Ташкина Юлия
Конспект ОД «Национальный мокшанский костюм» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
МДОУ «Старошайговский детский сад № 2 комбинированного вида» Старошайговского муниципального района РМ
ОД «Национальный мокшанский костюм» для детей подготовительной группы
Подготовила : Ташкина Ю. В.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Национальный, народный костюм. Национальная одежда
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2021
Цель: Знакомство с народным искусством (с женским национальным костюмом, как основой национальной культуры. Задачи: 1. Создать атмосферу национального быта (развивает любознательность, воспитывает чувство прекрасного).
2. Обогащать словарь детей названиями и выражениями мокшанского и русского словаря.
3. Воспитать любовь и уважение к своей малой родине, нации.
Материал: ширма, аудиозапись, кукла Алдуня, предметы национальной одежды, шаблоны кукол, клей, кисточки, салфетки, влажные салфетки.
Ход занятия
(дети с воспитателем входят под музыку)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько сегодня у нас гостей. Давайте поздороваемся с ними.
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: А теперь поздороваемся по-мокшански.
Дети: Шумбратада!
Воспитатель: Ребята, как называется Республика, где мы живем?
Дети: Республика Мордовия.
Воспитатель: Люди каких национальностей живут в Мордовии?
Дети: Мокшане, эрзяне, русские, татары.
Воспитатель: Я вас приглашаю на выставку национальной одежды. Как красив мокшанский национальный костюм! В старину говорили:
«Русских сначала видели, а потом слышали. А мордву сначала слышали, а потом видели». А слышали их, ребята, по звону колокольчиков.
Рубашку- панар надевали только на большие праздники. Повседневным нарядом было платье -нула.
В старину все мокшаночки ходили в таком наряде. Ребята, давайте скажем, что мы видим на выставке?
Дети: Рубашка (панар, платье (нула, фартук (ингольгя, платок (руця).
Воспитатель: Мокшаночки любили украшения. Они надевали бусы (крганят). Девочки, покажите свои крганят (бусы). Набедренные колокольчики (сект, наспинное украшение -коса, по - мокшански — пула.
А сейчас поиграем в игру «Етафтк валнять» («Переведи слово»). Я называю слово по - мокшански, а вы переводите на русский. Панар- (рубашка, нула- (платье, ингольгя – (фартук, руця –(платок, крганят- (бусы, сект- (набедренные колокольчики).
Воспитатель: Ребята, в гостях у нас кукла Алдуня. Посмотрите на её национальный наряд. Девочки, вы сегодня очень красивые, нарядные. На вас такой же национальный наряд, как на нашей гостье.
Ребята, Алдуня хочет что- то сказать.
Воспитатель: Она пришла к нам с подружками. Они хотят так же красиво выглядеть, как наша Алдуня. Давайте нарядим их. Подходите к столам.
(включается аудиозапись, дети начинают работать: аппликация (украсить национальный костюм)
Воспитатель: Ребята, покажите нашим гостям, как нарядили мокшаночек.
(дети показывают выполненные работы)
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы очень красиво нарядили мокшаночек. Возьмите их на память о нашей встрече.
Давайте вспомним, как называется мокшанская одежда.
Дети: Рубашка-(панар, платье-(нула, фартук-(ингольгя, платок-(руця).
Воспитатель: Ребята, гостей принято угощать. Кукла Алдуня принесла угощение: Гостям- блины и позу (пачат и боза). Давайте угостим наших гостей (дети угощают жюри)
Девочки, Алдуня вам дарит крганят (бусы, а мальчикам – нюдихть (дудочки).
Воспитатель: Танцуйте, пойте, играйте и не забывайте о мордовских традициях.
Воспитатель: Ребята, а сейчас попрощаемся с гостями!
Дети: До свидания!
Воспитатель: А теперь скажем по-мокшански.
Дети: Васедемозонк!
Воспитатель: Дорогие гости, вы тоже скажите нам: «Васедемозонк!»