Марина Лукашова
Обучение здоровому образу жизни детей дошкольного возраста на занятиях по физическому воспитанию
▼ Скачать + Заказать документы
Здоровье человека зависит:
- на 20% от наследственных факторов,
- на 20% от внешней среды, экологии,
- на 10% от деятельности системы здравоохранения,
- на 50% от образа жизни самого человека.
Взаимосвязь между образом жизни и здоровьем выражается в понятии «Здоровый образ жизни»
В понятие ЗОЖ входят следующие составляющие:
- отказ от вредных пристрастий,
- оптимальный двигательный режим,
- рациональное питание,
- закаливание,
- личная гигиена,
Темочки:
- ЗОЖ, здоровье. Конспекты занятий
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для педагогов
- ЗОЖ, здоровьесбережение
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2015
- положительные эмоции.
Традиционные составляющие ЗОЖ дошкольников:
личная гигиена,
рациональное питание,
закаливание,
оптимальный двигательный режим.
Физкультурно-оздоровительные технологии в дошкольном образовании
-
технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка:
- развитие физических качеств, ДА и становление физической культуры дошкольников,
- закаливание,
- дыхательная гимнастика,
- массаж и самомассаж,
- профилактика плоскостопия,
- формирование правильной осанки,
- оздоровительные процедуры в водной среде (бассейне) и на тренажерах,
- воспитание к повседневной физической активности и заботе о здоровье и др.
Отдельные приемы этих технологий широко используются педагогами в разных формах организации педагогического процесса: на занятиях и прогулках, в режимных моментах и в свободной деятельности детей, в ходе педагогического взаимодействия взрослого с ребенком и др.
Санитарно-гигиенические требования к проведению физкультурного занятия:
- Влажная уборка и проветривание физкультурного зала до и после проведения физкультурного занятия;
- температура воздуха в физкультурном зале – 14-18 С, относительная влажность – 40-55%;
- занятия в холодное время года рекомендуется проводить при одной открытой фрамуге, а в теплое время – при открытых фрамугах или окнах;
- проведение физкультурных занятий на свежем воздухе;
- учет индивидуальных способностей и физических возможностей детей;
- наличие спортивной формы (облегченной одежды) для детей;
- моторная плотность занятия.
Физкультурное занятие во всех возрастных группах состоит из 3 частей
Вводная часть.
Цель: повышать эмоциональный настрой детей, активировать их внимание, постепенно готовить организм к предстоящей физической нагрузке. Для детей раннего возраста такая подготовка несложна – ходьба или короткая пробежка.
В содержание вводной части входят упражнения в ходьбе, беге, прыжках, несложные упражнения и игры на внимание, перестроения, танцевальные упражнения, простые игры. Завершается вводная часть обычно построением (в круг, звенья, пары, удобным для выполнения ОРУ, с которых начинается основная часть занятия.
Основная часть – состоит из ОРУ, ОВД, подвижной игры.
Цель: обучение детей новым упражнениям, повторение и закрепление ранее пройденного, совершенствование умений и навыков детей в движениях, воспитание физических качеств.
Основная часть заканчивается подвижной игрой, которая содержит одно или несколько основных движений.
Заключительная часть.
Цель: обеспечить постепенный переход от повышенной мышечной деятельности к спокойной, уменьшить двигательное возбуждение детей, сохранив у них бодрое настроение.
В заключительной части проводятся спокойная ходьба друг за другом или врассыпную, дыхательные упражнения, малоподвижные игры, хороводы.
Примерная схема содержания физкультурного занятия
Показателями правильно составленного комплекса и правильно проведенного занятия являются:
Наличие упражнений для всех мышечных групп.
Подбор упражнений с учетом особенностей данного возрастного периода детей.
Чередование работы и отдыха (чередование исходных положений, работы мышечных групп, коллективных и индивидуальных упражнений.
Оценку эффективности физкультурного занятия проводят
- по показателю моторной плотности занятия: (не менее 70-85%)
время, затраченное на движение
Моторная плотность = --- х 100%
общее время занятия
- среднего уровня частоты сердечных сокращений (ЧСС) у детей:
Оценка внешних признаков утомления:
Легкая степень:
небольшое покраснение кожи;
незначительная потливость;
учащение дыхания (ЧД) 20-30 уд. в мин;
пульс (ЧСС) 110-150 уд. /мин;
бодрое, легкое выполнение задач.
Легкая степень утомления свидетельствует о физиологическом уровне нагрузки на занятии.
Средняя степень: - значительное покраснение кожи; - выраженная потливость; - ЧД 30-40 в мин, с глубоким вдохом; - ЧСС 160-180 уд/мин.
Средняя степень утомления допустима у детей старшего возраста, не имеющих отклонений в состоянии здоровья и медицинских ограничений.
Переутомление: - резкое покраснение или бледность кожи; - общая потливость; - напряженное выражение лица; - учащенное поверхностное дыхание; - ЧСС 180-200 уд/мин; - отказ от выполнения упражнений.
Признаки переутомления свидетельствуют о повышении допустимого уровня нагрузки.
Реализация программы по формированию физического здоровья детей:
1) Профилактика нарушений зрения.
Игры на значимость зрения:
- физкультминутка «4 шага вперед, 4 шага назад»,
- игра «Чудесный мешочек»,
- зрительная гимнастика,
- игра «Найди свою игрушку»,
- игра «Пройди по дорожке».
2) Формирование правильного дыхания и меры по предупреждению заболеваний органов дыхания:
- д/и «Отгадай, когда человеку легче дышится»,
- опыт со свечой (энергетизированное дыхание,
- опыт с листочком,
- д/и «Узнай, кто как дышит»,
- д/и «Волшебная вата»,
- целевая прогулка в парк,
- оздоровительные пробежки по территории детского сада,
- очищающее «ха»-дыхание,
- стимулирующее шипящее дыхание,
- дыхательная гимнастика.
Дыхательная гимнастика — это система упражнений, направленных на развитие дыхания, в том числе речевого, на дифференциацию ротового и носового дыхания.
1. Дышать надо с удовольствием, так как положительные эмоции сами по себе имеют значительный оздоровительный эффект.
2. Необходимо концентрировать внимание на дыхательном упражнении, что увеличивает его положительное действие.
3. Дышать медленно для насыщения организма кислородом.
4. Выполнять упражнение не дольше, чем оно доставляет удовольствие.
5. Дышать носом, заниматься в удобной спортивной одежде. Для усиления благотворного воздействия дыхательной гимнастики нужно учитывать следующие условия:
— упражнения выполнять легко, естественно, без усилий и напряжения;
— находиться в состоянии глубокого расслабления (работают только группы мышц, непосредственно участвующие в дыхательном движении);
—следить, чтобы воздух входил и выходил из легких одной непрерывной струей, а вдох и выдох были равны по силе и длительности, плавно переходили друг в друга.
Дыхательная гимнастика
Основная поза дыхательной гимнастики:
Встать прямо, ноги поставить чуть уже плеч, стопы параллельно, руки вдоль туловища или левая рука на нижней части живота, а правая сбоку обхватывает грудную клетку, приблизительно на уровне локтя (для контроля за дыханием).
Последовательность выполнения дыхательных упражнений:
- Встать прямо, опустить плечи и сделать свободный выдох; медленно поднять плечи, одновременно делая вдох; медленно опустить плечи, одновременно делая выдох.
- Плечи вперед, скрещивая перед собой опущенные руки, делать свободный выдох; медленно свести плечи назад, сводя лопатки, свободно вдохнуть.
- Медленно наклониться вперед, сгибая позвоночник только в грудном отделе и делая выдох; медленно выпрямиться и прогнуться назад, делая вдох.
- И. П. то же. Сделать вдох, на выдохе повернуться, одна рука за спину, другая вперед; вернуться в И. П. То же – в другую сторону.
- Ноги на ширине плеч, руки опущены; медленно поднимать правую руку, скользя ею вдоль туловища и поднимая плечо, - вдох, опускать руку и плечо – выдох; то же, но в другую сторону.
3) Профилактика нарушений сердечно-сосудистой системы:
- физкультминутки,
- беседы «Сердце – наш мотор», «Здоровье в порядке – спасибо зарядке»,
- опыт с медицинской грушей,
- д/и «Придумай движение» и др. ,
- режим двигательной активности детей.
4) Развитие интереса к двигательной деятельности.
5) Укрепление мышечного корсета:
- упражнения для укрепления мышц спины, плечевого пояса, кистей рук,
- упражнения для развития гибкости позвоночника,
- упражнения для укрепления мышц брюшного пресса и ног,
- упражнения для профилактики плоскостопия.
Группы здоровья
I группа здоровья – здоровые, с нормальным физическим развитием и нормальным функциональным состоянием.
II группа здоровья – здоровые, но имеющие функциональные и некоторые морфологические отклонения, а также сниженную сопротивляемость к острым и хроническим заболеваниям.
III группа здоровья – дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии компенсации, с сохраненными функциональными возможностями организма.
IV группа здоровья – дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии субкомпенсации, со сниженными функциональными возможностями.
V группа здоровья - дети больные хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации, со значительно сниженными функциональными возможностями организма.
На основании данных о состоянии здоровья и физического развития все дошкольники распределяются на 3 физкультурные группы:
Основная. Дети без отклонения в состоянии здоровья или с незначительными отклонениями, при достаточном физическом развитии. Т. е. в нее входят здоровые дети и дети с плохим аппетитом, гипертрофией миндалин 1-2 степени, аденоидами 2 степени, близорукостью до -3.
Подготовительная. Дети с недостатками физического развития и слабо физически подготовленные, с незначительными отклонениями в состоянии здоровья. Сюда относятся часто болеющие дети, дети с близорукостью -3-4, аденоидами 3 степени, хроническими тонзиллитами, бронхитами, ожирением, дискинезией желчевыводящих путей.
Специальная. Дети имеют значительные отклонения в состоянии здоровья постоянного или временного характера, требующие ограничения физических нагрузок.
- подгруппа А: дети с отклонениями, не оказывающими существенного влияния на состояние здоровья, а также временно отнесенных в СМГ до полного восстановления после перенесенного заболевания или травмы.
- подгруппа Б: дети с необратимыми патологическими изменениями, с часто обостряющимися хроническими заболеваниями, с аномалией развития двигательного аппарата.