МААМ-картинки

Конспект занятия по рассказыванию, составлению рассказа «Осень» и чтению стихотворений русских поэтов об осени

ирина лапоухова
Конспект занятия по рассказыванию, составлению рассказа «Осень» и чтению стихотворений русских поэтов об осени
▼ Скачать + Заказать документы

Обучение рассказыванию; составление рассказа на тему : «Осень». Чтение стихотворений русских поэтов об осени

(Конспект занятия по развитию речи в старшей группе)

Цель: создавать условия для совершенствования умений детей создавать повествовательные рассказы, ориентируясь на план. Приобщать к восприятию поэтических и художественных произведений о природе.

Задачи

Образовательные:

Публикация «Конспект занятия по рассказыванию, составлению рассказа „Осень“ и чтению стихотворений русских поэтов об осени» размещена в разделах

1. Учить внимательно и заинтересованно слушать стихи.

2. Формировать умение составлять небольшие рассказы.

Развивающие:

1. Способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям.

2. Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе.

Активизация словаря: Обогащать речь детей прилагательными, характеризующими свойства и качества предметов.

Воспитатель: Дети, я загадаю вам загадку:

Листья с веток облетают,

Птицы к югу улетают.

«Что за время года?» — спросим.

Нам ответят: «Это.» (осень)

Давайте вспомним осенние месяцы и назовем их.

Воспитатель: Сегодня мы будем рассказывать о приметах осени. Чтобы наш рассказ был содержательным и интересным, мы будем придерживаться плана. Но поскольку мы с вами только учимся рассказыванию, давайте послушаем, как это уже получилось у известных мастеров слова, у поэтов.

Читает стихотворение А. Фета «Ласточки пропали…»

Ласточки пропали,

А вчера зарей

Все грачи летали,

Да как сеть, мелькали

Вон над той горой.

С вечера все спится,

На дворе темно.

Лист сухой валится,

Ночью ветер злится

Да стучит в окно.

- Какое время года описал нам словами А. Фет?

- Как он рассказал о том, что настала осень?

Примерные ответы детей: Улетели птицы (воспитатель зачитывает соответствующие строки, день стал короче, листья облетели, стало холоднее.

Воспитатель: Давайте рассмотрим репродукцию картины Е. Волкова «Октябрь». Какие из названных в стихотворении примет осени мы можем увидеть на репродукции?

1. Игра «Подзорная труба»

Сделайте из пальцев «подзорную трубу» и посмотрите

внимательно на картину. Каждый из вас назовет по одной осенней примете, изображенной на ней. Каждую примету можно назвать только один раз.

Примерные ответы детей:

- На березах нет листьев, они опали.

- Земля укрыта листьями.

- Вдали деревья пожелтели.

- Птиц не видно, наверное, улетели.

-Трава пожелтела, засохла.

-Фигура человека в теплой одежде.

Воспитатель: А теперь давайте к каждой названой вами примете подберем слово, которое отвечает на вопрос «какой?».

2. Игра «Скажи: какой?»

Дети по очереди описывают один из объектов

Примерные ответы детей: Листья желтые, сухие; деревья голые; лес тихий, безмолвный; земля укрыта опавшими листьями; человек одетый, трава пожелтевшая, сухая, вялая.

Давайте добавим такие слова: день (холодный, пасмурный, осенний, небо (низкое, тяжелое, серое, река (серая, холодная, унылая).

Вы разобрали нашу картину на отдельные объекты,

рассмотрели и рассказали о них, а теперь нужно собрать картину обратно. Сделать это можно, объединив два объекта, назвав связь между ними, не забывая при этом описывать их. Например, земля и листья; деревья и птицы; небо и река; человек и погода.

3. Игра «Объедини-ка»

Пожелтевшие листья опали с деревьев и лежат на земле.

В голых ветках деревьев не видно птиц.

Небо и река серые, студеные.

В холодные дни люди надели теплую одежду.

Если дополнить наши предложения еще двумя, у нас получится рассказ. В первом предложении нужно сказать, какое время года наступило. А закончить можно, сказав, какое время года скоро наступит. И вот что у нас получилось (Дети друг за другом по одному произносят предложения) :

Наступила осень. Пожелтевшие листья опали с деревьев и лежат на земле. В голых ветках деревьев не видно птиц. Небо серое и холодное, и река серая, студеная. В холодные дни люди надели теплую одежду. Скоро зима.

Воспитатель: Давайте послушаем еще одно стихотворение.

А. Пушкин «Осень»

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золота одетые леса.

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

- Какие первые слова в этом стихотворении? («Унылая пора»)

- А настроение от этого стихотворения грустное? (Нет).

- А почему?

- Поэту нравиться осень? (Читаются соответственные строки)

Посмотрите на репродукцию картины Лилии Черной.

- Как бы вы назвали эту картину?- спрашивает воспитатель и вы-слушивает ответы детей. - Какое время года и суток изобразил художник? Но как вы догадались, что на картине день? (В лесу светло, листья «горят».) А почему вы решили, что день осенний (Листья на деревьях пожелтели, покраснели, опадают.) Какой осенний день на картине? (Теплый, солнечный.) В теплый солнечный день особенно хорошо в лесу. А как это отображено на картине? (Яркое небо и кроны деревьев. Цвета на картине радуют глаз.)

Воспитатель: Теперь вы понимаете, почему поэт сказал : «Очей очарование!» Обратите внимание, какое буйство красок! (Если есть возможность увидеть подобную картину за окном, желательно обратить на это внимание детей. Либо во время прогулки.)

Давайте попробуем рассказать о такой замечательной осенней красоте. А я вам помогу: я буду задавать вам вопросы, а вы будете по очереди на них отвечать. Только ответы ваши должны быть полными, договорились? Тогда начнем:

1. За что тебе нравится осень?

Мне очень нравится осень, потому что в природе много красивых красок.

2. Что изменилось осенью в природе?

Листья стали желтыми, красными, и укрыли землю, как ковер.

3. Какое настроение у тебя на прогулке в хорошую погоду?

В хорошую погоду детям на прогулке очень весело.

4. Как можно играть с разноцветными листьями?

Можно играть с разноцветными листьями, собирая их в букеты и экибаны, можно устроить «сугроб» из листьев или «разноцветный дождь».

Воспитатель: Дети, сколько рассказов мы с вами сегодня составили? Они были одинаковыми? А чем они отличались? Вам понравилось? Какой красивый и богатый наш с вами русский язык! Как много интересного можно рассказать с его помощью!

Публикации по теме:

Конспект занятия по чтению и обыгрыванию стихотворений А. Барто «Бычок», «Кораблик» Чтение и обыгрывание стихотворения А. Барто «Бычок». Задачи: помочь детям запомнить стихотворение «Бычок» А. Барто и учить рассказывать.

Конспект занятия по чтению и обыгрывание стихотворений А. Барто «Зайка», «Мишка» Чтение и обыгрывание стихотворения А. Барто «Зайка». Задачи: помочь детям запомнить стихотворение «Зайка» А. Барто и учить рассказывать.

Конспект занятия «Чтение стихотворений об осени. Составление рассказов — описаний игрушек» Целевые ориентиры: Может описать предмет, картину, составить рассказ по картинке, пересказать наиболее выразительный и динамичный отрывок.

Конспект занятия по составлению описательного рассказа «Грачи прилетели» Конспект организованной учебной деятельности. Воспитатель: Богданова М. С Дата:26.03.18 Образовательная область: «Коммуникация». Раздел :.

Конспект занятия по развитию речи в младшей группе и составлению описательного рассказа «Грибное царство» Задачи: — связная речь: учить по картинке составлять с помощью воспитателя рассказ из 2-3 предложений. Познакомить детей с грибами (как.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по составлению описательного рассказа «Зимующие птицы» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе Составление описательного рассказа Тема: «Зимующие птицы» Программное содержание:.

Конспект занятия по развитию речи и составлению рассказа «Мой друг» Білім беру саласы /Образовательная область/Educationalarea: Коммуникация Блім/Раздел/Section: Развитие речи Таырып/Тема/Theme:.

Конспект НОД «Осень в творчестве русских поэтов» для подготовительной группы Задачи: Образовательные: - Создать у детей поэтический образ осени посредством разных видов искусства; - Закрепить знания детей о приметах.

Конспект коррекционного занятия по составлению описательного рассказа «Космос» с опорой на электронную мнемотаблицу Цель: составить описательный рассказ «Космос» с опорой на мнемотаблицу. Задачи: 1. Коррекционно-образовательные: уточнить и активизировать.

Конспект занятия по составлению сравнительного рассказа-описания о временах года «Зима-Весна» с использование мнемотаблицы Коррекционно - образовательные задачи: Учить составлять сравнительные рассказы-описания о двух временах годах по опорным мнемотаблицам.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по рассказыванию, составлению рассказа «Осень» и чтению стихотворений русских поэтов об осени
Опубликовано: 21 ноября 2018 в 19:54
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по рассказыванию, составлению рассказа «Осень» и чтению стихотворений русских поэтов об осени» (включая файлы) размещена пользователем ирина лапоухова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД