Папки-передвижки

ОД по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста «И остров, камень изумрудный в лазури быстротечных вод»

Курбанова Гульнара
ОД по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста «И остров, камень изумрудный в лазури быстротечных вод»
▼ Скачать + Заказать документы

ОД по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста «…И остров, камень изумрудный в Лазури быстротечных вод…»

Цель: Познакомить детей с достопримечательностью Волги – Пальцинским островом.

Задачи:

1. Дать представление о памятнике природы родного края - Пальцинском острове.

2. Развивать познавательный интерес, память, речь, воображение детей.

3. Познакомить детей с содержанием Красной книги, её предназначением.

4. Воспитывать интерес и бережное отношение к природе родного края.

Публикация «ОД по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста „И остров, камень изумрудный в лазури быстротечных вод“» размещена в разделах

Предварительная работа: беседа с детьми о родном крае, рассматривание иллюстраций о Волге.

Методическое оснащение: мультимедийная презентация, ноутбук.

Ход образовательной деятельности:

(Слайд 1) - Ребята, как называется наш город, в котором мы живем и на какой великой русской реке стоит он? (Ответы детей).

- Правильно, наш город Ульяновск стоит на реке Волге, мы любим эту реку и ласково называем её Волгой-матушкой. В Ульяновске есть такие места, глядя на которые даже совсем не нужно включать воображение, чтобы представить себя где-то далеко-далеко, за морями и океанами. Посреди реки Волга есть остров, который выглядит как тропический. И называется он – Пальцинский. Остров удалён от левого берега Волги на расстояние около 3 км, от правого — около 6 км.

(Слайд 2) - Ребята, обратите внимание на зелень, растущую в середине просматриваемой реки. Это и есть остров. Что такое остров? (Выслушать ответы детей).

Остров – это суша, со всех сторон окружённая водой. А ещё, если выкачать из Волги всю воду, то дно будет выглядеть совсем как поверхность земли с её равнинами, долинами и горами. Остров – это вершина подводной горы, торчащая из воды.

(Слайд 3) - Почему у острова такое необычное название? У него вытянутая форма, напоминает палец, отсюда и название. Это всё, что сохранилось от островов, бывших некогда украшением Волги. Раньше на Волге было несколько островов. Постепенно вода в реке поднималась, острова оказались на дне. А часть Пальцинского острова сохранилась. Раньше, он был намного больше, а сейчас его длина всего полтора километра, а ширина 300 метров.

Послушайте отрывок из стихотворения Н. М. Языкова «Островок».

…Далеко, далеко

Красив, одинок

На Волге широкой

Лежит островок –

Туда я летаю

На крыльях мечты;

Я помню, я знаю

Его красоты:

Тропинки извивы

Под сводами ивы,

Где слышно «ку-ку»,

Ведут к озерку.

Там берег песчаный…

(Н. М. Языков)

(Слайд 4) - Пальцинский остров – это природная территория, охраняемая законом. Здесь нельзя строить сооружения, рубить деревья и кустарники, собирать травянистые растения. Ввозить на остров кошек и собак. Нельзя находиться на острове одновременно больше 20-и человек.

Как вы думаю, почему? (Выслушать ответы детей)

(Слайд 5) - По словам старожилов, остров был местом отдыха горожан. На острова отдыхающих перевозили лодочники в больших пахнущих смолой весельных лодках. Лодка приставала к берегу острова, шурша днищем по песочному дну. Песок на пляжах острова был чистый, белый. Дети строили замки на песке. На острове Пальцин кое-где били родники, вода в этих местах была ледяная; из них набирали воду для питья.

Динамическая пауза

Детки по острову гуляли,

За природой наблюдали.

Вверх на солнце посмотрели,

И их лучики согрели.

Чудеса у нас на свете,

Стали карликами дети,

А потом все дружно встали,

Великанами мы стали.

Хорошо мы погуляли

И совсем мы не устали.

- Ребята, предлагаю вам узнать какие животные и растения населяют Пальцинский остров. Среди них есть птицы и растения, которые занесены в Красную книгу. Кто знает, что такое Красная книга?

(Слайд 6) - Красная книга – это книга, которая содержит сведения о редких и находящихся под угрозой исчезновения животных, растений и грибов.

Красный цвет – сигнал опасности. Он как бы призывает всех людей: растения и животные в беде, помогите им!

(Слайд 7) - Для чего нужна Красная книга?

• Информирует, какие виды животных и растений в опасности.

• Призывает изучать редкие виды растений и животных.

• Предупреждает, что растение или животное может исчезнуть.

• Советует как сохранить редкие виды растений и животных.

(Слайд 8) - Страницы Красной Книги сделаны в различных цветах для обозначения степени численности или полного исчезновения некоторых видов животных, растений и грибов.

Страницы Красной книги имеют 6 различных цветов:

Черный цвет страницы говорит о тех видах, которые уже вымерли;

Красный цвет страницы говорит об особо редких и исчезающий видов;

Желтый цвет страницы говорит о численности тех видах, которые стремительно снижаются;

Белый цвет страницы говорит о тех видах, которых всегда было немного;

Серый цвет страницы говорит о тех видах, которые ещё мало изучены;

Зеленый цвет страницы говорит о тех видах, которых удалось спасти от полного исчезновения.

(Слайд 9) - Растительный мир острова составляет около 100 видов. Основная растительность — сосновые леса. Некоторым соснам больше 100 лет. Местами встречаются рябина обыкновенная, бузина красная, ежевика, шиповник иглистый, малина.

(Слайд 10) - Четыре вида растений занесены в Красную книгу России и в список охраняемых растений Ульяновской области - козелец пурпуровый, ландыш майский, ковыль перистый, прострел раскрытый.

(Слайд 11) – Из животных на острове встречаются прыткие ящерицы и рыжеватые суслики.

(Слайд 12) - На Пальцинском острове очень много птиц, насчитывается 18 видов (без учёта перелётных видов). Отмечено гнездование малого зуйка, речной крачки, береговой ласточки, серой вороны, садовой славки, полевого воробья, зяблика.

(Слайд 13) - Особый интерес представляют сезонные скопления черноголовых хохотунов. Это вид чаек, который включён в Красную книгу России. Черноголовый хохотун – самый крупный вид семейства чайковых.

- Почему, как вы думаете, чайку назвали «хохотун»? (Издаёт крик, похожий на хохот).

(Слайд 14) - Также на острове можно встретить птиц - малая крачка, кулик-сорока. Эти виды птиц занесены в Красную книгу России и в Красный список редких и исчезающих птиц Ульяновской области (Красная книга Ульяновской области).

Малая крачка – вид самых мелких птиц из семейства чайковых.

Кулик – сорока – крупная птица с длинным оранжевым клювом и чёрно-белым контрастным оперением. Так назван потому, что окраска похожа на сорочью -чёрно-белая.

(Слайд 15) - Ребята, что нового вы узнали? Какими знаниями вы можете поделиться со своими друзьями и близкими? А вам бы хотелось побывать на Пальцинском острове? Если вам доведётся там побывать вместе с родителями, помните – это заповедное место, берегите природу. Природа нашего края красива и многообразна, но она беззащитна перед человеком. Помните, где бы вы не находились: в лесу, в поле, на лугу, на островке ты в гостях у природы, у тех, кто здесь живет. И если мы будем соблюдать правила, может быть, в Красной Книге не будут появляться новые обитатели, может ее страницы покинут животные и растения, находящиеся на грани вымирания.

- А сейчас мы с вами вспомним правила охраны природы.

Правила охраны природы:

1. Ходить по тропинкам.

2. Не ломать ветки деревьев.

3. Не топтать цветы, травы.

4. Не кричать, не включать громко музыку.

5. Не разорять птичьи гнезда и муравейники.

6. Не ловить насекомых.

7. Не разрушать грибницы.

8. Не ловить мальков и лягушек.

9. Не ломать паутинки.

10. Не оставлять мусор в лесу.

11. Не разжигать костры, беречь лес от пожара.

12. Не пугать животных и птиц. Они могут бросить свое потомство, которое без материнской заботы погибнет.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Творческо-исследовательский проект по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста «Береги свою планету» Творческо-исследовательский проект «Береги свою планету» Разработала и реализовала: воспитатель первой квалификационной категории Серго.

Занятие по познавательному развитию «Природа и рукотворный мир» для старшего дошкольного возрастаЗанятие по познавательному развитию «Природа и рукотворный мир» для старшего дошкольного возраста Цель: выявить и расширить представление детей о природе и рукотворном мире Задачи: 1. Образовательные: формировать первичные представления.

Фотоотчёт о проведении занятия по познавательному развитию «Натюрморт», с детьми старшего дошкольного возрастаФотоотчёт о проведении занятия по познавательному развитию «Натюрморт», с детьми старшего дошкольного возраста Ко дню натюрмортов на МААМ. Цель: создание условий для приобщения детей к миру изобразительного искусства. Задачи: • Закрепить знания детей.

Конспект НОД по познавательному развитию «Насекомые» для старшего дошкольного возрастаКонспект НОД по познавательному развитию «Насекомые» для старшего дошкольного возраста Цель:Закреплять знания детей о насекомых Задачи:Называть отличительные признаки насекомых (шесть лапок,крылья,усики). Развивать словесно-логическое.

Конспект НОД по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста «Экскурсия в краеведческий музей»Конспект НОД по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста «Экскурсия в краеведческий музей» Когда к истории хотим мы прикоснуться, Иль в мир прекрасный нам охота окунуться В музей идём, по залам ходим, И для себя мы много интересного.

Конспект ООД с детьми старшего дошкольного возраста по познавательному развитию «Удивительный — продукт яйцо»Конспект ООД с детьми старшего дошкольного возраста по познавательному развитию «Удивительный — продукт яйцо» Цель: развитие интереса у дошкольников к опытно - экспериментальной деятельности. Задачи: Обучающие задачи: 1. Расширять представления детей.

Конспект занятия по познавательному развитию с элементами тренинга «Здоровые зубки» с детьми старшего дошкольного возрастаКонспект занятия по познавательному развитию с элементами тренинга «Здоровые зубки» с детьми старшего дошкольного возраста Цель: создание условия для формирования у детей представления о правильном питании и его важности в сохранении здоровья зубов и всего организма.

Презентация по познавательному развитию с детьми старшего возраста «История Рождественской ёлочки» Вот и новогодние праздники прошли, которые мы так ждали, готовились к ним, украшали помещения, наряжали елку, учили стихи, чтобы рассказать.

Конспект занятия по познавательному развитию «История георгиевской ленты», с детьми старшего дошкольного возрастаКонспект занятия по познавательному развитию «История георгиевской ленты», с детьми старшего дошкольного возраста Цель: Познакомить детей с одним из главных символов Дня Победы, рассказать об истории возникновения георгиевской ленты, воспитывать интерес.

Занятие по познавательному развитию в старшей группе «Волшебный камень — магнит»Занятие по познавательному развитию в старшей группе «Волшебный камень — магнит» Цель: развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через экспериментирование. Задачи: Образовательные: 1. Формировать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
ОД по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста «И остров, камень изумрудный в лазури быстротечных вод»
Опубликовано: 20 октября 2021 в 20:20
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «ОД по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста «И остров, камень изумрудный в лазури быстротечных вод»» (включая файлы) размещена пользователем Курбанова Гульнара в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


Приложение МААМ

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД