Инна Цыганова
Картотека игр для развития речи дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Незаменимыми помощниками в работе логопеда были и есть различные игры. Только в игре и с помощью игр ребенок сможет познать, научиться и выучить весело. Занятия должны быть не только познавательными, но и увлекательными. Когда ребенок заинтересован, расслаблен и увлечен, он будет рад получать те знания и умения, которые захотел ему дать логопед.
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» В. А. Сухомлинский. Руководствуясь этой цитатой, я стараюсь выбирать игры, в которых нужно не только смотреть на картинки, но и работать руками. Универсальным помощником для меня стали игры «Шпаргалки для мамы».
Публикация «Картотека игр для развития речи дошкольников» размещена в разделах
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
Большая часть игр сделана в виде фишек или кубиков. Дети с большим удовольствием крутят их в руках и рассматривают картинки.
«Пересказываем сказки»
Для детей 3-4 лет фишки можно прятать в крупы или зерна кофе. Поиск героев сказок, спрятавшихся в контейнере с крупой, не менее интересен, чем последующий рассказ сказки с найденными героями. Обращаю внимание ребенка, что некоторые персонажи встречаются во многих сказках. Вместе вспоминаем, в каких сказках можно встретить бабушку и дедушку (Репка, Гуси-лебеди, Курочка ряба, девочку, Ивана-царевича, Кощея Бессмертного…Фишки с картинками героев сказок - это хорошая альтернатива мнемотаблицам.
Кубики «Зверушки». Запомнить, где живет кабан, лев или крокодил очень весело и легко, если в руках такие замечательные кубики. Дошкольникам гораздо интереснее, когда в игре присутствует дух соперничества. Чаще всего даю двум детям по 4 кубика и они должны найти обитателей леса, саванны, джунглей, океана… Запомнить с первого раза у детей 4-5 лет не получается, а вот со второго-третьего раза они справляются. Срабатывает не только словесная инструкция и информация, но и зрительная память.
«Кто что ест?» Хорошая альтернатива бумажным аналогам. Трудности вызывает муравей и муравьед. По ходу игры сразу выясняем, почему муравьед так называется.
«Омонимы». Для начала с ребенком называем все картинки, которые видим на фишках. После, обращаю внимание, что некоторые слова мы произносили 2 раза, а картинка при этом была разной. Это значит, что разные предметы можно назвать одним и тем же словом. Далее раскладываем картинки по парам (лисичка-лисичка, раковина-раковина, коса-коса). В следующий раз ребенок пробует самостоятельно справиться с заданием.
«Рассказываем истории». Любимая детьми игра для развития связной речи (9 кубиков с героями, одеждой, погодой, едой, местом) Для начала придумываем имя главному герою. Далее рассказываем историю, как прошел день нашего героя. Подключаем логическое мышление и пытаемся придумать, что же в нашей истории делают сани, если мальчик в шортах и на улице лето (при условии, что одна картинка не вписывается в общий рассказ).
«Рифмы». Одна из самых сложных игр, с которой справляются только дети подготовительной к школе группы и то не с первого раза. При первом знакомстве раскладываю картинки по парам сама. Далее называю эти картинки. Обращаю внимание ребенка на то, что слова похожи, они образуют рифму, с помощью рифм можно составить стихотворение. Второй раз дети пробуют разложить фишки самостоятельно и опираются при этом на зрительную память. С 3-4 раза получается гораздо лучше и упор делаем на то, как слова звучат (старик-парик, автобус-глобус).При смешивании всех этих фишек можно провести еще несколько игр по сортировке, например на «живое» и «не живое», или разложить в домики «он», «она», «оно», «они»… Если спрятать фишки в «волшебный мешочек», дети могут достать каждый по одной и придумать коллективный рассказ. Еще один вариант игры - вытащить фишку из мешочка и рассказать, что же можно сделать с попавшимся предметом (бананы- купить, съесть, положить в холодильник, угостить друга)
«Пантомима». Речь, в данной игре, задействована только у угадывающих, но игра вызывает восторг у детей и учит их различным способам донести информацию друзьям.
Игра для определения первого звука в слове и обозначающую его букву. По первым буквам складывается новое слово из 3 или 4 букв.
«Слоговое домино» «Ребусы» на карточках и на палочках.
Благодарю за внимание! С уважением, учитель-логопед Цыганова Инна Сергеевна.