Виктория Миронова
«Откуда хлеб пришёл». Конспект ООД по ФЦКМ в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
1. Познакомить детей с процессом выращивания хлеба, дать представление о том, как хлеб пришёл к нам на стол. Донести до их сознания, что хлеб – это итог работы многих людей.
2. Развивать речь детей; обогащение словарного запаса. Развитие внимания, наблюдательности, мышления. Активизация артистических навыков.
3. Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей, выращивающих хлеб.
Предварительная работа:
Публикация «„Откуда хлеб пришёл“, Конспект ООД по ФЦКМ в старшей группе» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2013
1. Рассматривание иллюстраций «Посевные работы», «Сельскохозяйственные машины».
2. Чтение украинской народной сказки «Колосок».
3. Разучивание текста подвижной игры.
Словарная работа:
объяснение значений слов: соха, пашня, серп, сноп, комбайн, плуг, цепа, борона, мельница, мукомольный завод, пекарня, печь.
(зал разделён пополам занавесом, в первой половине зала находится театральная ширма, во второй половине стульчики для детей, стол с накрытым караваем хлеба)
Воспитатель: поговорим сегодня о важном продукте, вы узнаете о нё м из загадки:
Есть такие слова: «Он всему голова»
Хрустящей корочкой одет, мягкий чёрный, белый… (хлеб)
Мы поговорим сегодня о хлебе, узнаем откуда хлеб пришёл.
(рассматриваем с детьми каравай хлеба на столе)
- Опишите ребята, какой он, хлеб? (мягкий, душистый, круглый, пшеничный)
- Как же он попал к нам в детский сад? (привезли из магазина, из пекарни)
- Как появился он в пекарне? (хлеб испекли из теста, с использованием воды,муки и соли)
-Откуда появилась мука? (её смололи на мукомольном заводе из пшеничного или ржаного зерна)
- откуда появилось это зерно? (его собрали на полях)
Давайте присядем на стульчики и посмотрим всю историю появления этого хлеба на нашем столе.
(просмотр слайдов на проекторе с комментариями воспитателя)
Чтобы хлеб появился у нас на столах, много труда нужно приложить и сегодня вы тоже сможете в этом участвовать.
Посмотрите – это наше маленькое поле. (на столе выставляется ёмкость с землёй)
- Подскажите, что мы сначала будем делать? (поле нужно вспахать, чтобы земля стала мягкой, рыхлой)
Ребёнок подходит к столу, берёт маленькие грабли и разрыхляет землю. Воспитатель может сопровождать его действия комментариями «Раньше для этого запрягали лошадь в деревянную соху и несколько раз вспахивали землю; теперь, в наши дни, эту работу выполняют тракторы».
-Земля вспахана, что же делать дальше? (сажать семена)
Ребёнок подходит к столу, берёт лукошко и рассыпает семена в бороздки.
Воспитатель: наши дедушки и прадедушки тоже сажали семена, рассыпая их руками. Идёт сеятель по полю, набирает полную пригоршню семян и через каждые два шага разбрасывает их веером, слева направо. Сейчас поля огромные и эту работу выполняют специальные машины.
-Что необходимо для жизни и роста растений? (солнце и дождей в меру)
Вот и надеялись люди на хорошую погоду и песенку пели:
Дождик, дождик, поливай,
Будет хлеба каравай,
Будут булки, будут сушки,
Будут вкусные ватрушки.
Дети поют песенку. Один ребёнок берёт лейку и поливает семена водой.
-Чтобы наши семена проросли нужно время и забота. Тяжело приходиться зёрнышкам на земле; сдувает их ветер, заливает дождь, да ещё птицы так и наровят ими полакомиться. Как же можно защитить наш будущий урожай? (можно поставить пугало)
Я предлагаю поиграть в игру «Защитим наш урожай».
Выбираем ребёнка – Пугало, одеваем ему на голову яркую шляпу. Пугало стоит в центре круга, вытянув руки в сторону. Дети идут по кругу и поют.
Вот на поле пугало, пугало стоит
Колоски нам пугало рвать с поля не велит (грозят пальчиком)
Мы тихонько подойдём
Колосочков мы нарвём (дети идут на носочках к пугалу)
(пугало громко поёт) Колоски нельзя здесь рвать
Буду я вас догонять! (дети убегают на стульчики, пугало их догоняет)
- Мы защитили наш урожай, а теперь давайте представим, что вы сейчас пшеничные зёрнышки (дети садятся на корточки на полу) Солнце пригрело, дождик прошёл и на поле появились первые всходы (сжатые ладони потянулись вверх). И вот уже два листка тянутся к солнцу (ладони раскрыты, запястья сомкнуты).
-И вот выросли, наконец, хлебные колосья, в конце лета поспели. Пора убирать хлеб. Колоски срезали и собирали в снопы (дети собираются вместе). А теперь колоски погрузим в повозку и отвезём на мельницу (дети рассаживаются на стульчики).
- Вот тут-то и потерялся колосок, который нашёл Петушок.
Я предлагаю вам и нашим гостям посмотреть кукольный спектакль по украинской народной сказке «Колосок».
(дети – актёры уходят за занавес и показывают спектакль по украинской сказке «Колосок».
Воспитатель: Жили-были два мышонка, Круть и Верть, да петушок Голосистое горлышко (персонажи появляются из-за ширмы).
Мышата только и знали, что пели да плясали, крутились да вертелись. А петушок чуть свет поднимался, сперва всех песней будил, а потом принимался за работу (рассказ воспитателя сопровождается движениями персонажей).
Вот однажды подметал петушок двор и видит на земле пшеничный колосок.
Петушок : Круть, Верть, глядите, что я нашёл!
Круть: Это колосок. Нужно его обмолотить.
Петушок: А кто будет молотить?
Круть: Только не я!
Верть: Только не я!
Петушок: Ладно, я обмолочу.
И принялся за работу, а мышата стали играть в лапту. Кончил петушок молотить и крикнул:
Петушок: Эй, Круть, эй, Верть, глядите, сколько я зерна намолотил!
Верть: Теперь нужно зерно на мельницу нести, муки намолоть!
Петушок: А кто понесёт?
Круть: Только не я!
Верть: Только не я!
Петушок: Ладно, я снесу зерно на мельницу.
Взвалил себе на плечи мешок и пошёл. А мышата тем временем затеяли чехарду. Друг через друга прыгают, веселяться. Вернулся петушок с мельницы, опять зовё т мышат:
Петушок: Сюда Круть, сюда, Верть! Я принёс муку.
Круть: Ай да петушок! Ай да молодец! Теперь нужно тесто замесить, да пироги печь.
Петушок: Кто будет месить?
Круть: Только не я!
Верть: Только не я!
Петушок: Видимо мне придётся.
Замесил он тесто, натаскал дров, затопил печь. А как печь истопилась, посадил в неё пироги. Мышата тоже времени не теряют: песни поют, пляшут. Испеклись пироги, петушок их вынул, выложил на стол, а мышата тут как тут. И звать их не пришлось.
Круть: Ох и проголодался же я!
Верть: Ох и есть хочется!
Петушок: Подождите, подождите! Вы мне сперва скажите, кто нашёл колосок.
Круть: Ты нашёл.
Петушок: А кто колосок обмолотил?
Верть: Ты обмолотил.
Петушок: А кто зерно на мельницу носил?
Круть: Ты носил.
Петушок: А кто тесто месил, дрова носил, печь топил, пироги пёк?
Верть: Ты.
Петушок: А вы что делали?
Что сказать в ответ? И сказать нечего. Стали Круть и Верть вылезать из-за стола, а петушок их не удерживал. Не за что таких лодырей и лентяев пирогами угощать.
(дети – актёры выходят на поклон и садятся на стульчики)
-Вспомните, что сделал петушок с колоском после того, как его нашёл? (обмолотил). Взял цепу – это деревянная палка, подвешенная к деревянной ручке. Ею петушок бил по колоску, и зёрна из него высыпались, зерно сгребал в кучу и просеивал. Ведьв нём частички колоска и другой мусор. Делал он это так: подбрасывал зерно кверху, ветер весь мусор сдувал.
- Куда отнёс петушок очищенное зерно? (на мельницу)
- Как из него смололи муку? (растирали зерно между жерновами)
- Что было потом? (петушок замесил тесто, сделал пироги, поставил их в печь)
-Помните, чем закончилась сказка? (петушок не пустил мышат за стол)
_ Почему? Потому что «кто не работает, тот не ест». А петушок хорошо потрудился, нелегко ему пришлось, зато какие замечательные пироги получились! Не зря говорят в народе: «Не трудиться – хлеба не добиться». И ещё говорят: «Хочешь калачи, не сиди на печи».
В заключении я предлагаю вам, ребята поиграть в игру «Собери историю». Здесь на картинках нарисована история появления хлеба на нашем столе, но все картинки перемешаны. Ваша задача расположить их в правильном порядке. (ребёнок (по желанию)берёт нужную картинку и рассказывает о ней; так по порядку должна быть рассказана вся история)
Вы видите, как много труда надо приложить, чтобы у людей в доме был хлеб. Поэтому и отношение к нему должно быть бережное. Не бери больше хлеба, чем можешь съесть. Не кроши его за столом. Никогда не выбрасывай хлеб!
Хлеб ржаной,
Батоны, булки
Не добудешь на прогулке,
Люди хлеб в полях лелеют,
Сил для хлеба не жалеют.
(уход детей в группу)