Приложение МААМ

Обучение вокальному творчеству детей дошкольного возраста с учетом цифровых образовательных технологий

Елена Шехватова
Обучение вокальному творчеству детей дошкольного возраста с учетом цифровых образовательных технологий
▼ Скачать + Заказать документы

Ключевые слова: музыкальная деятельность, вокальное творчество, музыкальные способности, микрофон.

Аннотация: в статье представлены способы и возможности обучения вокальному творчеству детей дошкольного возраста с учетом цифровых образовательных технологий.

Темочки:

Мир меняется, и современная роль музыки тоже значительно изменилась. Она утратила силу необычного, неординарного события в жизни человека и стала вполне повседневной. Музыка звучит повсюду - с экранов телевизоров и на мобильных телефонах, на улице и дома. Мы привыкли ее просто не замечать. Даже если человек не желает общаться с музыкой, её в современном мире не избежать. Французский писатель Жан Кокто говорил: «Осторожно! Из всех видов искусства только музыка крутится вокруг нас сама!». К сожалению, окружает нас, в основном, музыкальный мусор массовой культуры, рассчитанный на пассивное восприятие. А главным помощником в преодолении пассивно-созерцательного отношения к музыке является активная музыкальная деятельность: пение, слушание, игра на музыкальных инструментах.

Часто родители мне задают вопросы: «Зачем нужно заниматься пением, не лучше ли отдать ребёнка заниматься более «выгодными» специальностями? Зачем тратить силы и столько лет на обучение игре на фортепиано, если можно попросту включить кнопку музыкального центра или запустить музыкальную программу на компьютере? А если учиться пению, музыке, то для чего? Что это даст ребёнку?».

Не секрет, что музыка - это гигантский ускоритель общего развития ребёнка. Во-первых, пение, игра на музыкальных инструментах является эффективнейшим средством воспитания эстетического вкуса, фантазии, творческих способностей, музыкальных способностей (певческого голоса, чувства ритма, музыкальной памяти). Во-вторых, музыкальная деятельность способствует развитию общей моторики и слуховому вниманию. В-третьих, музыка – это один из самых действенных путей стимуляции речи. Учёными доказано, что люди, занимающиеся музыкой, запоминают хорошо не только музыку, но и слова, стихи, поскольку им помогает музыкальная интонация и ритм. И действительно - и музыкальные звуки, и речь мы воспринимаем с помощью слуха, да и музыкальная выразительность схожа с речевой. И музыка, и речь имеют интонационную природу – музыка выражает настроение, характер произведения, а голос передает эмоциональное состояние человека. Ну и, конечно, музыка и речь имеют в своей основе ритмическую структуру.

Дети, которые плохо говорят, плохо пишут, плохо читают, могут справиться со своими проблемами занимаясь различными видами музыкальной деятельности – будь то обучение игре на музыкальном инструменте, пение или слушание музыки.

Если для обучения игре на инструменте (фортепиано, скрипка и т. д.) нужен непосредственно инструмент, который, к сожалению, не все могут себе позволить, то пение доступно всем.

Безусловно, есть дети, которых бог наделил природным даром: хорошим музыкальным слухом, красивым тембром голоса и тонким чувством. Но, что делать тем, кто не попадает под эту категорию? А можно ли им научиться петь? По своему опыту могу сказать, что петь может практически каждый ребёнок. Для пения рожден любой человек - просто не каждый из нас оценил и развил свои природные способности, данные ему с рождения. Конечно, не каждый ребенок может стать профессиональным певцом, но занятия пением, вокалом несомненно пойдут на пользу - укрепят певческое дыхание, активизируют артикуляцию, дикцию, разовьют музыкальный слух, силу голоса и т. д. Нужно «идти» в этом направлении, набраться терпения и усиленно заниматься. Конечно, научиться петь за несколько занятий практически невозможно. Поэтому все желающие должны быть готовы к трудной и кропотливой работе, которая, в конце концов, будет вознаграждена.

В моей практике бывали случаи, когда ребенок, который плохо интонировал, стеснялся петь, а бывало и отказывался петь, через какое-то время (полгода, год) начинал петь чисто, звонко, с удовольствием.

Как это сделать педагогу? Свои занятия по вокалу я всегда начинаю с дыхательной гимнастики (использую упражнения А. Н. Стрельниковой, В. В. Емельянова, Д. Е. Огороднова, С. Риггса, ведь вокал, кроме всего прочего, это еще и просто хорошее дыхание, что, в свою очередь, улучшает работу внутренних органов человека. Поэтому занятия пением, даже на любительском уровне, оздоравливают наш организм.

Так же, на занятиях я использую различные скороговорки, что очень нравится детям. Причем, помимо разных скороговорок – простых и сложных – мы играем с ребятами в игры-рифмы. Я, или кто-либо из детей, говорят слово, а к нему нужно быстро подобрать рифму. Иногда это сделать довольно сложно, и дети пытаются придумывать «свои» слова. Они учатся чувствовать рифму, а это важный навык для детей, особенно для тех, кто имеет речевые проблемы. И, конечно, распевки. Они разогревают голосовой аппарат, настраивают его на певческий режим.

Большое внимание на своих занятиях по вокалу я уделяю работе с ритмом. Это довольно сложная работа, так как много детей «неритмичных». Да и в силу возраста детям-дошкольникам сложно различать метр и ритм. Мы работаем с ритмо-карточками, смотрим ритмические видеоигры, и даже некоторые ребята сами придумывают свои ритмоформулы.

Вокал подразумевает пение с микрофоном. Знакомить ребят с ним я начинаю с первых занятий - под каким углом правильно держать микрофон, насколько близко ко рту можно его располагать, как включать и т. д. Очень четко и строго объясняю детям, что нельзя делать с микрофоном, так как часто дети любят дуть в микрофон, проверяя, включен он или нет, иногда могут громко крикнуть в микрофон.

После некоторого времени обучения, когда начинаются первые выступления детей, я на занятиях много беседую с ними о сценической культуре (как стоять на сцене, куда смотреть, как двигаться).

Очень тщательно я подхожу к выбору программного и концертного репертуара, который строится на основе следующих принципов:

- постепенного усложнения, направленного на решение педагогических, вокально-технических и художественных задач;

- отбором высокохудожественных произведений;

- произведений местных, национальных композиторов;

- разнохарактерных и разно жанровых произведений, различных стилей и форм;

- учет музыкальных интересов детей.

Стоит отметить, что вокальное искусство индивидуально. Связано это с тем, что у певца, в отличие от инструменталистов, его инструмент является частью организма. Строение гортани, размеры резонаторных полостей и т. д. у каждого ребенка разные, что сказывается на тембре, характере звука. Таким образом, каждый человек имеет свой индивидуальный вокальный инструмент, свой диапазон голоса. Поэтому один из моих главных принципов – принцип индивидуального подхода к ребенку. Стараюсь найти «свою песню» для каждого воспитанника, под его тембр, под его голосовой диапазон. И иногда сталкиваюсь с большим сопротивлением некоторых ребят («….хочу только эту песню петь, а другую не хочу!»). Приходится объяснять, что именно эта, понравившаяся им песня, не подходит для их диапазона, для их тембра. Позже, когда дети занимаются вокалом довольно длительное время, они уже достаточно хорошо представляют свои вокальные возможности.

На занятиях по вокалу представления о правильном певческом звучании чаще всего происходит на основе звукового показа, словесного описания правильного звучания и оценки получившегося звука мною, педагогом. То есть я показываю, объясняю, а потом дети повторяют.

Известно, что когда человек поет, он слышит себя не так, как слышат его окружающие люди, то есть оценка звучания собственного голоса во время пения затруднена, так как звук, проходя через мышечные ткани организма, искажается. И здесь на помощь приходят такие технические средства обучения как компьютер, видеокамера, планшет, смартфон. С их помощью педагог и воспитанник могут прослушать (увидеть) запись занятия или выступления несколько раз. Такое прослушивание (просмотр) с комментарием педагога обучает ребенка давать правильную оценку качеству звучания своего голоса, развивает способность к самооценке и самоконтролю, помогает конкретно разобраться в том, какие недостатки нужно устранить, чтобы голос и интерпретируемое музыкальное произведение прозвучали как можно лучше. Также, такой просмотр в записи хорошо показывает все огрехи и недостатки поведения ребенка на сцене (как держит микрофон, как двигает руками, ногами, головой, какое выражение лица и т. д.).

На занятиях по вокалу мы (я и дети) всегда слушаем и смотрим исполнителей (иногда их бывает несколько) тех песен, которые поем. Обсуждаем, сравниваем, находим положительные моменты, которые потом стараемся использовать в своей работе над песней. Это способствует накоплению музыкального опыта, помогает детям выбрать ориентир при формировании представлений о вокальном эталоне.

У нас, в Краевом центре образования, есть своя звукозаписывающая студия. Наличие студийного микрофона, звуковой аудио карты и мониторных наушников позволяют экспериментировать с голосом, добавляя разные приемы и краски в свой репертуар, что развивает творчество, самооценку, желание добиваться поставленной цели.

Синтезатор тоже является хорошим «помощником» в занятиях вокалом. С его помощью можно задать определенный ритм, темп, стиль для дыхательных упражнений и распевок, что делает занятие разнообразнее, а также развивает ребенка в вокальном и музыкальном плане.

Наряду с традиционными методами обучения, очень актуально на сегодняшний день в музыкальной педагогической деятельности использование качественных инструментальных фонограмм. Они с успехом применяются и в концертной деятельности, и на занятиях по вокалу. Дети очень любят петь под инструментальную фонограмму, поэтому, используя её, мы мотивируем их интерес к обучению вокала.

Иногда, для исполнения некоторых песен мы с воспитанниками используем детские музыкальные инструменты в качестве дополнительного аккомпанемента – это: бубны, ложки, треугольники, колокольчики, маракасы и др. Здесь дети, помимо овладения приемами игры на инструментах, могут проявить самостоятельность, активность, творчество, преодолеть излишнюю скованность. Этот вид деятельности также решает вопросы развития мелкой моторики, слухового восприятия и внимания, эмоциональную отзывчивость, выразительное исполнение, память, а также умение слушать друг друга. Ребенок учится контролировать звук не только слухом, но и усилием кисти руки. Постепенно дети овладевают умениями играть на инструментах со звукорядом. Это развивает слух не только звуковысотный, но и фонетический. Поэтому прислушиваясь к звукам мелодии, сравнивая их и различая по высоте, дети накапливают бесценный слуховой опыт, что в свою очередь активизирует речь ребенка.

Таким образом, можно сделать вывод, что занятия вокалом, а также любая другая музыкальная деятельность, будь то игра на музыкальных инструментах, или слушание, способствует развитию ребенка-дошкольника. У него развивается слуховое внимание, чувство ритма, фонетический слух, моторика, слухо-зрительно-двигательная координация, речь, образное мышление. Кроме того, занятия вокалом предполагают для детей особую атмосферу творчества, радости, поэтому на приподнятом эмоциональном фоне не только решаются обучающие и развивающие задачи, но и формируются продуктивные отношения ребенок-педагог-ребенок.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бонфельд М. Музыкальное мышление ребенка: специфические черты//Междисциплинарный семинар – 4. Интерпретация художественного текста: Сб. науч. Мат-лов. – Петрозаводск, 2001. – С. 58-59.

2. Лебедева А. М. Современные подходы к вокальному обучению детей// Молодой ученый. – 2018 – № 5. – С. 175-180.

3. Новикова Е. Д. Влияние музыкальной деятельности на формирование и развитие речи детей. 2018.

4. Стоклицкая Т. Л. 100 уроков сольфеджио для самых маленьких: Приложение для детей. Часть 1. – М. : Музыка – 2021 – С. 164

Публикации по теме:

Фотоотчет «Использование эффективных образовательных методов и технологий в развитии связной речи детей»Фотоотчет «Использование эффективных образовательных методов и технологий в развитии связной речи детей» Ассоциация воспитателей по теме «Использование эффективных образовательных методов и технологий в развитии связной речи дошкольников»..

Конспект НОД по ПДД с использованием современных образовательных технологий с детьми старшего дошк-го возраста «Наша улица» Конспект открытой нод по правилам дорожного движения с использованием современных образовательных технологий с детьми старшего дошкольного.

Мастер-класс для педагогов на тему «Развитие мелкой моторики руки с учетом здоровьесберегающих технологий» Цель: Познакомить педагогов, участвующих в мастер-классе, с нетрадиционными методами развития мелкой моторики и приемами их использования.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обучение вокальному творчеству детей дошкольного возраста с учетом цифровых образовательных технологий
Опубликовано: 16 февраля 2025 в 11:00
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Обучение вокальному творчеству детей дошкольного возраста с учетом цифровых образовательных технологий» (включая файлы) размещена пользователем Елена Шехватова (УИ 2895338) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД