Инна Соболевская
Обучение слабо слышащих детей правилам ПДД
▼ Скачать + Заказать документы
Обучение слабо слышащих детей правилам ПДД
Потеря слуха лишает ребенка важного источника информации и ограничивает тем самым процесс его интеллектуального развития. Значительную часть знаний об окружающем мире нормально развивающийся ребенок получает через слуховые ощущения и восприятия. Неслышащий ребенок лишен такой возможности, или они у него крайне ограничены.
Инклюзивное обучение и развитие здоровых детей и детей с особыми потребностями необходимо, в первую очередь, для того, чтобы решить проблемы с социальной адаптацией последних.
Публикация «Обучение слабо слышащих детей правилам ПДД» размещена в разделах
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2014
Работа в группе комбинированной направленности, основывается на требованиях, утвержденных федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. ФГОС ДО предусматривает образование детей с ограниченными возможностями здоровья и создание для них специальной коррекционно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образовании. В детском сообществе воспитывается толерантность и равноправное отношение к детям-инвалидам. В ситуации, когда инклюзивным становится именно дошкольное образование, этот путь наиболее эффективен, ведь дети дошкольного возраста не имеют опасных предубеждений насчёт сверстников, которые волею судьбы являются не такими, как все. Для детей с ограниченными потребностями дошкольное образование, полученное на общих основаниях – это реальный шанс избавиться от многих трудностей социально-психологического характера, с которым вынуждено сталкиваться большинство детей-инвалидов. При инклюзивном подходе выигрывают все дети, поскольку он делает образование индивидуализированным для всех участников образовательного процесса. Инклюзия означает полное вовлечение ребенка с ограниченными возможностями здоровья в жизнь группы.
Первым важным аспектом своей работы в группе комбинированного вида я выбрала работу с семьей в целом, и формирование детско-родительских отношений, с учетом психологических особенностей ее членов и динамики семейных отношений. Поскольку успешное развитие ребенка возможно только в условиях его нормального взаимодействия с матерью и близкими людьми. С началом работы группы рассматривался вопрос о том, как убедить родителей здоровых детей, что нахождение в группе ребенка с ограниченными возможностями здоровья не навредит их собственным детям, а даст возможность быть терпимее и нравственнее. Еще один важный момент, положенный в основу данной деятельности – побуждение родителей стать активными участниками развития ребенка, их включение в процесс обучения. При организации групповых и индивидуальных занятий с ребенком всегда предусматривается участие родителей.
Физическое развитие детей с нарушением слуха имеет свои особенности. Дети быстро утомляются, у них наблюдается, общая скованность и дискоординация движений. Им очень сложно привить навыки безопасного общения со сложным миром, который их окружает. Пока ребёнок мал и находится под постоянной опекой родителей они не задумываются что если случится непредвиденная ситуация и он останется на улице один, то в тоже мгновение станет абсолютно беспомощным, так как они лишены возможности слышать звуки улицы и проезжающих машин. И большую часть всёго этого воспринимают с помощью зрения. Они не поворачивает голову на звук и концентрирует внимание только на тех предметах, которые попали в поле зрения. Отсутствие дифференциации окружающих звуков нарушает ориентировку в пространстве, ребенок не слышит разницу в звучании приближающихся и удаляющихся предметов и, тем более, не может локализовать звук. Кроме того, дети со снижением слуха очень зависимы от взрослого, постоянно ориентируются на его реакцию и в какой-то момент это становится препятствием в их личностном развитии. Однако эти недостатки в значительной мере могут быть компенсированы применением специальных методов и технических средств в обучении. На основании изученного материала была разработана программа дополнительного образования «Обучение слабослышащих детей дошкольного возраста правилам дорожного движения» в которой основной упор делается на метод визуального восприятия информации детьми, и главной задачей является доступность объяснения.
Начав работу с мониторинга детей была поражена, низкому уровню знаний, а точнее не знаний детьми элементарных символов дорожной азбуки. Они с трудом узнавали знакомый им предмет, если он частично был закрыт другим. Например, рассматривая картинку с изображением грузового автомобиля, закрытую на половину, дети не могли определить и воссоздать полный образ изображения.
В первом этапе реализации программы я использовала принцип наглядности. Этот принцип традиционно используется в работе с детьми, когда они должны сами все увидеть, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию. Для этого в группе был создан центр активности в котором представлены для запоминания цветные иллюстрации небольшого формата с изображением опасных и обязательно (в качестве альтернативы) безопасных дорожных ситуаций. Отдельные иллюстрации, пешеходных переходов и наиболее распространенных дорожных знаков. Также был создан макет городских улиц, где появилась возможность для отработки дорожных ситуаций.
В следующем этапе я использовала принцип обучения в процессе игры, так как это главный принцип дошкольной педагогики. Для этого на территории детского сада при консультации инспектора ГИБДД был создан автогорок и переносные дорожные знаки. Городок включил в себя разметку дорог, обозначение велосипедных дорожек, перекрёстков, и пешеходных переходов. Создание такого городка дало возможность проводить сюжетно-ролевые игры на свежем воздухе с использование велосипедов и самокатов. Где ребята могут представить себя в качестве водителей, пешеходов, регулировщиков дорожного движения. В процессе организованной мной игры у ребят постепенно вырабатывалось умение ориентироваться в пространстве.
Следующий принцип создания программы, включает в себя многократное повторение и закрепление полученных знаний. Для этого мной была создана видеотека. В нашем детском саду каждая группа оснащена телевизором, что позволяет просматривать видео ролики, мультфильмы, и слайды. Несомненно, детям интересны образовательные телевизионные программы, и они оказывают положительное влияние на восприятие и закрепление информации. Яркие, красочные презентации позволяют привлечь внимание детей. Также наглядное представление материала особенно важно для детей с ограниченными возможностями здоровья по слуху. По результатам обследования педагога-психолога у группы детей с ОВЗ зрительная память преобладает над слуховой. Используя метод просмотра образовательных видео программ, строго фиксирую время подачи материала.
При организации непосредственно образовательной деятельности с детьми, используется интерактивная доска SMART Board. Технология работы доски, является безопасной для здоровья. Интерактивная доска является удобным инструментом, как в организации учебного процесса, так и для проведения интегрированных занятий. Большая площадь поверхности доски SMART Board превращает совместную деятельность с детьми в динамичную и увлекательную игру. Используя крупные яркие изображения, передвигая изображения машин, автобусов и фигуры пешеходов просто пальцами, дети становятся интерактивными участниками процесса «живого» обучения, участниками виртуального дорожного движения. В этом случае, дошкольники, воспринимающие информацию визуально и кинестетические, понимают и усваивают предложенный материал гораздо эффективнее, чем только опираясь на зрительное восприятие картинок и хорошо знакомый метод повторения. Благодаря мультимедийному способу подачи информации достигаются следующие результаты: дети легче усваивают понятия, вправо, влево, спереди, сзади,у них вырабатывается умение ориентироваться на плоскости и в пространстве; тренируется внимание и память; активно пополняется словарный запас. Они учатся выстраивать логические связи между предметами и явлениями; эффективно развивается мелкая моторика, формируется тончайшая координация движений глаз; уменьшается время, как простой реакции, так и реакции выбора; воспитывается целеустремлённость и сосредоточенность, развивается воображение и творческие способности; развиваются элементы наглядно-образного и теоретического мышления; развивается способность к прогнозированию конечного результата действий.
Работа с интерактивной доской имеет свои особенности. Занятие проводятся с учетом возрастных и санитарно-гигиенических требований. Использование экрана для непосредственной деятельности детей не более 7-10 минут. Материал для работы с интерактивной доской тщательно подбирается в соответствии с возрастом детей и выстраивается по перспективному и тематическому плану.
Использование ИД в совместной и самостоятельной деятельности детей является одним из эффективных способов мотивации и индивидуализации их обучения, развития творческих способностей. Основываясь на личном опыте можно сказать, что применение интерактивной доски в коррекционно-образовательном процессе в сочетании с традиционными методами и инновационными технологиями значительно повышает эффективность воспитания и обучения дошкольников с ОВЗ. При этом происходит качественное освоение программного материала, сенсорное, познавательное, речевое развитие, развитие графо-моторных навыков и ориентировки в пространстве. Результатом работы с интерактивными методами подачи материала является промежуточный мониторинг освоения знаний правил дорожного движения в период с апреля по сентябрь 2014 г., где видна незначительная положительная динамика.
Использование различных методов подачи материала дошкольникам с ограниченными возможностями повышает качество освоения знаний и оказывает положительное влияние на формирование других психических процессов. Инклюзивное образование позволяет всем участникам образовательного процесса осуществить полное вовлечение ребенка с ограниченными возможностями здоровья в жизнь группы и полноценное, равное проживание этапов детства детьми группы.