ирина лапоухова
Конспект занятия по рассказыванию, составлению рассказа «Осень» и чтению стихотворений русских поэтов об осени
▼ Скачать + Заказать документы
Обучение рассказыванию; составление рассказа на тему : «Осень». Чтение стихотворений русских поэтов об осени
(Конспект занятия по развитию речи в старшей группе)
Цель: создавать условия для совершенствования умений детей создавать повествовательные рассказы, ориентируясь на план. Приобщать к восприятию поэтических и художественных произведений о природе.
Задачи
Образовательные:
Публикация «Конспект занятия по рассказыванию, составлению рассказа „Осень“ и чтению стихотворений русских поэтов об осени» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Стихи про осень для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2018
1. Учить внимательно и заинтересованно слушать стихи.
2. Формировать умение составлять небольшие рассказы.
Развивающие:
1. Способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям.
2. Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе.
Активизация словаря: Обогащать речь детей прилагательными, характеризующими свойства и качества предметов.
Воспитатель: Дети, я загадаю вам загадку:
Листья с веток облетают,
Птицы к югу улетают.
«Что за время года?» — спросим.
Нам ответят: «Это.» (осень)
Давайте вспомним осенние месяцы и назовем их.
Воспитатель: Сегодня мы будем рассказывать о приметах осени. Чтобы наш рассказ был содержательным и интересным, мы будем придерживаться плана. Но поскольку мы с вами только учимся рассказыванию, давайте послушаем, как это уже получилось у известных мастеров слова, у поэтов.
Читает стихотворение А. Фета «Ласточки пропали…»
Ласточки пропали,
А вчера зарей
Все грачи летали,
Да как сеть, мелькали
Вон над той горой.
С вечера все спится,
На дворе темно.
Лист сухой валится,
Ночью ветер злится
Да стучит в окно.
- Какое время года описал нам словами А. Фет?
- Как он рассказал о том, что настала осень?
Примерные ответы детей: Улетели птицы (воспитатель зачитывает соответствующие строки, день стал короче, листья облетели, стало холоднее.
Воспитатель: Давайте рассмотрим репродукцию картины Е. Волкова «Октябрь». Какие из названных в стихотворении примет осени мы можем увидеть на репродукции?
1. Игра «Подзорная труба»
Сделайте из пальцев «подзорную трубу» и посмотрите
внимательно на картину. Каждый из вас назовет по одной осенней примете, изображенной на ней. Каждую примету можно назвать только один раз.
Примерные ответы детей:
- На березах нет листьев, они опали.
- Земля укрыта листьями.
- Вдали деревья пожелтели.
- Птиц не видно, наверное, улетели.
-Трава пожелтела, засохла.
-Фигура человека в теплой одежде.
Воспитатель: А теперь давайте к каждой названой вами примете подберем слово, которое отвечает на вопрос «какой?».
2. Игра «Скажи: какой?»
Дети по очереди описывают один из объектов
Примерные ответы детей: Листья желтые, сухие; деревья голые; лес тихий, безмолвный; земля укрыта опавшими листьями; человек одетый, трава пожелтевшая, сухая, вялая.
Давайте добавим такие слова: день (холодный, пасмурный, осенний, небо (низкое, тяжелое, серое, река (серая, холодная, унылая).
Вы разобрали нашу картину на отдельные объекты,
рассмотрели и рассказали о них, а теперь нужно собрать картину обратно. Сделать это можно, объединив два объекта, назвав связь между ними, не забывая при этом описывать их. Например, земля и листья; деревья и птицы; небо и река; человек и погода.
3. Игра «Объедини-ка»
Пожелтевшие листья опали с деревьев и лежат на земле.
В голых ветках деревьев не видно птиц.
Небо и река серые, студеные.
В холодные дни люди надели теплую одежду.
Если дополнить наши предложения еще двумя, у нас получится рассказ. В первом предложении нужно сказать, какое время года наступило. А закончить можно, сказав, какое время года скоро наступит. И вот что у нас получилось (Дети друг за другом по одному произносят предложения) :
Наступила осень. Пожелтевшие листья опали с деревьев и лежат на земле. В голых ветках деревьев не видно птиц. Небо серое и холодное, и река серая, студеная. В холодные дни люди надели теплую одежду. Скоро зима.
Воспитатель: Давайте послушаем еще одно стихотворение.
А. Пушкин «Осень»
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золота одетые леса.
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
- Какие первые слова в этом стихотворении? («Унылая пора»)
- А настроение от этого стихотворения грустное? (Нет).
- А почему?
- Поэту нравиться осень? (Читаются соответственные строки)
Посмотрите на репродукцию картины Лилии Черной.
- Как бы вы назвали эту картину?- спрашивает воспитатель и вы-слушивает ответы детей. - Какое время года и суток изобразил художник? Но как вы догадались, что на картине день? (В лесу светло, листья «горят».) А почему вы решили, что день осенний (Листья на деревьях пожелтели, покраснели, опадают.) Какой осенний день на картине? (Теплый, солнечный.) В теплый солнечный день особенно хорошо в лесу. А как это отображено на картине? (Яркое небо и кроны деревьев. Цвета на картине радуют глаз.)
Воспитатель: Теперь вы понимаете, почему поэт сказал : «Очей очарование!» Обратите внимание, какое буйство красок! (Если есть возможность увидеть подобную картину за окном, желательно обратить на это внимание детей. Либо во время прогулки.)
Давайте попробуем рассказать о такой замечательной осенней красоте. А я вам помогу: я буду задавать вам вопросы, а вы будете по очереди на них отвечать. Только ответы ваши должны быть полными, договорились? Тогда начнем:
1. За что тебе нравится осень?
Мне очень нравится осень, потому что в природе много красивых красок.
2. Что изменилось осенью в природе?
Листья стали желтыми, красными, и укрыли землю, как ковер.
3. Какое настроение у тебя на прогулке в хорошую погоду?
В хорошую погоду детям на прогулке очень весело.
4. Как можно играть с разноцветными листьями?
Можно играть с разноцветными листьями, собирая их в букеты и экибаны, можно устроить «сугроб» из листьев или «разноцветный дождь».
Воспитатель: Дети, сколько рассказов мы с вами сегодня составили? Они были одинаковыми? А чем они отличались? Вам понравилось? Какой красивый и богатый наш с вами русский язык! Как много интересного можно рассказать с его помощью!