Саенко Елена
ООД по ознакомлению с природой с детьми средней группы «Перелётные птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ
ООД познавательно – исследовательской деятельности (ознакомление с природой)
с детьми средней группы
Подготовил
воспитатель
Е. Н. Саенко
Место проведения:
МБДОУ № 16 «Сказка»
Дата проведения: 30.11. 2022
Публикация «ООД по ознакомлению с природой с детьми средней группы „Перелётные птицы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Птицы. Конспекты занятий
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Задачи. Развивать познавательные интересы у детей к жизни птиц, воспитывать желание заботиться и оберегать их. Формировать обобщенное представление о зимующих и перелетных птицах. Углублять представления о причинах отлета птиц (исчезновение основного корма). Классифицировать птиц на зимующих (ворона, воробей, синица) и перелетных (кукушка, ласточка, скворец, на основе установления связи между характером корма и возможностью его добывания. Формировать обобщенное понятие «перелетные и зимующие птицы». Развивать связную речь детей, обогащать и активизировать словарь по теме. Развивать умения отгадывать загадки, построенные на описании. Закреплять умения выполнять правила игры. Воспитывать любовь к птицам, желание помогать им в зимних условиях.
Материал: • картинки с изображением зимующих и перелетных птиц, развивающая игра «Собери картинку» (птицы, мнемотаблица, таблица «Кого, чем кормить?», корм для птиц ( зерно: просо, овёс, пшеница, сырые семечки, семена клёна, кусочки фруктов, орехи, жёлуди, медальки «Знатоки птиц» на каждого, шапочки зимующих и перелётных птицгерой Лесовичок.
Предварительная работа: Рассматривание с детьми иллюстраций с изображением зимующих и перелетных птиц. Наблюдение за птицами на прогулке. Наблюдение за птицами на кормушке в процессе кормления, Заучивание пальчиковой гимнастики, загадок о птицах, чтение литературы: Мамин- Сибиряк «Серая шейка», Лев Толстой «Воробей на часах» Дидактические игры «Улетает – не улетает», «Какой птицы не стало», Подвижная игра «Птицы в гнёздышках», «Птички».
Методы, приёмы.
I. 1. Организационный момент. Приветствие в кругу. «Здравствуй, солнце золотое! Здравствуй, небо голубое! Здравствуй, вольный ветерок! Здравствуй, маленький дубок! Мы живём в родном краю, Всех я вас приветствую!»
2. Игровой прием
- Ребята, к нам сегодня кто - то обещал прийти.
А вот кто это,вы узнаете, отгадав загадку.
Очень странный старичок,
Вместо носика -сучок!
По лесу гуляет-
Лес он охраняет.
А зовётся старичок.
Старичок. (лесовичок)
Воспитатель
- Верно, это Лесовичок, он придёт к вам за помощью, у него беда. Давайте послушаем и узнаем, что же у него случилось.
(Входит герой)
- Беда, беда у меня. Ребятишки, вы знаете, я живу всегда в лесу. Всё лето и ранней осенью звонко щебетали, свистели, цокали на разные голоса птицы. А как только похолодало и не слыхать их, и не видать, изредка постучит дятел и - тишина. Вот, беда-то, какая, птицы пропали!
Воспитатель: «Ты не расстраивайся, Лесовик, мы тебе с ребятами обязательно поможем, во всём разберемся. Поможем, ребята?»
(Ответы детей). - А ты пока посиди, отдохни после дальней дороги, и послушай нас.
II. Основная часть 1. Беседа о птицах.
- Лесовичок, птицы не пропали, они просто осенью улетают. Куда они улетают, ребята?
- Как эти птицы называются? (Перелетные)
- Почему они улетают на юг? (Ответы детей) Верно, они питаются насекомыми и их личинками, а с наступлением холодов одни насекомые погибают, другие прячутся в трещины земли, разные щели, залезают под кору деревьев. Ласточки, скворцы, жаворонки улетают первыми так как пропадают насекомые, которыми эти птицы питаются. Гуси и утки – когда замерзают реки и озера. Перелетные птицы не приспособлены делать себе запасы корма на зиму и добывать их в зимних условиях. Поэтому птицам, для которых насекомые – основная еда, зимой прокормиться невозможно. Осенью они собираются в стаи и летят в жаркие страны, чтобы весной вернуться в родные края, на свою родину.
- Посмотрите на доску и назовите птиц, которые улетают в теплые страны?
(ласточки, кукушки, скворцы)
- Но не все птицы улетают в теплые края, многие остаются.
2. Загадки о птицах. А вот что бы узнать какие это птицы я предлагаю отгадать загадки наших детей, будьте внимательны.
Каждый год я к вам лечу,
Зимовать у вас хочу,
И ещё красней зимой
Ярко-красный галстук мой.
(Снегирь).
- Да, это снегирь.
- Скажите, а по каким словам загадки вы догадались, что это снегирь (Ответы детей)
- А знаете какое любимое лакомство снегиря? (Ягоды рябины)
- Слушаем следующую загадку:
Я весь день ловлю жучков,
Уплетаю червячков,
В теплый край не улетаю,
Здесь под крышей обитаю.
Чик – чирик! Не робей!
Я бывалый … (Воробей.)
-Да, воробей тоже зимующая птица, он остаётся с нами на всю зиму. Часто питается тем, что ему предлагает человек: крошки хлеба, семечки. - Следующая загадка:
Кто приносит на хвосте
Много разных новостей?
Всем расскажет все до срока
Белобокая. (сорока)
Воспитатель
- Сороку мы можем встретить как в лесу, так и в городе.
Я по дереву стучу, червячка добыть хочу,
Хоть и скрылся под корой –
Всё равно он будет мой! (Дятел)
-Дятел необычная птица. Посмотрите какие у него цепкие лапки, мощный клюв. Он долбит им по дереву и достаёт из под коры всяких жучков, а, чтобы не упасть, упирается на свой хвост, как на стульчик.
Днём спит, ночью летает, прохожих пугает. (сова)
-Большая, красивая птица, с глазами как блюдце. Умеет вертеть головой во все стороны.
- Молодцы, ребята, все загадки отгадали. А теперь давайте скажем Лесовичку, как называются эти птицы (Зимующие).
- Посмотрите опять на доску и назовите зимующих птиц.
(воробьи, голуби, синицы, сороки, снегири, дятел)
- Понравились тебе загадки ребят? А ребята ещё могут и другие загадки загадывать. Попробуй угадай о какой птице будет рассказ. Но сначала поиграй с нами.
Пальчиковая гимнастика: Пой-ка, подпевай-ка: Десять птичек – стайка. (Хлопаем в ладоши) Эта птичка – соловей, (Поочередно загибаем пальчики на правой руке начиная с мизинца) Эта птичка – воробей. Эта птичка – совушка, Сонная головушка. Эта птичка – свиристель, Эта птичка – коростель, Эта птичка – скворушка, (Поочередно загибаем пальчики на левой руке начиная с мизинца) Серенькое перышко. Эта – зяблик. Эта – стриж. Эта – развеселый чиж. Ну, а эта – злой орлан. (Держим большой палец левой руки) Птички, птички – по домам! (Машем ручками, как крылышками)
3. Работа с мнемотаблицей по описанию птиц.
- Сейчас мы будем придумывать загадки о птицах. Кто подойдет к доске, выберет о какой птичке он будет говорить и не называя её начнёт свой рассказ. Апоможет нам вот такая схема: эта птица :
1. Большая или маленькая?
2. Какого цвета оперение?
3. Какой клюв у птицы?
4. Чем питается?
5. Где живет?
6. Перелетная или зимующая?
4. Игра малой подвижности «Перелетные и зимующие птицы»
- А сейчас, Лесовичок, мы покажем тебе как мы умеем играть в игру «Перелетные и зимующие птицы». Ход игры: Дети надевают шапочки птиц (перелетных и зимующих). В середине площадки на расстоянии стоят два стульчика с изображением Солнышка и Снежинки. «Птицы» бегают врассыпную со словами: «Птички летают, зерна собирают. Маленькие птички, птички-невелички». После этих слов «перелетные птицы» бегут к Солнцу, а «зимующие» - к снежинке. Чей круг быстрее соберется, тот и выиграл.
5. Развивающая игра «Сложи картинку»
Лесовик «Ребята, мне очень понравилась ваша игра. Я вот тоже люблю играть и нёс вам картинки. Но пока нёс, они рассыпались. И чтобы получить картинку, нужно сложить её из частей.
6. Дидактическое упражнение «Кого, чем кормить?».
- Молодцы, ребята. Давайте, попросим Лесовичка посмотреть вместе с нами эту таблицу.
- Трудно приходится птицам зимой, нелегко найти насекомых, выковыривать их из убежища. Поэтому птицы перебираются поближе к человеку, рядом с ним сытнее – не оставляют в беде люди птиц, подкармливают их, не зря в народе говорят:
«Сытой птице и мороз не страшен, а голодную – и мороз убьёт».
- Что нужно сделать, чтобы птицы не погибали зимой от голода? (Надо повесить рядом с избушкой кормушку и подкармливать птиц) И я знаю, что многие из вас сделали кормушки дома и кормят птичек, заботятся о них.
- А чем же их кормить? (Дети называют)
Лесовик «Ребята, а около моей избушки тоже есть кормушки и я сейчас вам покажу какой корм любят мои птички. (Дети рассматривают семена, зёрна, орехи, жёлуди, сухофрукты)
III. Заключительная часть.
Воспитатель
- Ребята, мы с вами сегодня много нового узнали о птицах, вспомнили что знали, помогли Лесовичку разобраться во всём. Сегодня вы были настоящими знатоками птиц и я предлагаю вам вступить в кружок юного знатока птиц. А вот вам и медальки юных знатоков.
-Ребята, давайте на прощание предложим Лесовичку послушать голоса его любимых птиц и поможем ему их угадать, так как вы уже стали настоящими знатоками