Шарипова Айгуль
ООД по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие в зимний лес»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Путешествие в зимний лес»
Цель: систематизировать и закрепить знания детей о зимних изменениях в природе, о диких лесных животных и зимующих птицах.
Задачи:
- уточнять и обогащать представление о зимнем лесе, об их обитателях;
- повторять правила поведения в лесу;
- продолжать учить распознавать следы зверей;
- упражнять в отгадывании загадок;
Публикация «ООД по познавательному развитию в старшей группе „Путешествие в зимний лес“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимний лес. Прогулки, путешествия по зимнему лесу
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
- продолжать обогащать словарь детей по теме «Лес», «Зимующие птицы», «Дикие животные»;
- воспитывать бережное и заботливое отношение к природе и обитателям леса.
Оборудование: письмо, слайды с изображением лесных животных и их жилищ, фломастеры, следы зверей, нарисованных на бумаге, видеозапись «Песенка Маши про следы», аудиозаписи голосов птиц, ИКТ.
Методы и приемы: игровой, наглядный, словесный; художественное слово, игровая мотивация, беседа, объяснение, показ, музыкальное сопровождение. ИКТ.
Ход занятия:
- Ребята, сегодня к нам в группу пришло вот такое письмо:
«Здравствуйте, ребята! Пишут вам лесные жители. Что-то вы давно не приходили к нам в гости. А мы уже успели соскучиться. Поэтому, приглашаем вас к себе в зимний лес. У нас сейчас так красиво. Сами увидите! А сколько интересных игр и заданий мы для вас подготовили. Ждем вас, до скорой встречи!
Лесные звери и птицы»
- И, правда, ребята, что-то мы совсем забыли о наших друзьях. А давайте прямо сейчас и отправимся в лес. Согласны?
- Скажите, какое сейчас время года? (Зима)
- Назовите все три зимних месяца. (Декабрь, январь, февраль)
- Какие признаки зимы вы знаете? (Дети перечисляют)
- Как вы думаете, какая погода сейчас в лесу? (Холодная, морозная)
- Значит надо одеться потеплее. Наденем теплые штаны, сапожки, шапку, куртку, шарф, варежки (имитация движений).
- А как нужно вести себя в лесу? Назовите правила поведения в лесу.
- Готовы? Ну что ж, в путь!
Мы шагаем по сугробам
По сугробам крутолобым.
Поднимай повыше ногу,
Проложи другим дорогу.
Очень долго мы шагали,
И в лесу мы оказались!
- Вот мы и пришли. (На экране слайды зимнего леса.)
- Здравствуй, лес, зимний лес! Полон тайн ты и чудес! Как же прекрасен лес в зимнем наряде. Давайте попробуем подобрать красивые слова для описания леса. Какой, ребятки, лес? ( Дети подбирают слова: таинственный, волшебный, сказочный)
- И правда, лес кажется нам таинственным и волшебным. Так и хочется сказать:
«Зимний лес – он словно сказка,
И особенно тогда,
Когда иней белой краской
Опушит его слегка.
Лес торжественен, спокоен,
Тишина в ушах звенит.
Пеленой пушистой, белой
Он покорно весь покрыт…»
- Ребята, а помните, мы с вами тоже учили стихотворение, в котором описывается зимний лес. Кто хочет прочитать его?
Ф. Тютчев «Чародейкою зимою…»
«Чародейкою зимою
Околдован лес стоит,
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он околдован,
И живой, и не живой,
Сном волшебным очарован,
Весь окутан, весь окован,
Легкой цепью пуховой».
- Ребята, а как вы понимаете выражение «и живой, и не живой»? Как выглядят зимой деревья? (Деревья стоят сонные, задумчивые, тихие, замерзшие)
- А снег в лесу какой? (Пушистый, белый, блестящий, серебристый, мягкий, скрипучий, холодный)
- А где же лесные звери? Почему они нас не встречают? А я, кажется, догадалась! Они решили с нами поиграть и спрятались в загадках. Попробуем их отгадать.
(Дети отгадывают загадки, на экране появляются зимние картинки животных) :
«Юркий маленький зверек
По деревьям прыг да скок». (Белка)
- Кристина, расскажи нам о белке.
(рассказ о белке)
«Длинное ухо, комочек пуха,
Прыгает ловко, любит морковку». (Заяц)
(рассказ о зайце)
«Хвост пушистый, мех золотистый,
В лесу живет, в деревне кур крадет». (Лиса)
(рассказ о лисице)
«На овчарку он похож,
Что ни зуб, то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть». (Волк)
(рассказ о волке)
- Как интересно вы рассказали про лесных животных. А сейчас я вам предлагаю побывать в лесной школе. Проходите и садитесь за столы. Поиграем в игру, где нужно выполнить задание. Игра называется «Кто, где живет?». На листе слева вы видите лесных зверей, а на листе справа - их жилище. Ваша задача: выбрать животное, сказать, где оно живет и фломастером соединить их линией вместе.
( Дети выполняют задание: белка живет в дупле, лиса живет в норе)
- Как тихо в лесу! Но слышите, кто-то поет. Кажется, мы здесь не одни.
(На экране отрывок из мультфильма «Маша и медведь», песенка Маши про следы).
- Да это же Машенька! Она пытается по следам угадать животное. Давайте ей поможем. Смотрите, сколько следов на нашей полянке. А звери, которые их оставили, спрятались вон под той елочкой. Вы должны взять животное, найти на полянке его след и поставить рядом. Попробуем? Только будьте внимательны! ( На полянке разложены следы: зайца, лисы, белки, лося, волка).
- Следы каких животным в лесу мы не можем увидеть на снегу? (Следы медведя, ежа. Эти животные зимой спят).
- Как же все-таки хорошо зимой в лесу! Воздух морозный и свежий, всюду большие сугробы и много, много снега. Он так и манит нас поиграть. А во что зимой чаще играют дети? Правильно, в снежки! Давайте и мы с вами отдохнем и поиграем.
Физминутка «Игра в снежки»
«Раз, два, три, четыре –
Мы с тобой снежок слепили:
Круглый, твердый, очень гладкий
И совсем, совсем несладкий.
Раз – подбросим,
Два – поймаем,
Три уроним и сломаем!»
(Выполняются движения в соответствии с текстом).
- Как весело поиграли! А где же лесные птицы? Я, кажется, догадываюсь. Они тоже, как и звери, не прочь поиграть с вами в прятки и покажутся только в том случае, если вы их узнаете по голосу.
(Дети слушают голоса птиц, отгадывают).
( Изображения птиц по очереди появляются на экране: дятел, ворона, петух, синица).
- Молодцы, всех птиц правильно отгадали. Но внимательно посмотрите на них. Здесь есть какая-то ошибка. Кто знает какая?
(Три птицы – лесные, одна (петух) – домашняя).
- Трудно птицам зимой. А что мы можем сделать, чтобы помочь им пережить холодную и голодную зиму?
- Правильно, подкармливать. Поэтому мы с вами и сделали много кормушек, развесили их на своем участке, и каждый день насыпаем в них корм. Птицы за это вам очень благодарны.
Коллективная работа в лесной школе.
- Давайте ребята, мы тоже поможем птицам. Что изображено на картине? (Ветка рябины)
- Чего не хватает на ветке? (Ягод)
(Дети из красной салфетки делают шарики и клеят на ветку рябины).
- Молодцы ребята! Хорошие работы получились. Птицы обязательно поблагодарят вас. Нам пора возвращаться в детский сад.
(Звучит музыка ветра).
- Ребята, слышите, ветер свистит. Давайте попросим его посильнее подуть, чтобы вернуться в детский сад.
Ветер, ветер, ветерок
Донеси ребят в детский сад.
Итог занятия:
( В это время воспитатель превращается в корреспондента: одевает очки, в руках фотоаппарат и микрофон).
- Здравствуйте, ребята, где вы были? Что интересного увидели? Что вам понравилось? Что интересного запомнили?
(Ответы детей).