Олеся Ермолаева
Оказание всесторонней помощи семье в обеспечении здоровья детей и приобщении их к здоровому образу жизни
▼ Скачать + Заказать документы
Детство – это уникальный период в жизни человека. В это время формируется здоровье, происходит становление личности. Известно, что здоровье – один из важных компонентов человеческого благополучия и счастья, о здоровье можно говорить не только при отсутствии каких – либо заболеваний, но и при условии гармоничного, нервно – психологического развития, высокой умственной и физической работоспособности.
В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является как никогда ранее актуальной.
Традиционно выделяют следующие компоненты здоровья :
Публикация «Оказание всесторонней помощи семье в обеспечении здоровья детей и приобщении их к здоровому образу жизни» размещена в разделах
-Психическое здоровье – это состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества.
-Социальное здоровье понимается как система ценностей, установок и мотивов поведения в социальной среде.
-Под физическим здоровьем понимается текущее состояние функциональных возможностей органов и систем организма.
-Психологическое здоровье- является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности.
Основной целью работы с детьми в ДОУ является формирование у них осознанного отношения к здоровью как ведущей ценности и мотивации к здоровому образу жизни, накопление знаний о здоровье.
В дошкольном возрасте основными педагогическими формами и методами формирования здоровья детей являются :
-Проведение специально разработанных, комплексных занятий с детьми;
-Работа по развитию уверенности в себе, веры в собственные силы;
- Игры и упражнения на формирование у детей положительных эмоций, а также на коррекцию негативных эмоциональных состояний, таких как тревожность, агрессивность, импульсивность, конфликтность;
-Игры и упражнения на повышение самооценки;
-Решение проблемно-практических ситуаций;
-Игры-драматизации;
-Подвижные игры;
-Чтение и анализ сказок;
-Беседы;
-Творческие игры;
-Сочинение сказок;
-Коллективное рисование.
Одним из важных условий формирования культуры здорового образа жизни детей является обеспечение достаточного уровня их двигательной активности. Для поднятия настроения и мышечного тонуса у воспитанников требуется ежедневно проводить: -утреннюю гимнастику,
-физкультминутки,
-бодрящую гимнастику,
-гимнастику после дневного сна.
В целях оздоровления организма проводить
- различные виды закаливания,
-воздушные ванны
-ходьба по дорожкам
-дыхательная гимнастика
- массаж стопы для профилактики плоскостопия и нарушения осанки
Музыкотерапия – один из методов, который укрепляет здоровье детей, доставляет детям удовольствие. Музыка способствует развитию творчества, фантазии, укрепляет их нравственное здоровье. Мелодия действует особенно эффективно на гиперактивных детей, повышает интерес к окружающему миру, способствует развитию культуры ребенка. Использовать музыку можно на занятиях, во время приёма пищи, перед сном и во время сна.
Здоровье детей напрямую зависит от условий жизни в семье, санитарной грамотности, гигиенической культуры родителей и уровня их образования. Семья как один из важнейших социальных институтов общества оказывает огромное влияние на развитие и воспитание полноценной личности. Хорошо, когда здоровый образ жизни является традицией семьи. Но часто родители, занятые работой, не могут дать ребенку личный положительный пример здорового образа жизни. Родители обращают внимание на здоровье ребенка тогда, когда ему уже необходима помощь медиков или психологов. Поэтому важно обратить внимание на эту проблему и создать благоприятные условия развития в семье с раннего возраста.
Формируя здоровый образ жизни ребенка, семья должна привить ребенку следующие основные знания, умения и потребности:
1. знание правил личной гигиены, гигиены помещений, одежды, обуви и др. ;
2. потребность строго соблюдать режим дня;
3. умение анализировать опасные ситуации, прогнозировать последствия и находить выход из них;
4. умение взаимодействовать с окружающей средой, понимать, при каких условиях среда обитания безопасна для жизни;
В работе с родителями можно условно выделить следующие задачи:
- формировать у родителей правильное понимание целей воспитания и обучения ребёнка с отклонениями в развитии;
- осуществлять совместную с коллективом ДОУ целенаправленную систематическую работу по всестороннему развитию детей;
- распространять знания по различным направлениям деятельности
- изучать опыт семейного воспитания, распространять его среди родителей, использовать в деятельности ДОУ
При осуществлении взаимодействия с родителями педагоги и специалисты руководствуются рядом принципов:
- индивидуально-ориентированный подход к каждой семье;
- соблюдение морально-этических норм в общении с каждой семьёй, воспитывающей ребёнка с особыми образовательными потребностями;
- конфиденциальность в общении с родителями;
- своевременное оказание педагогической помощи ребёнку и его семье с момента поступления в дошкольное учреждение;
- равноправное партнёрство с семьёй;
- педагогический оптимизм, ориентация на положительный прогноз в развитии ребёнка;
- комплексный подход в системе педагогической помощи семьям, осмысленный взаимообмен информацией в процессе сотрудничества педагогов и специалистов.
- Обеспечение всестороннего психофизического развития ребёнка, создание педагогических условий для полноценной реализации его образовательных потребностей.
- Адекватное взаимодействие с родителями с целью повышения уровня психолого-педагогической компетентности семьи, активизации её родительского потенциала.
Эффективными формами сотрудничества дошкольного учреждения с семьей являются :
1. Беседа с родителями
2. Консультации родителей
3. Наблюдения за ребенком.
4. Анкетирование
5. Родительские собрания
6. Совместные физкультурные досуги, праздники
7. Дни открытых дверей
8. Домашние задания
Следует убедить родителей, что необходимо найти возможность для занятий физической культурой, повышение двигательной активности, создать все необходимые условия для того, чтобы дети росли физически здоровыми, крепкими.
Важно, чтобы родители непосредственно участвовали в жизни детского сада, помогали в осуществлении воспитательно-образовательного процесса.
Вовлечение родителей в жизнь детского сада принесет пользу и дошкольному учреждению и родителям.