Татьяна Клягина
ООД по развитию речи в средней группе на тему: «Зима-волшебница»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект ООД по развитию речи
в средней группе
на тему: «Зима-волшебница»
Цель: Развитие связной и диалогической речи.
Задачи:
Образовательные: Закрепить знания детей о зиме, зимних явлениях, о состоянии живой и неживой природы, расширить кругозор детей, стимулировать познавательный интерес. Способствовать формированию умения правильно использовать в речи грамматические формы, умения согласовывать существительные с прилагательными, глаголами. закреплять правильное склонение существительных в родительном падеже; закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением. Закрепить умение рассказывать о признаках зимы по мнемотехнической таблице. Активизировать словарь по теме «Зима».
Развивающие задачи: Развивать слуховое внимание и логическое мышление; согласование координации движения с речью; речевое дыхание, артикуляционную моторику.
Воспитательные задачи: Воспитывать у детей отзывчивость, любовь к родной природе, бережное отношение к ней. Формировать умение работать в коллективе.
Интеграция областей: речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие, социально – коммуникативное развитие.
Оборудование: аудиозапись «Звуки зимы», большая коробка, снежинка, снежок.
Материалы: картинки зимнего леса, мнемотаблица «Признаки зимы», чистоговорки, загадки, считалка «Зимние сони»,
физкультминутка, дидактические игры: «Подбери нужное слово» (признаки и действия предмета, «Чудесный мешочек» («Расскажи, кто как зимует», (1, 2, 5» (словоизменение, «Зима – хорошо, зима – плохо».
Методические приемы: - игровые, -словесные, - наглядные.
Предварительная работа: Беседы о признаках зимы, о зимующих птицах и зверях, наблюдение за признаками зимы на прогулке; подготовка дидактического материала, изготовление дидактической игры «Зима – хорошо, зима – плохо»; разучивание физкультминутки, пальчиковой гимнастики, считалки на зимнюю тему.
Ход ООД
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте их поприветствуем. (Поздоровались с гостями.)
1. Организационный момент
Психогимнастика
Собрались все дети в круг (встают в круг)
Я твой друг (руки к груди)
И ты мой друг (протягивают руки друг к другу)
Если каждый улыбнется,
утро доброе начнется.
Давайте улыбнёмся и подарим друг другу хорошее настроение.
Звучит аудиозапись «Звуки зимы, вьюги»
Дети что за звуки вы слышите? (Ответы детей: звуки зимы, метель, вьюгу)
Давайте, мы с вами изобразим вьюгу!
Игровое упражнение на дыхание и артикуляцию «Вьюга»
По моему сигналу «Вьюга начинается!»- вы тихонько произносите «у-у-у». «Вьюга усиливается» - сила голоса нарастает. По сигналу «Сильная Вьюга»- говорите громко «У-У-У». По сигналу «Вьюга кончается» - произносите тише и смолкаете по сигналу «Вьюга кончилась».
Давайте попробуем! (Проводится игра).
– Как здорово, у вас получилось показать вьюгу! Проходите на места. Мальчики, не забывайте пропускать девочек.
Сюрпризный момент.
Ой, ребята, смотрите вьюга улетела, а на шкафчике осталась снежинка. (Воспитатель берет снежинку.)
-А снежинка-то не простая, она меня куда-то ведет. (К коробке на полке игрушек, в котором ранее был конструктор, а теперь сюрпризы и задания для детей от волшебницы-зимы.)
А волшебница она потому, что зимой всё вокруг превращается во что-то невероятно красивое, во что-то волшебное, ведь всё это укрывается неповторимым слоем снега.
Вам интересно узнать какие задания приготовила для вас зима-волшебница? (Ответы детей). Присаживайтесь на места и внимательно слушайте первое задание.
Загадки:
С каждым днем все холоднее,
Греет солнце все слабее,
Всюду снег, как бахрома, -
Значит, к нам пришла. (зима)
Что за чудо-покрывало?
Ночью все вдруг белым стало.
Не видать дорог и рек -
Их укрыл пушистый. (снег)
С неба падают зимою
И кружатся над землею
Легкие пушинки,
Белые … (Снежинки)
Не сосите, сорванцы,
Ледяные леденцы!
Будет принимать пилюльки,
Тот кто ест зимой … (сосульки)
Все его зимой боятся –
Больно может он кусаться.
Прячьте уши, щёки, нос,
Ведь на улице. (мороз)
В зимний день на пруд легло
Очень скользкое стекло.
Нас в хоккей играть зовет
Синий крепкий гладкий. (лед)
Игра «Подбери нужное слово» (признаки и действия предмета)
-А скажите, пожалуйста, зима (какая) – (морозная, холодная, снежная и т. д.)
-Снежинки (какие) –. (белые, лёгкие, мохнатые, пушистые, красивые, прозрачные, холодные и др.)
-Снег (что делает) (падает, сыпется, скрипит, летит, ложится, тает и т. д.)
Молодцы! Справились с заданием!
Снежинка снова тянет меня к коробке Волшебницы-зимы. (Достать снежок.) Что это? (Снежок) Снежок приглашает вас поиграть. Выходите на ковер и становитесь в круг. Сначала я говорю чистоговорку, вы слушаете и повторяете за мной, стараясь чётко произносить каждый звук. Но повторять может только тот, у кого в руках снежок.
Чистоговорки «Зима»
Ра – ра – ра – пришла зимняя пора.
Мы - мы - мы - дождались зимы.
Ок - ок - ок - на дворе снежок.
Обы - обы - обы - снежные сугробы
Ать - ать - ать - я иду гулять.
Ну - ну - ну - саночки тяну.
Ре - ре - ре - санки на горе.
Ры - ры - ры - прокачусь с горы.
Ул - ул - ул - ветерок подул.
Тель - тель - тель - началась метель.
Ос - ос - ос - я укутал шарфом нос.
Ой – ой – ой – очень холодно зимой.
(Хвалить каждого ребенка за правильное произношение чистоговорки, если не получилось точно произнести, попросить произнести ещё раз, если снова не чёткое произношение – попросить помочь других детей.)
Теперь снежок хочет, чтобы я снова заглянула в коробку.
(Воспитатель достаёт мешочек с мелкими дикими животными.)
Дидактическая игра с «Чудесным мешочком» - «Расскажи, кто как зимует»
При помощи считалки выбирается первый участник игры. Он вытягивает зверя из мешочка и выбирает ребёнка, которому хочет задать вопрос, например, Дима, расскажи, пожалуйста, как зимует волк (заяц, лиса, ёж, медведь, белка). Дима рассказывает и выбирает следующего участника.
Считалка «Зимние сони»
Раз, два, три, четыре, пять –
В зимний лес идём гулять:
Заяц, волк, лиса не спят,
А медведи – все храпят,
Ёжик в норочке сопит
И барсук всю зиму спит.
Кто зимой впадает в сон –
не играет с нами он!
Молодцы, ребята, знаете как звери зимуют, а как мы с вами зимуем? (Одеваемся теплее, топим печь (включаем отопление…)
Давайте проведём зимнюю разминку.
Физминутка
В наших тепленьких сапожках
Мы потопаем немножко.
Руки тоже мы согреем
И похлопаем скорее.
Рукавицы мы надели,
Не боимся мы метели.
Мы с Морозом подружились,
Как снежинки закружились.
Замечательно! Присаживайтесь. Наши звери хотят обратно в мешочек, но отправлять их туда мы будем, играя в игру «1, 2, 5» (словоизменение)
1-заяц, 2-зайца, 5-зайцев и т. д.
Очень хорошо! И последнее задание, давайте перечислим все признаки зимы при помощи таблицы.
Мнемотаблица «Времена года».
1. Зимой дни короткие, ночи длинные.
2. Солнце светит, но не греет, небо пасмурное, холодно.
3. Земля покрыта снегом.
4. Деревья стоят голые, спят.
5. Животные зимой.
6. Птицы зимой…
7. Одежда людей зимой…
8. Труд и развлечения людей зимой.
Проводится пальчиковая гимнастика «Мы во двор пришли гулять»
Раз, два, три, четыре, пять (Загибаем пальчики по одному)
Мы во двор пришли гулять. («Идём» по столу указательным и средним пальчиками)
Бабу снежную лепили, («Лепим» комочек двумя ладонями)
Птичек крошками кормили, (Крошащие движения всеми пальцами)
С горки мы потом катались, (Проводим указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)
А ещё в снегу валялись. (Кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)
Все в снегу домой пришли. (Отряхиваем ладошки)
Съели суп и спать легли. (Движения воображаемой ложкой, руки под щёки)
Умнички! У вас сегодня все получилось! Но что-то мне снова хочется заглянуть в коробку. Что же это? А это новая игра в подарок нашей группе «Зима – хорошо, зима – плохо».
Скажем зимушке за подарок «Спасибо».
Итог занятия.
Ребятки, понравилось вам сегодня наше занятие? Какое задание вам понравилось больше всего? Что было трудным? А что вы хотели бы повторить?
Спасибо, ребята! Вы меня порадовали! Все молодцы!