Анна Шульга
Опыты и эксперименты в ДОУ. ООД «Лавовая лампа»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность:
Лавовая лампа была изобретена Эдвардом Крэйвеном Уолкером в 1963 году. Для тех, кто не знаком с лавовыми лампами, они были главным декором квартир в 60-х годах. «Лампа» состоит из немного треугольного лабораторного стеклянного стакана, который заполнен жидкой «лавой». При включении «лава» начинала плавать.
Домашняя Лава Лампа - забавный и интересный химический эксперимент для детей и взрослых
В ходе занятия были задействованы такие образовательные области как:
Темочки:
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2019
1. Социально-коммуникативное развитие: формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, формирование основ безопасного поведения в быту.
2. Познавательное развитие: развитие познавательной мотивации интересов детей и любознательности.
3. Речевое развитие: обогащение активного словаря, развитие связной, грамматической правильной диалогической и монологической речи.
4. Физическое развитие: развитию равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики рук.
Была поставлена цель:
- Вызвать интерес к исследованиям и опытам.
- Формировать у детей навык смешивания жидкостей.
Была поставлена задача:
- Познакомить со свойствами растительного масла и воды;
- Закрепить умения составлять и работать с алгоритмами
- Вызвать познавательный интерес
Участники:дети, воспитатель,родители.
Материал и оборудование : конверты; 3 фотографии основных ингредиентов, презентация о свойствах воды, красителя и масла растительного. Ингредиенты: вода, краситель, подсолнечное масло, шипучая таблетка (витамин С, колба).
Предварительная работа:
Была показана презентация о свойствах масла, воды, красителя, проведена беседа: что такое опыт, какую технику безопасности нужно соблюдать. Загадки о воде, масле, красках и т. д
Ход эксперимента:
1. Сюрпризный момент:
Воспитатель сообщает, что утром, когда детей ещё не было, приходил профессор Чудаков. Он просил передать посылку детям. В посылке – все необходимое для опыта колба, масло, шипучие таблетки, а также конверты в которых разрезанные фото ингредиентов для опыта, карточки с загадками.
Дидактическая игра:
Каждый ребёнок получает конверт, в котором находится разрезанная фотография ингредиента для опыта. Дети должны сложить правильно эту фотографию и назвать ингредиент, изображённое на фото. Побеждает тот, кто быстро и правильно справится с заданием.
Загадываем загадки и смотрим фото-слайды с их изображением :
В морях и реках обитает,
Но часто в облаках витает.
А, как наскучит ей летать,
На землю падает опять.
Ответ детей: (Вода).
Без меня нельзя поджарить,
И салат нельзя заправить,
Да и вкусная стряпня
Вряд ли выйдет без меня.
Ответ детей: (подсолнечное масло)
Разговариваем про свойства подсолнечного масла, какое оно бывает.
Руки красные и рот,
Разноцветный я, как в сказке.
Не лентяй, не обормот, —
Просто постарались.
Ответ детей: (краски)
Разговариваем о свойствах воды и красителя его видах.
Воспитатель задает детям вопрос «Что будет, если налить масло в сок?». Ответы детей.
Воспитатель предлагает провести эксперимент и узнать, что же произойдет если вылить сок в высокий стакан и добавить немного масла.
Воспитатель объясняет, что перед экспериментом необходимо размять ручки.
Физ. минутка:
У котенка усы –ВОТ ТАКИЕ,
(проводим пальцем под носиком)
У слоненка уши –БОЛЬШИЕ.
(гладим ушки)
У крокодила –ОСТРЫЕ ЗУБКИ,
(показываем зубки)
А у пингвинов –ТЕПЛЫЕ ШУБКИ.
(гладим ручки, ножки)
У бегемота –ТОЛСТЫЙ ЖИВОТИК,
(гладим животик)
У лягушонка- УЛЫБЧИВЫЙ РОТИК.
(улыбаемся, «фиксируем» улыбку 5-10 сек.)
У зайчонка-КОРОТЕНЬКИЙ ХВОСТИК,
(гладим поясницу)
А у мышонка- МАЛЮСИНЬКИЙ НОСИК.
(дотрагиваемся до кончика носа)
Повторяем 2 раза.
Переходим непосредственно к эксперименту.
Воспитатель предлагает ребятам помочь разлить в стаканы воду и насыпать краситель, размешать и понаблюдать, что происходит с водой (вода окрасилась в красный цвет). Затем налить в окрашенную воду масло и вместе с ребятами наблюдаем за происходящим. Мы видим, что окрашенная вода опустилась на низ стакана и с маслом не смешивается.
После обсуждений делаем вывод, что масло легче воды – поэтому оно не тонет и остается на поверхности. Те вещества, которые тяжелее сока – тонут.
Приглашаем еще 2-3 деток и просим их бросить таблетку витамина С, разламываем ее на 4 части и бросаем в бокал. Наблюдаем за красивой и завораживающей реакцией!
Итог занятия:
Почему так происходит?
Масло и вода не смешиваются, так как имеют различную плотность. Когда наливаем в бокал с маслом немного воды, то он опускается на дно бокала. После добавления шипучей таблетки начинаются изменения. Таблетка вступает в реакцию с водой, образуя пузырьки углекислого газа, которые начинают подниматься на поверхность. Эти пузырьки перемешивают воду и масло. И мы видим, как шарики масла бурлят в жидкости и получается эффект «Лавовой лампы»