Залукаева Ольга Владимировна
Обучение релаксации. Формирование мышечного тонуса
▼ Скачать + Заказать документы
Обучение релаксации. Формирование мышечного тонуса.
Умение расслабляться помогает одним детям снять напряжение, другим -сконцентрировать внимание, снять возбуждение. Релаксационные упражнения на логопедических занятиях используются во всех структурных компонентах. Например, при формировании речевого дыхания необходимо почувствовать мышечное напряжение и расслабление мышц брюшного пресса. При коррекции звукопроизношения, автоматизации и дифференциации звуков надо помнить, что одни движения выполняются с напряжением, другие, наоборот, с расслаблением. Ребенку желательно показать разницу между напряжением и расслаблением, объяснить, что мышечная и эмоциональная раскованность- главное условие для естественной речи и правильных телодвижений.
Публикация «Обучение релаксации, Формирование мышечного тонуса» размещена в разделах
Можно использовать систему упражнений мышечной релаксации профессора Джекобсона (США, который предложил обучать расслаблению с помощью предварительных упражнений для напряжения определенных мышц. Например, дети могут почувствовать расслабление мышц рук после того, как по предложению педагога они с силой сжимают кулачки или представляют, что поднимают, держат тяжелую штангу. Затем логопед просит разжать пальцы (расслабиться) и почувствовать это состояние.
Первоначально навыки релаксации следует формировать в двигательной сфере. Например, детям можно предложить игру «Тряпичные куклы и оловянные солдатики». По команде взрослого: «Тряпичные куклы»-дошкольники поднимают руки над головой, дают им медленно упасть, опускают голову так, чтобы подбородок касался груди. По команде взрослого: «Оловянные солдатики»-дети вытягивают руки по швам, держат голову, высоко подняв подбородок. При этом не следует забывать, что напряжение должно быть кратковременным, а расслабление- более длительным. Необходимо обратить внимание ребенка на то, как приятно состояние расслабленности, спокойствия. Релаксации могут быть следующими: «Мы успокаиваемся. Мы отдыхаем. Глазки закрыты. Ручки усталые, тяжелые, отдыхают. Ножки усталые, тяжелые, отдыхают. Как хорошо, приятно отдыхать». Можно использовать и различные стихотворные тексты. У некоторых детей при закрытых глазах могут возникнуть страхи, а, следовательно, повысится тонус мышц. В этих случаях следует проводить релаксационные упражнения при открытых глазах и лишь постепенно приучать ребенка закрывать глаза во время занятий. Главное, чтобы в эти моменты у ребенка было ощущение полного эмоционального комфорта.
В процессе занятий следует обращать внимание также и на состояние круговых мышц глаз. Веки должны быть сомкнуты легко, без напряжения.
В подготовительном этапе такие сеансы релаксации составляют от 2-х до 5-ти минут. Продолжительность занятий постепенно увеличивается, достигая 10-15 мин. Каждая релаксация проговаривается логопедом 2-3 раза. Важное значение имеет интонация, с которой логопед произносит текст. Голос должен быть мягким и тихим, темп несколько замедленным, а интонация должна выражать состояние спокойствия.
О состоянии мышечного расслабления и эмоционального успокоения можно судить по спокойному выражению лица ребенка, ритмичному дыханию. У некоторых детей появляется сонливость, они начинают позевывать. Для усиления эффекта расслабления, в особенности у детей, которые с трудом расслабляются, можно легко поглаживать сверху вниз грудь и руки ребенка.
Постепенно дети овладевают возможностью расслаблять мышцы не только по контрасту с их напряжением, а по словесной инструкции. На этом этапе логопед может пытаться вызвать у детей образное представление о состоянии расслабления и спокойствия. Детям предлагается вспомнить о том, как они отдыхали, загорали на берегу реки в летний день, когда грело ласковое солнышко. При этом логопед подробно описывает возможные ощущения детей: общая расслабленность, ощущение покоя и приятного тепла например: “Мы пришли на зеленую лужайку. Травка на ней ярко-зеленая, нежная, мягкая. Теплые лучи солнца согревают все тело. Так хочется полежать на мягкой, шелковистой травке. Слышно, как шуршат листики на деревьях, чуть слышно поют птички. Так приятно отдыхать, все тело расслабляется, глазки закрыты, теплые лучи солнца согревают все тело. Ты спокоен” и т. д.
Занятия по релаксации — это не обособленные упражнения. Они являются неотъемлемой частью всего курса занятий по коррекции речи. Такие занятия проводятся регулярно, 2-3 раза в день (утром, днем и вечером).
В процессе формирования мышечного тонуса проводится активная речевая работа. Речевые тренировки на этом фоне закрепляют слуховые и кинестезические ощущения нормальной речи. Создается двухсторонняя условно-рефлекторная связь между эмоциональным состоянием спокойствия и плавной речью. Многократные тренировки позволяют нормализовать функциональную речевую систему в целом. Постепенно, на последующих этапах работы, дети из положения лежа переводятся в положение сидя. Опыт показывает, что эти упражнения эффективны и понятны детям. Работа по обучению детей приемам релаксации должна сочетаться с работой по формированию правильного дыхания.