатель
Григорьева Ирина Васильевна
МДОУ «Золотой ключик» п. Ванино
ноябрь 2024 года.
Цель: формирование умения понимать главную идею произведения, правильно оценивать поступки героев;
Задачи:
образавательные:
совершенствовать грамматический строй речи;
обогащение экспрессивной речи наречиями;
закреплять умение подбирать синонимы к словам;
развивающие :
развивать речевые умения при пересказывании литературного произведения по ролям, выразительно производя диалоги действующих лиц;
развивать зрительное восприятие, внимание, память, координацию речи с движениями;
развивать плавность движения руки при вырезании силуэта животного, координацию движений «глаз – рука»;
вызвать интерес к созданию коллажа;
воспитательные:
побуждать детей к высказыванию собственной точки зрения на обсуждаемую тему. Помочь раскрыть проявление нравственных качеств через мимику, интонацию;
воспитывать и любовь к художественной литературе и чтению;
воспитывать доброе и заботливое отношение к малышам.
Предварительная работа:
занимательная деятельность по познавательному и речевому развитию (дикие и домашние животные);
игры на классификацию;
чтение и драматизация художественных произведений «Теремок», «Рукавичка», «Репка», «Лис и мышонок», «Кот в сапогах»;
словарная работа на обогащение и активизацию словаря в совместной деятельности педагога с детьми (беседы, словесные игры, рассматривание картин и т. д.);
чтение произведения «Сказка о глупом мышонке», обыгрывание;
беседы о безопасном поведении (встреча с незнакомыми людьми);
вырезание силуэтов и контурное рисование животных (медведь, белка, заяц).
просмотр музыкальной видеозаписи «Сказка о глупом мышонке»;
повторение пальчиковой гимнастики: «Мышонок».
Индивидуальная работа:
развивать у Ильи М. умение высказывать свои предположения, делать простые выводы;
Методы:
наглядные (иллюстрации, схема);
словесные (художественное слово);
практические (игры);
Материал:
иллюстрации к сказке; бейджики с изображением героев; модель сказки; карточки с изображением эмоций детей; игрушка мышонок; цветная бумага; альбомные листы бумаги; силуэты животных; клей – карандаш; салфетки; аудизапись.
Оборудование: коврограф; два обруча;
Технические средства: магнитофон.
.
Предпосылки УУД: развитие творческого мышления; воображения; внимания; памяти; слухового восприятия; умение использовать схемы, символы как условные заместители реальных объектов; умение слушать; выполнять по заданному правилу.
Ход образовательной деятельности:
Воспитатель заходит в группу с большой красивой сумкой, чем привлекает внимание детей.
Воспитатель. Ребята, вы знаете, что у меня в сумке? (Ответы детей.)
Хотите узнать?
Чтобы узнать, предлагаю поиграть в игру «Да – нет». Будьте внимательны, вы должны построить вопрос так, чтобы я могла ответить «да» или «нет». Итак, начинаем.
Дети задают вопросы и приходят к выводу, что в сумке - мышонок.
- Правильно, это мышонок.
Воспитатель достаёт из сумки игрушку – мышонка.
Воспитатель:
- Ребята, какие вы знаете художественные произведения, в которых встречается мышь или мышонок?
- Чем эти герои вам запомнились?
(«Теремок» - мышка нашла теремок и стала там жить; «Рукавичка» - мышка нашла зимой дедову рукавичку и всех пустила пожить; «Курочка Ряба» - мышонок разбил хвостиком яичко; «Маша и медведь» - мышонок играл в прятки с медведем и спас Машеньку; «Репка» - мышонок помог вытащить репку; «Кот в сапогах», «Поспешили – насмешили», «Приключения кота Леопольда», «Щелкунчик», «Хитроумные мышата», «Сказка о глупом мышонке», «Сказка о умном мышонке»).
Как же много вы знаете сказок, героями которых являются мышь или мышонок! Молодцы!
Постановка Цели НОД перед детьми: сегодня, мы с вами перескажем одно из этих литературных произведений по ролям, постараемся правильно оценить поступки главного героя, выскажем собственную точку зрения о его нравственных качествах, сделаем в подарок малышам книжку – малютку по этой сказке.
Воспитатель обращает внимание детей на иллюстрации, разложенные на ковре.
- Как вы считаете, из какой сказки эти герои? («Сказка о глупом мышонке»).
- Назовите героев сказки?
- Кто написал «Сказку о глупом мышонке»? (Самуил Яковлевич Маршак).
- Давайте выстроим эти иллюстрации в той последовательности, в которой герои появляются в сказке. Выполняйте задание дружно, все вместе, не мешайте друг другу.
Дети выстраивают иллюстрации последовательно.
- Правильно. Молодцы!
- Вы уже хорошо знакомы с этой сказкой. Давайте мы сегодня обыграем её. Нам поможет схема. (На коврографе - схема сказки).
Вопросы к детям по схеме:
- Кому сказал мышонок: «Голосок твой слишком тонок»? (маме – мышке);
- Кому сказал мышонок: «Слишком громко ты поёшь»? (тёте – утке);
- Кому сказал мышонок: «Очень скучно ты поёшь»? (тёте – жабе);
- Кому сказал мышонок: «Очень страшно ты поёшь»? (тёте – лошадь);
- Кому сказал мышонок: «Очень грубо ты поёшь»? (тёте – свинке);
- Кому сказал мышонок: «Этак вовсе не уснёшь»? (тёте – клуше);
- Кому сказал мышонок: «Слишком тихо ты поёшь»? (тёте – щуке);
- Кому сказал мышонок: «Очень сладко ты поёшь»? (тёте – кошке);
- Кто искал глупого мышонка и сказал: «А мышонка не видать»?
Молодцы! Правильно! Придерживаясь, этой схемы мы и обыграем сказку С. Я. Маршака. Каждый из вас сыграет роль, которая изображена на картинке. А зрители могут пока сесть и посмотреть сказку.
Дети с бейджиками со схематичным изображением той роли, которую они будут исполнять (герои сказки, зрители) обыгрывают сказку С. Я. Маршака «Сказка о глупом мышонке». Звучит аудиозапись.
Динамическая пауза (вариант).
Воспитатель: Молодцы, ребята, здорово сказку озвучили. Давайте теперь друг другу похлопаем! Потопаем! (Повторяем 3 – 4 раза. Дети должны быть внимательны и ориентироваться на слова взрослого). А теперь и похлопаем, и потопаем.
- Ребята, как вы считаете, почему так всё произошло с мышонком?
Воспитатель подводит детей к личностным характеристикам главного героя.
Дети называют свои варианты: капризный, непослушный, своевольный, вредный, глупый, неразумный, недовольный, невоспитанный, привередливый, своенравный, упрямый, неуживчивый.
- Вы сказали, что он капризный. А что такое каприз?
Дети рассуждают, воспитатель обобщает.
- Капризные те дети, которые считают, что все должны выполнять их желания, требования. Если их требования не выполняются, капризные дети начинают плакать, кричать, топать ногами, сжимать кулаки.
- Ребята, в красном обруче у меня сложены картинки с изображением детей и животных: добрых, грустных, весёлых, капризных и т. д. Может, среди них есть капризные дети и капризные животные. Выберите те картинки, на которых изображены капризные дети, животные и положите рисунки в синий обруч.
Молодцы, вы хорошо справились с этим заданием.
- Ребята, предлагаю вам смастерить книжку о капризном мышонке и подарить её малышам. Давайте вспомним, какого фона будут листы в нашей книге и почему? Сейчас силуэты животных наклеим рядом с мышонком на подготовленный фон. Молодцы! У вас всё получилось! Когда листы подсохнут, мы их скрепим, отнесём малышам и покажем сказку.
- А в какой сказке глупый капризный мышонок изменился?
- Как он стал вести себя в «Сказке об умном мышонке»? (Умно).