Ирина Бирюкова
Воспитание звуковой культуры речи у детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Третий год жизни благоприятен для воспитания произносительной стороны речи : в 2 года ребёнок способен различать многие звуки и закреплять их в собственном произношении. Кроме того совершенствуется работа мышц языка, губ, нижней челюсти.
Как показывает практика, в этой возрастной группе реализация программных задач осуществляется в ходе дидактических игр и упражнений.
Публикация «Воспитание звуковой культуры речи у детей раннего возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Младшая группа
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
У детей целенаправленно развивают слуховое восприятие, являющееся важной предпосылкой для формирования звуковой стороны речи.
Большая часть игр и упражнений посвящена уточнению и закреплению правильного произношения звуков.
Работа над уточнением и закреплением правильного звукопроизношения начинается с гласных звуков (а, у, и, о) и простых в артикуляционном отношении согласных (м, п, б, ф, в). Так уточняя и закрепляя правильное произношение звука и, воспитатель подготавливает артикуляционный аппарат ребенка к усвоению и в дальнейшем к правильному произношению звуков с, з. Упражняя детей в четком и правильном произнесении звука г, педагог создаёт предпосылки для успешного усвоения звука ц, близкого по артикуляции к звукам т, с. При произнесении звуков у, о, губы округляются и вытягиваются вперед, как и при произнесении шипящих звуков ш, ж, ч, щ.
При обучении детей правильному произношению простых в артикуляционном отношении звуков одновременно отрабатывается дикция. Уточнение и закрепление звуков имеет несколько этапов. Сначала дети произносят изолированный звук и не сложные звукосочетания. При этом в качестве речевого материала чаще всего используют звукоподражания. Знакомя ребенка со звуком или звукосочетанием, необходимо связать его с определенным образом (у-у-у - гудит паровоз, тук-тук-тук стучит молоток, га-га-га кричит гусь и т. д)
На последующих этапах звуки закрепляются в словах.
На третьем году жизни многие дети имеют общую смягчённость речи, часто недоговаривают окончания, сокращают или искажают длинные слова опускают звуки, слоги)
при общей смягченности речи следует чаще упражнять детей в произнесении твердых согласных, например в таких звукоподражаниях, как: му-у-у, тук-тук и др.
Развивая у детей голосовой аппарат, воспитатель должен помнить о необходимости индивидуального подхода, отмечать похвалой даже самые незначительные успехи ребенка.
Начиная с двухлетнего возраста необходимо учить детей пользоваться умеренным темпом речи. Это достигается прежде всего путем личного примера воспитателя, напоминая малышам о том, что говорить надо неспеша.
Проводя игры и упражнения, следует учить детей говорить в разном темпе. Например, воспитатель произносит звукосочетания или отдельные слова с различной скоростью (быстро, медленно, умеренно, а затем предлагает детям воспроизводить их в том же темпе. входе таких упражнений малыши приучаются не только на слух дифференцировать скорость произнесения слов, но и говорить в различном темпе.
Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает правильное произношение звуков, слитное и плавное произнесение слов и фраз. Так для произношения ряда звуков (с, з, ш, ж, р) требуется не только правильное прохождение воздушной струи через рот, но и достаточной силы выдох. Например, для чистого произнесения звука р нужна достаточно сильная воздушная струя, чтобы привести кончик языка в колебательное состояние.
Умение правильно пользоваться интонацией выразительности речи отрабатывается при проговаривании детьми потешек, при драматизации отрывков из сказок.