Трощенко Ирина
Обучение старших дошкольников пересказу
▼ Скачать + Заказать документы
Роль пересказов высоко оценивалась в классической педагогике (К. Д.
Ушинский, Л. Н. Толстой). Вопросы обучения пересказу раскрыты в работах
Е. И. Тихеевой, А. М. Леушиной, Л. А. Пеньевской, Л. М. Гурович, А. М.
Бородич, Р. И. Габовой и других. Все авторы подчеркивают значение
пересказа для умственного, нравственного, эстетического воспитания и
речевого развития детей.
Под пересказом в методической литературе понимается осмысленное
Публикация «Обучение старших дошкольников пересказу» размещена в разделах
воспроизведение литературного текста в устной речи. В процессе
пересказа дети, следуя образцу литературной речи, подражают ему.
Содержащиеся в тексте образные описания вызывают интерес детей,
формируют умения описывать предметы и явления, развивают все стороны
речи, обостряют интерес к языку. Однако, по мнению Н. А. Стародубовой,
«эти возможности будут реализовываться только в том случае, если
пересказу систематически обучать». В данной статье мы остановимся на
рассмотрении основных положений методики обучения старших
дошкольников пересказу.
Как отмечают методисты, успех обучения пересказу зависит от
подготовительной работы. Подготовка воспитателя состоит из выбора
произведения с учётом речевых умений и навыков детей, воспитательных
задач, времени проведения; анализа произведения и работы над
выразительностью исполнения; отбора в тексте слов, непонятных детям, и приёмов их объяснения. Подготовка детей к пересказам предполагает :
обогащение детского опыта путём наблюдений, рассматривания картин,
бесед (в соответствии с содержанием текста); объяснение незнакомых слов до чтения произведения; рисование, лепка после первичного ознакомления с текстом – это помогает уточнить характеристики действующих лиц и обстоятельств.
В работе со старшими дошкольниками используется выборочный, сжатый и творческий пересказы.
Занятия по пересказу имеет следующую структуру:
- Вводная часть. Её цель в создании интереса к занятию, подготовка
детей к восприятию текста, которая может достигаться путём краткой
воспитательной беседы, показа картинки, напоминания о наблюдениях,
загадки.
- Первичное чтение произведения. Детям предлагается прослушать
произведение, сообщаются его названия, автор. Новый для детей текст
рассказывается (читается) без предупреждения о последующем пересказе,
поскольку установка на пересказ ограничивает внимание детей,
сосредоточивает его на самом запоминании и тем самым мешает целостному
восприятию художественного произведения.
- Беседа по содержанию прочитанного, направленная на содержание
и запоминание текста.
- Повторное чтение с установкой на последующий пересказ.
- Пересказы детей.
-Заключительная часть занятия. Здесь можно использовать
драматизацию произведения с помощью игрушек, настольного и теневого
театра, игры – драматизации детей.
Рассмотренная выше структура занятий характерна для пересказов
несложных, коротких и знакомых произведений. Длинные и сложные
произведения (в старших группах) рекомендуется читать заранее, не менее
чем за неделю до пересказа. Детям сообщают о пересказе в начале занятия,
читают уже знакомое им произведение. Конспекты занятий по обучению
старших дошкольников пересказу на основе указанной выше структуры
представлены в методических пособиях Э. П. Коротковой, В. Н.
Волчковой, Н. В. Степановой и других авторов.
Приёмы обучения пересказу условно делятся на приёмы,
обеспечивающие: осмысленное восприятие произведения; педагогическое
руководство самим процессом пересказывания; анализ и оценку речевой
деятельности детей.
Более подробно остановимся на рассмотрении методических приемов,
используемых в работе со старшими дошкольниками.
Обязательным приёмом, подготавливающим детей к пересказу в этом
возрасте, является беседа. Основное её назначение – помочь детям
осмыслить содержание произведения, проникнуть в те внутренние связи,
которые они не могут раскрыть сами.
В беседе помимо вопросов, направленных на осмысление текста и
припоминание последовательности развития событий, необходимо
использовать различные приёмы привлечения внимания детей к языку
произведения, к авторской характеристике героев, к описанию места и
времени действия, к точным определениям, сравнениям, фразеологическим
оборотам.
Большое место в беседе должна занимать подготовка детей к
выразительному пересказу : в ней определяются общий тон пересказа,
интонационная выразительность в передаче отдельных фрагментов, диалогов
персонажей. Можно предложить детям поучиться говорить за разных героев
отдельные значимые фразы. Беседа должна проходить живо, непринуждённо,
допускаются хоровые ответы.
В старшей группе широко применяется план пересказа. Это могут быть
готовый план, предложенный воспитателем, и план, составленный им вместе
с детьми. Н. А. Стародубова отмечает, что для понимания произведения
важен не столько план сам по себе, сколько процесс его составления.
Выделяется два этапа обучения составлению плана. На первом этапе
основной задачей является формирование умения составлять план текста
сначала сам по себе как интеллектуальное действие. На втором –
формирование умения использовать составленный план в целях
воспроизведения текста. В начале обучения осуществляется с
использованием наглядных средств (рисунков, выполненных детьми, а затем
без опоры на них. И. В. Захарюта предлагает следующий вариант
обучения детей составлению плана:
- текст читается целиком;
- текст читается по отдельным смысловым частям;
- после чтения каждой смысловой части дети отвечают на вопросы: «о
ком говорится в прослушанной части?», «что говорится об этом?»;
- дети рисуют картинки в виде контура (схем);
- картинки раскладываются в определенной последовательности и дети
с опорой на них повторяют названия, придуманные к каждой части.
Опираясь на нарисованный план детям легче воспроизвести
литературный текст, сохраняя его последовательность, не пропуская
существенных событий.
Конспекты занятий по обучению детей пересказу с использованием
опорных схем разработаны Л. В. Лебедевой, И. В. Козиной, Т. В. Кулаковой и
другими и апробированы на практике на протяжении нескольких лет.
Хорошая динамика детей, по мнению разработчиков, указывает на
перспективность данного вида работы. Нищевой Н. В. разработана
рабочая тетрадь, в которой представлены адаптированные для дошкольников
рассказы русских писателей, вопросы для организации бесед по ним,
подборки опорных картинок и тексты для организационных моментов.
В старшей группе усложняются приёмы руководства пересказами
детей. Основным приёмом, по мнению Э. П. Коротковой, является
указание, например: «все подумайте, как вы будете рассказывать». Если
произведения велики по объёму, то используется пересказ по частям.
Произведения, в которых есть диалог, пересказывают по ролям,
инсценируют.
В случаях затруднения детей Е. И. Тихеева рекомендует использовать
вспомогательные вопросы (преимущественно после пересказа, чтобы не
нарушать его целостности и плавности, подсказ нужных слов или фраз,
исправление ошибок.
Важным приёмом обучения пересказу является оценка. В процессе
пересказа педагог поощряет ребенка улыбкой, кивком головы, вселяя в него
уверенность в своих силах. В конце пересказа он даёт краткий анализ.
Слушая его, дети учатся тактично и доброжелательно отмечать достоинства
и ошибки в пересказах других. В старшей группе к анализу пересказа
привлекаются дети.
В заключение следует отметить, что грамотное использование
воспитателем перечисленных выше методов и приемов является залогом не
только успешного обучения старших дошкольников пересказу, но и развития
связной речи.