Наталья Якименко
ООД «Волшебница зима» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование связной речи дошкольников, использование малых фольклорных форм как средство обогащения словаря в работе с детьми. Развитие речевого дыхания. Вырабатывать четкую дикцию посредством скороговорок. Развивать способность детей анализировать звуковой состав слова «снег». Закреплять знания детей о зимующих птицах. Закреплять знания о деревьях родного края. Развивать двигательную активность и мелкую моторику посредством игровых двигательных заданий.
Методы и приемы:
- Речевая зарядка, артикуляционная гимнастика, пальчиковая игра «Прогулка»;
Оборудование:
Публикация «ООД „Волшебница зима“ в старшей группе» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2016
Предметные картинки с изображением (Снежинка, снеговик, Снегурочка, снежок, оформление группы «Зимний лес», «зимние деревья», «зимняя поляна», сундучок с сюрпризом, сказочный дом с маленькими снежинками, столб с указателями, Снеговик, белые пенёчки, в пакете зефир, рюкзаки).
.
Ход образовательной деятельности:
Под спокойную музыку дети входят в группу.
Воспитатель:
- Ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте их поприветствуем:
Собрались все дети в круг,
Я – твой друг и ты мой – друг.
Вместе за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся!
- Давайте улыбнемся гостям и друг другу и подарим им хорошее настроение.
1. Организационный момент
- На столе лежат картинки, выберете себе понравившуюся.
(картинки по числу детей).
- Рассмотрите картинки и назовите то, что нарисовано.
(Снежинка, снеговик, Снегурочка, снежок)
2. Введение в тему
- Правильно. А теперь подумайте, от какого слова образованы слова снежок, снежинка, снеговик, Снегурочка. (СНЕГ)
- Подумайте и назовите еще несколько слов, которые образованы от слова снег. (СНЕЖНАЯ БАБА, ПОДСНЕЖНИКИ)
Воспитатель убирает предметные картинки и сопровождает свои вопросы слайдами на ноутбуке:
- Я предлагаю рассмотреть другие интересные картинки и то, что нарисовано на них назвать. Присядьте поудобнее (дети садятся на стулья)
- Как называется явление, когда идет снег?
( Ответы детей: Это явление называется снегопад.)
- Как называется корка, которая образуется на снегу, когда ударит мороз?
( Ответы детей: Наст.)
- А как называется явление, когда дороги замерзают, и покрываются льдом?
( Ответы детей: Гололедица.)
- Что такое гололедица?
( Ответы детей: Дорога, покрытая льдом).
- На деревьях, кустарниках и проводах образуется изморозь. Вспомните, как ещё она называется?
( Ответы детей: Снежная бахрома.)
- Часто во время снегопада дует ветер и тогда снег несется по воздуху, задерживаясь у домов, заборов, наметает большие сугробы.
Как называется это зимнее явление?
( Ответы детей: Это явление называется метель)
- Дети, о чем мы сейчас говорили?
( Ответы детей: Мы сейчас говорили о зимних явлениях в неживой природе.)
Воспитатель: Молодцы! Вы не только научились любить природу, но и видеть её.
- Как вы думаете, какой сейчас лес зимой? (ЗИМНИЙ)
- Отправиться в зимний лес хотите?
- Что нам нужно для похода? (РЮКЗАКИ)
- Загадка нам подскажет, на чём мы отправимся.
Деревянных два коня
Вниз с горы несут меня.
Я в руках держу две палки,
Но не бью коней, их жалко.
А для ускоренья бега
Палками касаюсь снега. (Лыжи)
Воспитатель: Итак, в путь, надеваем лыжи, встаем друг за другом. Готовы? Едем. А чтобы в пути наши губы не замерзли, давайте их разомнем
речевой зарядкой:
Ма-ма-ма - наступила зима
Ме-ме-ме – рады мы зиме
Ду-ду-ду – в зимний лес я иду!
(под тихую зимнюю музыку дети с воспитателем имитируют движение на лыжах и проговаривают слова)
Воспитатель - Вот мы и на лесной поляне. Но как найти дорогу? А вот столб стоит. Может быть, он нам подскажет.
(Подходят и видят на столбе указатели.)
Воспитатель. Да тут ребята стрелки. (Воспитатель читает)
1-й стрелка – Направо пойдешь – чудо дивное найдешь.
2-я стрелка – Налево пойдешь – в сказочный дом попадешь.
3-я стрелка – Прямо пойдешь – в снежный лес придешь.
Воспитатель: Что нам остается делать – пойдем направо? (ДА)
(Дети идут, а воспитатель на фоне музыки говорит, обращая внимание на красоту леса)
На деревьях, на карнизах,
Кружева да бахрома,
Это значит на снежинках
Опустилась к нам зима.
Воспитатель: Зима - весёлая пора. А вот и чудо дивное:
(Дети подходят к столу, на котором стоит сундук. Открывают его. В нем карточка с заданием.)
Воспитатель (читает) :
Я белоснежная Зима,
Я вам построю терема
И сад, и лес посеребрю,
Большие подарки вам подарю!
А пословицы и поговорки знаете обо мне?.
Дети:
Любишь кататься – люби и саночки возить.
Береги нос в большой мороз.
Зима без снега – лето без хлеба.
С природой не спорят – погоды не просят.
По снегу грибы не ищи.
Что летом потопаешь, то зимою слопаешь.
Мороз не велик, да стоять не велит.
Январю – батюшке – морозы, февралю – метели.
Воспитатель: Теперь налево пойдём – в сказочный дом попадём.
(Дети подходят к Сказочному дому. В нём или на нём находят снежинки с заданиями.)
Воспитатель. Да здесь сказочные загадки!
ЗАГАДКИ:
1. В какой сказке есть чудесный пень, где сесть мохнатому не лень? Только вот одна беда, не мог он скушать пирожка.
(«Машенька и медведь»)
2. Хитрый гость так часто ходит, что-нибудь с собою уносит. Полежит, переспит и хозяев обхитрит.
(«Лисичка со скалочкой»)
3. Быстро лето пролетело, осень вслед ушла. Работа закипела – за дело принялись друзья. Заготовили все впрок. Нос не сунет серый волк. Живите на здоровье! Построено …
(«Зимовье»)
4. Назовите имя сказочной героини, которая путешествует в ступе, помогая движению помелом.
(Баба Яга)
5. В какой сказке к маленькому, безобидному герою прилипают разные звери?
(«Бычок – смоляной бочок»)
6. В какой сказке девочка за свое трудолюбие и доброту получила сундучок с богатством?
(«Морозко»)
Воспитатель: Прямо пойдём – в снежный лес придем. Не замёрзли в зимнем снежном лесу?
(Дети подходят к снежной поляне, на которой стоит Снеговик, а вокруг него белые пенёчки. Дети садятся вокруг Снеговика. У него задание.)
Воспитатель: (читает)
Снеговик спрашивает, знаете ли вы скороговорки.
(Дети по очереди произносят скороговорки.)
Дети.
Сорока с вороной спорила, спорила и тараторила.
Ехал Грека через реку, видит Грека – в реке рак, сунул Грека руку в реку, рак за руку Греку – цап.
Сыворотка из-под простокваши.
Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
Сшит колпак не по-колпаковски, надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать.
У меня на языке прыгают скороговорки как караси на сковородке.
Была у Флора – Флору на Лавра наврала. Пойду к Лавру – на Флора навру.
У Тамары тараторки тридцать три скороговорки.
Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.
Воспитатель. Как красиво в лесу зимнем. Я знаю одну чистоговорку:
«Сад в снегу и лес в снегу, а по снегу я бегу.»
- Произнесите сначала тихо, громко, быстро, медленно.
(Дети произносят чистоговорку тихо, громко, быстро, медленно)
Воспитатель. Когда шли по лесу, заметили изменения в природе?
Дети:
- В лесу шёл белый снег.
- Кругом холодно.
- Мы все тепло оделись.
- Зима окутала деревья пушистым инеем.
- Зима - красивое время года.
- Можно играть в снежки.
- Кататься на санках, с горки.
- Можно слепить снеговика…
- В лесу слышно зимующих птиц.
Воспитатель: Каких вы слышали или видели зимующих птиц?
Дети:
(Воробей, ворона, сорока, синица, снегирь, голубь)
Воспитатель: Названия каких птиц начинаются со звука С?
Дети:
(Сорока, снегирь)
Воспитатель: Зима – очень трудное время года для птиц, особенно если она морозная и снежная. Ребята, а как мы можем помочь птицам зимой?
Дети (Сделать кормушку и подкармливать птиц)
- Ребята, в детском саду мы с вами ходим на прогулку. На нашем участке мы повесили кормушку и насыпаем в неё корм. Птицы будут довольны.
Воспитатель: - А сейчас давайте поиграем с пальчиками.
Пальчиковая игра «Прогулка»
Раз -два- три-четыре-пять
(разгибаем по -очереди пальчики, сжатые в кулак,
Мы пошли во двор гулять
(указательными и средними пальцами изображаем «человечка» и шагаем).
Бабу снежную лепили
(имитируем лепку снежка,
Птичек крошками кормили
(складываем пальцы щепоткой,
С горки мы с тобой катались
(указательным пальцем одной руки проводим по ладони другой,
А еще в снегу валялись
(поворачиваем ладони то внешней, то внутренней стороной).
Все в снегу домой пришли!
(отряхиваем руки)
Суп поели
(изображаем, как подносим ложку ко рту,
Спать легли
(прикладываем сложенные ладони к щеке)
Воспитатель: - Ребята, скажите, чего много в лесу?
Дети: В лесу много деревьев.
Воспитатель: - Какие вы знаете деревья?
Дети: Ель, береза, тополь, сосна, осина
Воспитатель: - Название какого дерева начинается со звука С?
Дети: Сосна
Воспитатель: - Сколько раз встречается звук С в этом слове?
Дети: В слове сосна звук встречается 2 раза
Воспитатель: - А сейчас пришла пора поиграть нам детвора.
Игра называется «Хорошо – плохо».
Девочки будут говорить: «Зима – это хорошо, если…»,
а мальчики им будут отвечать «Зима – это плохо…»
Воспитатель: Игра на ваше внимание «Какое слово лишнее?»
- Я буду называть слова. Они похожи, но одно слово отличается от других. Будьте внимательны.
Каток, платок, каток, каток.
Лыжи, лыжник, булыжник, лыжница, лыжня.
Снежок, снежинка, нежный, снеговик.
Воспитатель: - Вот и закончилась наша прогулка по лесу, пора возвращаться в детский сад.
(Идут, наталкиваются на сундук. Воспитатель растерянно)
- Мы заблудились и дорогу забыли. Как дорогу нам найти в детский сад?
(У сундука находит ключ с письмом от Зимы, читает письмо)
«Если в сад попасть хотите,
Сказки-шутки расскажите!
Сундук ключом вы отворите.
И клубочек получите
Куда он покатится
Туда, и пойдете –
В детский садик попадёте!»
Воспитатель: Ребята, а сказки-шутки вы знаете (ДА) Ну-ка расскажите:
Дети: Таня – баня шла по броду,
Решетом носила воду.
А помыть хотела пол –
Приморозила подол.
Из-за леса, из-за гор
Едет дедушка Егор
На Булановой телеге,
На скрипучей лошади,
Сапоги на нем с карманом,
А жилетка с каблуком,
Подпоясался дубиной,
Опирался кушаком.
Как петух в печи пироги печет,
Кошка на окошке рубаху шьет,
Поросенок в ступе горох толчет,
Конь у крыльца в три копыта бьет,
Уточка в сапожках избу метет.
Чик, чики, чикалочки!
Едет гусь на палочке,
Уточка на дудочке,
Курочка на чурочке,
Зайчик на тачке,
Мальчик на собачке.
А где это видано и в какой деревне слыхано,
Чтобы курочка бычка родила,
Поросеночек яичко снес
Да на полочку унес,
А полочка обломилась,
И яичко разбилось,
Овечка раскохталась,
Кобыла раскудахталась:
- Ой, куда, куда, кудах!
Не бывало у нас так,
Чтоб безрукий нашу клеть обокрал,
Голопузый за пазуху поклал,
А слепой –то поглядывал,
А глухой –то подслушивал
А безногий водогон побежал,
Безъязыкий «Караул» закричал!
Воспитатель Ну, спасибо вам ребята выручили!
(Открывает ключом сундук. Там находит волшебный клубок. Бросают его)
- Зимушка – зима благодарят Вас, и как обещала Зима – вам дарит сладкий снежок в пакете (ЗЕФИР – находят в сундуке). (Убирает ребёнку в рюкзак).
Спасибо Зимушка – зима!
Надеваем лыжи, встаем на лыжню и друг за другом и отправляемся в садик (дети имитируют ходьбу на лыжах под зимнюю музыку).
Воспитатель:- Вот мы и вернулись в детский сад.
Что понравилось Вам в лесу? О каких птицах, деревьях мы сегодня говорили? Какой звук нам встречался во всех словах?
Какое задание зимы для вас было самым трудным? А какое самое лёгкое?
Как вы считаете, вы справились с заданиями?
Я довольна вашими знаниями и поведением в лесу! Вы настоящие друзья природы.