Евгения Стародубцева
Конспект ООД по речевому развитию для детей старшей группы «Весна-красна»
Конспект ООД по речевому развитию для детей старшей группы «Весна - красна»
Цель: уточнить и систематизировать представления детей о весенних изменениях в природе; продолжать приобщать детей к поэзии.
Задачи:
Образовательные:
Публикация «Конспект ООД по речевому развитию для детей старшей группы „Весна-красна“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
1. Воспитывать интерес к русской поэзии, показать напевность языка стихотворений, развивать внимание и творческое воображение. Учить определять и высказывать свои чувства, возникающие при прослушивании стихотворений о весне.
2. Помочь детям понять содержание стихотворного текста о приходе весны.
3. Упражнять в подборе прилагательных.
Развивающие:
1. Развивать логическое мышление и внимание, разговорную речь детей, побуждать к желанию общаться.
2. Обогащать речь детей.
3. Развивать слуховое внимание при восприятии стихотворений.
Воспитательные:
1. Воспитывать любовь к художественному слову.
2. Воспитывать у детей отзывчивость, любовь и уважение к родной природе.
Оборудование: Слайды (иллюстрации) о весне, коробка с загадками и отгадками в картинках, текст стихотворений, портреты писателей (Маршак, Тютчев, разрезные картинки, мяч.
Предварительная работа: Наблюдение за изменениями природы весной, беседы о весне, рассматривание иллюстраций с признаками весны, знакомство с жизнью лесных животных весной.
Ход ООД:
1. Организационный этап.
- Ребята, посмотрите, какую чудесную коробку я сегодня утром нашла в нашей группе. Хотите узнать, что в ней! Тогда давайте сядем поудобнее на нашем ковре и откроем ее.
- Ой, ребята, это же загадки! Вы любите загадки?
1. Дни погожие не редки,
Греются на солнце ветки.
И, как маленькие точки,
На ветвях набухли. (почки)
2. На лесной проталинке
Вырос цветик маленький.
Прячется в валежник
Беленький. (подснежник)
3. Что за тонкие иголки
Зеленеют на пригорке?
Это, выросши едва,
К солнцу тянется. (трава)
4. Понавесили корзины
На березы и осины.
Каждая корзинка — дом,
А зовется он. (гнездом)
5. Гнездышко из веток —
Для любимых деток.
Кто те детки-сорванцы?
Дружно просят есть. (птенцы)
6. Смастерим для птичек дом
С круглым маленьким окном.
Вот скворец сел на орешник,
Строем мы ему. (скворечник)
7. После долгой зимы,
Первый месяц весны? (Март)
8. За ним другой стучится в дверь,
Он называется … (апрель)
9. И третий месяц вспоминай,
Как называется он… (май)
-РЕБЯТА, так про какое время года были загадки?
- Правильно, все эти загадки о весне. Но посмотрите в окно. Весна почему-то не спешит к нам в гости. Может она забыла, что уже пришла её пора? Что же делать? (Нам нужно её позвать). Как будем её звать? Конечно, необходимо вспоминать и говорить только о весне. Может она нас услышит и придёт уже скорее.
Ребята, о весне не только есть загадки, песни, сказки, но и великолепные стихи. Чтобы приблизить наступление весны, прослушаем их.
2. Основной этап.
Ребята, внимательно прослушайте стихотворение и скажите, дружны ли в стихотворении зима и весна?
Тютчев Федор
«Зима недаром злится»
Зима недаром злится,
Прошла её пора —
И гонит со двора.
И всё засуетилось,
Всё нудит Зиму вон —
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.
Зима ещё хлопочет
И на Весну ворчит:
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит…
Взбесилась ведьма злая
И, снегу захватя,
Пустила, убегая,
В прекрасное дитя…
Весне и горя мало:
Умылася в снегу
И лишь румяней стала
Наперекор врагу.
- Дружны ли в стихотворении зима и весна? Почему? Какие чувства у вас вызвало стихотворение Федора Тютчева? Почему?
- Послушайте, внимательно, следующее стихотворение, и скажите, о каких весенних приметах там говорится.
Апрель - С. Я. Маршак
Апрель! Апрель!
На дворе звенит капель.
По полям бегут ручьи,
На дорогах лужи.
Скоро выйдут муравьи
После зимней стужи.
Пробирается медведь
Сквозь густой валежник.
Стали птицы песни петь
И расцвел подснежник.
- О каких весенних приметах говорится в стихотворении? Какие ещё весенние приметы вы знаете?
- Какое настроение у вас вызывает это стихотворение? Почему?
Воспитатель: Ребята, чтобы приблизить весну, необходимо описать весну. Для этого поиграем в игру «Какой? Какая? Какое?»
- солнышко весной какое? (теплое, желтое, яркое радостное)
-небо весной какое? (голубое, пасмурное, яркое, солнечное, облачное)
- деревья весной какие? (молодые, цветущие, зеленые)
- травка весной какая? (Молодая, зелёная, первая, нежная, душистая.)
- цветы весной какие?
Ребята, а сейчас я предлагаю вам подобрать определения к слову Весна. Весна, она какая? Весна - ранняя, солнечная, праздничная, дождливая, долгожданная, теплая, радостная.
Теперь немножко отдохнем (физкультминутка):
Все ребята дружно встали Выпрямиться.
И на месте зашагали. Ходьба на месте.
На носочках потянулись, Руки поднять вверх.
А теперь назад прогнулись. Прогнуться назад, руки положить за голову.
Как пружинки мы присели Присесть.
И тихонько разом сели. Выпрямиться и сесть.
А теперь давайте поделимся на 3 группы. Ребята, перепутались все весенние месяцы. Необходимо собрать из частей целую картинку вместе и определить весенний месяц. (Первая картинка – март. Картинка, где снег подтаял, появились проталины, с крыш капают сосульки, светит солнце. 2 картинка – апрель, где уже солнечно, снега практически нет, дети одеты более легко. 3 картинка – март, картинка с поздней весной. Дети должны точно проследить закономерность, что птицы не прилетают, пока лежит снег; что проталины и капель — это результат яркого и теплого весеннего солнца и т. д.)
- Ребята, молодцы, справились! Правильно определили.
Ребята, давайте поиграем в игру «Один и много» (Дети встают в круг, воспитатель в середине). Я называю один предмет, а тот, кто поймал мяч – много этих же предметов. Начали:
Ручей–ручьи
Дождь–дожди
Солнце–солнце
Скворец–скворцы
Гнездо–гнёзда
Сосулька–сосульки
Проталина–проталины
Лист–листья
Капель–капель
Насекомое–насекомые
Дерево–деревья
Воспитатель: А сейчас закончите предложения:
На высоком дереве гнездо. На высоких деревьях? (гнезда)
В маленьком гнезде птенец. В маленьких гнездах? (птенцы)
- Что мы с вами только что делали?
- Говорили слова в единственном числе, а потом эти слова говорили во множественном числе.
3. Заключительный этап.
Воспитатель: Ребята, о чем мы говорили сегодня на занятии? (о весне). Как вы думаете, мы приблизили наступление весны? (ответы детей).
Ответьте на вопросы полным предложением:
Какое сейчас время года?
Как светит солнышко весной?
Что набухает на деревьях?
Какими красивыми словами можно сказать о весне (Мы можем сказать: Весна – красна, потому что она яркая, веселая, красивая).
Молодцы, ребята, сегодня весело поиграли.