Ирина Караваева
Конспект занятия «Круговорот воды в природе»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
Расширить знания детей в значении воды в жизни человека, дать понятие о круговороте воды в природе, уточнить знания детей о источниках воды; развивать умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, а также отстаивать свое мнение, доказывать свою правоту, прививать бережное отношение к воде. Активизировать и обогащать словарь детей: пресная, соленая, спокойная, бурная, морская, океаническая, родниковая.
Материалы:
Оборудование для демонстрации круговорота воды в природе (электрический чайник, стекло, схема круговорота воды в природе, иллюстрация на тему «вода».
Предварительная работа:
Беседа на тему «Вода на земле» рассматривание иллюстраций
различных водоемов, репродукции картин И. Левитан «Озеро», И.
Айвазовского «Девятый вал», Васнецов «Аленушка». Чтение
художественных произведений: Г. Х. Андерсен «Русалочка», «Живая вода» сказка народов Севера, отрывки из стихотворения А. Пушкина, Е. Баратынского. Дидактические игры «Круги на воде», «Капитан укладывает чемодан», «Да - нет».
Методические приемы:
На столе стоит шкатулка.
Воспитатель: Что там может быть? (Достаю таблицу) Что бы это значило? Как вы думаете?
Дети:
Кроссворд.
Воспитатель:
Когда мы его отгадаем, то узнаем, чем сегодня будем заниматься, отгадайте загадки.
1. По морю шумно идет, к берегу подойдет - сразу отпадет.
2. Кругом вода, а пить нельзя.
3. Из-под земли в подарок людям чистой воды оконце.
Течет, течет - не вытечет, бежит, бежит не выбежит.
в О л Н А
М о Р Е
Р О Д н И К
Р Е к А
Воспитатель:
О чем мы сегодня будем говорить, - о воде
игра «Разрезные картинки».
На столе разложить картинки с изображением различных источников воды, разрезанные на несколько фрагментов. У каждой картинки «рубашка» своего цвета. Все картинки лежат «рубашками» к верху.
Воспитатель:
Ребята, возьмите по фрагменту картинки, подойдите с ними к столу, на котором стоит флажок такого же цвета, что и «рубашка» у картинки.
Воспитатель:
Рассмотрите, что у вас получилось. Скажите, что общего во всех этих изображениях (это источники воды).
Воспитатель:
Где на земле находится вода? (Вода в море, океане, пруду, озере).
Воспитатель:
Вода в море, океане какая? (соленая).
- А как ее можно назвать по-другому? (морская, океаническая).
- Бывает вода в реках, озерах, родниках, болотах. Какая она? (речная,
озерная, родниковая, болотная).
- Какая это вода в отличие от морской? (пресная).
- Бывает вода спокойная, где? (в реках, озерах, прудах).
А какая еще бывает вода? (бурная).
- Когда вода может быть бурной? (в горных реках, морях, океанах во
время бури).
- Бывает вода питьевая. А как вода попадает к нам в квартиры? (по
трубам).
- Как получается, что вода в реках не кончается?
- Как река пополняет запасы воды? (Вода испаряется, потом выпадает
дождем).
- Сейчас мы проведем опыт, а вы поможете мне сделать выводы. В
электрическом чайнике кипятится вода. При закрытой крышке пар
вырывается из носика хорошо видной струей.
- Вы видите, как из чайника выходит пар. Откуда он взялся в чайнике?
Я наливала туда только воду? (Вода при нагревании превращается в пар).
- К струе пара подношу холодное стекло, подержав его некоторое
время над паром, выключаю чайник (убираю чайник в недоступное место).
- Ребята, подойдите и посмотрите, что произошло со стеклом.
- Откуда образовались капельки воды? (Пар попал на холодное стекло,
он опять превратился в воду).
- В нашем опыте вы видите, что вода может быть какай? (жидкостью, а
может быть в виде пара).
- Посмотрите, пожалуйста, сюда (вношу иллюстрацию «Путешествие
капельки»).
- Как путешествует капелька?
- А какой еще может быть вода? (В виде снега, льда).
- Ребята, встаньте в круг, возьмитесь за руки. Наш круг, как и вода,
может менять свою форму (круг вытягивается в овал).
- А теперь представьте себе, что воду налили в кружку и поставили
нагреваться. Каждый из нас - частичка воды. Вам становится жарко, ваши
ладошки такие горячие, что вам уже больно держать друг друга за руки.
Ваши руки опускаются, жара заставляет вас активнее двигаться (дети бегают
по группе). Каждый из вас движется сам по себе. Каждый из вас стал частичкой пара.
- А теперь вас замораживают. Вам становится холодно, что вы в этом
случае делаете? (Встают ближе друг к другу, обнимают друг друга, чтобы
всем стало теплее).
- Посмотрите теперь нашу группу нельзя растянуть, она приняла свою
форму, как частичка льда. Наша группа - это все те же частички воды, но
каждый раз они соединяются по-разному.
Расскажите мне, как связаны частички друг с другом.
• Вода в виде пара, частички каждая движется сама по себе, связи
между ними нет.
• Вода в жидком состоянии не имеет своей формы.
• Вода в твердом состоянии - это лед, имеет свою форму.
- Чтобы было на земле, если бы не было воды?
- Мы говорили, что на земле много водоемов, в которых собирается и
хранится вода.
- А какие вы знаете ближайшие к вам водоемы. Река - Ока, река -
Теша, Красная Ушна, Илевна, озеро Свято, Урвановское озеро.
- Как сделать, чтобы вода в водоемах была чистой, водоемы не
загрязнялись?
- Мы с вами создадим книгу «Добрых идей и дел».