Афанасьева Кристина
ООД по музыкальной деятельности с использованием ТРИЗ-технологии в старшей группе «Музыкальная лаборатория»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы,
Задачи:
1. Предоставить детям возможность исследовать звуковое богатство окружающего мира. Развивать акустический слух.
2. Развивать у детей элементарные представления об основных физических свойствах звука.
3. Расширять музыкальный опыт детей, восприятие звуков и поиск детьми различных источников звуков.
Публикация «ООД по музыкальной деятельности с использованием ТРИЗ-технологии в старшей группе „Музыкальная лаборатория“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Работа музыкального руководителя
- Старшая группа
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
4. Развивать познавательный интерес к окружающему, мыслительную активность воображения, умение делиться с окружающими людьми приобретенным опытом,
Оборудование: 4 небольших стола для экспериментов, музыкальный инструмент - гитара, деревянные линейки, 4 стакана (пластмассовый, деревянный, стеклянный, металлический, карандаши, 6-8 одинаковых стаканов, сосуд с водой, палочки, шумовые и музыкальные инструменты, электронная презентация «Лаборатория музыкальных звуков», мультимедийное оборудование.
Музыкальный репертуар : П. И. Чайковский «Вальс цветов» (из балета «Щелкунчик», Н. Римский - Корсаков «Полет шмеля»
Предварительная работа
1. Слушание музыкального произведения Н. Римский - Корсаков «Полет шмеля»
2. Игра в оркестре на шумовых и музыкальных инструментах «Ах ты береза»
3. Знакомство с музыкально - дидактической игрой «Шмель и комар»
Ход занятия
Педагог: Ребята, вот и опять музыкальный зал гостеприимно распахнул свои
двери, приглашая нас окунуться в волшебный мир музыки. Но, прежде чем
начать наше занятие нам необходимо поприветствовать друг друга и всех
присутствующих.
Мы друг другу руки подаем
И с улыбкой здравствуй мы поем.
Добрый день, добрый день
Заниматься нам не лень.
Ребята, вы, наверное, заметили, что наш зал изменился, он превратился в музыкальную лабораторию. Но прежде чем рассказать про музыкальную лабораторию, скажите мне, пожалуйста, кто такие ученые?
Дети: - Ученые — это люди, изучающие наш мир, ученые занимаются
наукой.
Педагог: Совершенно верно! Учёные изучают различные предметы и
явления. Посмотрите, пожалуйста, на экран, вот перед вами учёный, который
изучает что-то новое и интересное.
(На экране возникает слайд с фотографией учёного)
Педагог: - Мы сказали, что учёные занимаются наукой. А что такое наука?
(Выслушиваются варианты ответов детей; необходимо подвести детей к
выводу, что наука — это познание. Это изучение различных предметов,
явлений.)
Педагог: - Все ученые, которые занимаются наукой, работают в специальных
лабораториях.
(На экране появляется фотография научной лаборатории.)
- Ребята, про учёных мы всё выяснили, а теперь скажите мне, пожалуйста,
кто такие композиторы?
Дети: - Это люди, которые пишут музыку,
Педагог: - Друзья мои, в нашей музыкальной лаборатории случилась беда!
Один мой знакомый сказочный композитор растерял все свои нотки и теперь
музыка у него никак не пишется,
(На экране появляется картинка с изображением сказочного композитора.)
И я позвала вас в музыкальную лабораторию, чтобы помочь незадачливому
композитору отыскать все ноты. Вы согласны? Для того, чтоб найти
потерянные ноты, нам придётся провести научные исследования. А что мы
будем изучать, вы узнаете, отгадав мою загадку:
Их нельзя увидеть не возьмешь их в руки,
Можно только слышать, что же это?
Дети: - Звуки.
Педагог: Правильно, это звуки! Давайте послушаем с вами самые красивые
музыкальные звуки, сядем по удобнее, закроем глазки.
(Звучит отрывок «Вальса цветов» П. И. Чайковского)
Педагог: - Ребята, расскажите, пожалуйста, какое настроение вызвали у вас
эти музыкальные звуки?
Дети: Спокойное, нежное, хорошее, удивительное, изящное.
Педагог: - Спасибо вам за ваши ответы. Наши звуки очень любят играть в
прятки, особенно с детьми. И сегодня мы попробуем отыскать эти звуки. А
поможет нам музыкальная лаборатория, в которой мы будем изучать
свойства звуков. И если мы отыщем за каждым из 4-х столов все звуки, у
нашего композитора в нотной тетради появятся потерянные нотки, а мы
сможем послушать музыку, которую он написал. Посмотрите, пожалуйста,
на экран, сейчас его нотная тетрадь, в которой он записывает свою музыку,
абсолютна пуста.
(На экране появляется изображение пустого нотного стана)
Педагог: - Ребята, для начала первого эксперимента я предлагаю вам поиграть в игру «Что звучит?» (Педагог предлагает детям закрыть глаза, а сам включает фонограммы звуков: моря, ветра, пения птиц, железные крышки от кастрюли, деревянные кубики, шуршание бумагой, переливание воды).
Дети отгадывают.
Педагог: Почему мы слышим эти звуки? Что такое звук? На эти вопросы нам поможет ответить первый эксперимент.
Эксперимент 1: Откуда рождается звук?
(педагогическая технология «Звук - волшебник», автор Т. Н. Девятова)
Добро пожаловать за первый стол.
Посмотрите, какой инструмент лежит на столе? А что нужно сделать, чтобы
появился звук?
Для того чтобы инструмент издал звук мы дернули за одну струну. Звук появился, когда струна начала колебаться. Когда мы прижали струну рукой, она прекратила свои колебания - звук исчез.
Педагог: - Что произошло? Почему звук прекратился?
Дети: - Звук продолжается до тех пор, пока двигается струна. Когда она
останавливается, звук тоже пропадает.
Педагог: - Когда же возникает звук? (Педагог подводит детей к выводу, что звук возникает, когда происходит очень быстрое движение воздуха вперед и назад.)
- Такое быстрое движение воздуха называется колебаниями.
Ребята, мы сейчас извлекали звук у музыкального инструмента. А как вы думаете, есть ли голос у деревянной линейки? Давайте попробуем. Один конец линейки прижимаем к столу, а по свободному концу линейки хлопаем ладошкой. Что происходит с линейкой?
Дети: - Дрожит, колеблется.
Педагог: - Как прекратить звук?
Дети: - Остановить колебания линейки рукой.
Педагог: - Значит, мы можем сделать вывод, что звук возникает только в тот
момент, когда линейка дрожит, колеблется. Нарисуйте колебание линейки
пальчиком в воздухе. На что похоже это колебание?
Дети: - На волну.
Педагог: - Совершенно верно. Звук - это волна.
Ребята, а какие мы слышим звуки одинаковые или разные. От чего это зависит? Но прежде чем ответить на этот вопрос я расскажу вам сказку.
Жили-были 4 братца. Жили они в разных домиках - стаканчиках. Все братцы были веселые и дружные. И звали их всех Звуки. Самая любимая игра у братцев была прятки. Рядом с братцами жил сосед Карандаш. Он был задумчивый и строгий. Однажды Карандаш решил, познакомится со своими соседями. Подошел к одному домику-стаканчику и постучал. Послышался звук. Какой он, дети?
Дети: - пластмассовый.
- Затем подошел к другому, постучал (деревянный)
- К третьему (стеклянный)
- К четвертому (металлический)
Так Карандаш познакомился со своими соседями звуками. А теперь и мы с
вами давайте с ними познакомимся.
(Дети ищут звуки в стаканчиках, ударяя по ним карандашом)
Педагог: Давайте сделаем вывод: чему научил нас этот эксперимент?
Дети: - Различные предметы издают различные звуки.
Вот мы и выполнили первый эксперимент! Нашли первую нотку для
композитора!
(На экране появляется первая нотка.)
М. Р: Ребята, по-моему, у нас гости. Чтобы понять, кто это, необходимо вспомнить, как называется музыкальное произведение, отрывок из которого мы услышали.
Звучит фонограмма пьесы Н. Римского — Корсакова «Полет шмеля».
Ответы детей: - Это прозвучала пьеса «Полет шмеля», композитора Николая Римского - Корсакова.
Педагог: Верно. Композитор мастерски передал звуками летящего, жужжащего шмеля. (Демонстрация карточки с изображением шмеля).
Посмотрите, какой он большой, красивый, яркий. А как жужжит шмель?
Музыкально — дидактическая игра «Шмель и комар»
(развитие звуковысотного слуха)
Дети подражают голосом жужжащему шмелю: «Ж-ж-ж-ж».
Педагог: Как здорово у вас получается. Но шмель прилетел не один. (Демонстрация карточки с изображением комара). С ним прилетел комар. Ребята, а песенка комара отличается от песенки шмеля? Как она звучит.
Дети интонационно подражают голосом комариному писку «З-з-з-з».
Педагог: Значит писк комара выше и тоньше жужжания шмеля. А вам интересно узнать, почему у шмеля звук получается ниже, а у комара выше? От чего зависит высота звука?
Дети: Да!
Педагог: Для этого нам нужно подойти к нашим лабораторным столам.
Эксперимент 2 - Звуки разные нужны, звуки разные важны
Эксперимент «Комар и шмель»
(пед. технология «Звук - волшебник», автор Т. Н. Девятова)
Педагог: Для этого эксперимента нам понадобятся расчески и пластмассовые трубочки. Расчески отличаются друг от друга зубчиками. У одних они крупные, у других они тонкие и мелкие. Проведите пластиной по зубчикам расчесок. Ребята, у всех получился одинаковый звук?
Дети. Нет!
Педагог: А почему, как вы думаете?
(Дети делают вывод, что у расчесок с крупными зубцами - звук низкий (шмель, а у маленьких расчесок звук высокий (комар).
Педагог: Звуки получились разные, потому что шмель крупнее комара. Его крылья тоже больше, поэтому ему не надо очень часто ими взмахивать, чтобы взлететь. Колебания получаются редкие, и звук получается ниже. А у комара крылышки маленькие. Ему приходится ими очень часто взмахивать, чтобы летать. Колебания крыльев частые и звук получается выше. Чем чаще и мельче на расческе зубья, тем выше издаваемый ей звук. И наоборот. Вот мы и выполнили второй эксперимент! Нашли вторую нотку для композитора! (На экране появляется вторая нотка.)
Эксперимент 3. «Поющая вода»
Педагог: - Дети, перед вами стаканы. Посмотрите на них внимательно, что
вы можете сказать о них?
Дети: - Все стаканы одинаковые по форме и размеру, они стеклянные.
Педагог: - Верно, они одинаковые по размеру и все из стекла. Вам интересно
послушать, как они звучат? Возьмите палочки и по очереди постучите по самой широкой части сосуда.
Слушайте внимательно, какие звуки издают стаканы?
Педагог: - Что вы можете сказать об услышанных звуках?
Дети: - Звуки звучат одинаково.
Педагог: - Теперь предлагаю продолжить эксперимент, попробуем изменить
звук. Ребята, возьмите кувшины с водой и вылейте воду в стакан. Дети, посмотрите на стаканы, что можно сказать сейчас?
Дети: - В одних стаканах воды мало, в других - много. В стаканах разное количество воды.
Педагог: - Для продолжения эксперимента давайте поставим стаканы с водой от большого количества воды к меньшему. Послушаем звук у стаканов
с разным количеством воды - первый и восьмой.
(Дети стучат по 1 и 8 сосудам.)
Педагог: - Дети, что вы сейчас можете сказать о звуках.
Дети: - Звучание разное.
Педагог: - Давайте теперь постучим по 1,4,8 сосудам.
Менялась ли высота звука от сосуда к сосуду и почему?
Дети: - Разное количество воды в стаканов и издаваемые звуки разные.
Педагог: - Послушайте, куда идёт звук - вниз или вверх.
(Дети стучат по сосудам с большим количеством воды к меньшему).
Дети: - Издаваемый звук уходит постепенно вверх.
Педагог: - Послушайте, куда сейчас пойдёт звук, если постучать по сосудам
от меньшего количества воды к большему.
(Дети стучат по сосудам от меньшего объёма воды к постепенно увеличивающемуся объёму.)
Дети: - Звук постепенно уходит вниз.
Педагог: - Какой вывод можно сделать?
Дети: - Звуки можно извлекать из предметов и изменять.
Педагог: - Молодцы, ребята!
(На экране появляется третья нотка.)
Ну, раз уж мы заговорили с вами о звуках, тогда ответьте мне, где живут
самые красивые, музыкальные звуки?
Дети отвечают. В музыкальных инструментах.
В нашей лаборатории собрались разные музыкальные и шумовые инструменты.
В одном домике (столе) живут музыкальные инструменты, а во втором домике живут шумовые инструменты. Они пошли играть и все перемешались. Давайте поможем им отыскать свой домик.
Ребята, звуки, которые нельзя пропеть называют шумовыми (показ инструментов). Они живут в шумовых инструментах. Я вам открою секрет: эти инструменты не умеют петь, но зато умеют шуметь и звенеть. Запомните: у шумового инструмента звук только один, и у каждого - свой особенный. Но когда они звучат все вместе — это забавный шумовой оркестр.
Это звуки, которые можно спеть, сыграть, записать нотами, из которых получается мелодия, когда мы играем на музыкальных инструментах (демонстрация). Потому что у каждого музыкального инструмента несколько звуков, перебирая их, и получается музыка.
Педагог: - Наши инструменты очень подружились и очень любили рассказывать друг другу свои истории. Сначала, будут рассказывать музыкальные инструменты, шумовые внимательно слушают. Затем, диалог поведут шумовые инструменты. Внимательно слушайте музыку и друг друга.
Оркестр рус. нар. мел «Ах ты береза»
Педагог: - Ребята, мы отыскали все нотки, (экран) и теперь наш композитор очень доволен и готов дать послушать нам свою музыку! Давайте ляжем на ковер, и послушаем мелодию, которая получилась, благодаря нашей работе.
Релаксация.
Дети, лёжа на ковре, слушают «Грезы любви» Ричард Клайдерман.
Педагог: (после окончания музыки) - Вот мы и отдохнули, наши ручки просыпаются (дети поднимают руки, просыпаются ножки (дети шевелят ножками). Вот и ребята проснулись, сладко потянулись.
Педагог: - Ребята, вы сегодня превратились в настоящих учёных, я вас с этим поздравляю! Вы смогли выручить из беды сказочного композитора и провели самые настоящие научные опыты. Вы сегодня очень хорошо поработали! Расскажите мне, пожалуйста, что вам сегодня понравилось, что запомнилось. (Дети делятся впечатлениями о проведённом занятии)
Педагог: - Я очень рада, что вам понравилось наше занятие. Вы сможете теперь дома рассказать о наших опытах своим родителям и вместе с ними провести их ещё раз.