Анастасия Марьина
Конспект занятия по составлению сравнительного рассказа-описания о временах года «Зима-Весна» с использование мнемотаблицы
▼ Скачать + Заказать документы
Коррекционно - образовательные задачи: Учить составлять сравнительные рассказы-описания о двух временах годах по опорным мнемотаблицам. Закреплять навык фонетически и грамматически правильного оформления предложений. Учить ребенка подбирать слова-признаки к предмету или объекту.
Коррекционно - развивающие задачи: Обобщение ранее полученных знаний о признаках зимы и весны. Развитие память, внимание, логического мышления. Расширять словарь признаков, антонимов.
Публикация «Конспект занятия по составлению сравнительного рассказа-описания о временах года „Зима-Весна“ с использование мнемотаблицы» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий
- Весна. Конспекты по развитию речи
- Весна. Составление описательных рассказов
- Времена года. Конспекты занятий
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Конспекты по развитию речи
- Зима. Мнемотехника и мнемотаблицы
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
Воспитательные задачи: Воспитывать дружелюбие, взаимопонимание. Воспитывать усидчивость. Прививать любовь к природе родного края. Стимулировать желание внимательно рассматривать картинку.
Оборудование: Картинки с изображением весны и зимы, сюжетная картинка «Нелепица», предметные картинки признаков весны и зимы. Мнемо-схема для составления рассказа-описания, клубок ниток, аудиозапись голоса ведьмы.
Ход занятия
Организационный момент:
Логопед: Доброе утро!
Дети: Доброе утро.
Логопед: Улыбнись скорее, и весь день сегодня будет веселее! Присаживайтесь на свои места. (Дети присаживаются на стульчики полукругом).
- Ребенок загадывает загадку, а дети отгадывают.
Рыхлый снег
На солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса,
Значит, к нам пришла…весна.
Логопед: Мы сейчас поговорим о весне (Логопед, показывает детям сюжетную картинку «Нелепицу»). Ребята, посмотрите на картину все ли здесь верно?
Дети: Нет. Здесь все перепутано.
Логопед: Что здесь напутано? Помогите разобраться.
Дети: Ответы детей:
- Весной дети не катаются на лыжах. На лыжах катаются зимой.
- Весной заяц не белый. Заяц белый зимой, а весной он линяет.
- Снеговиков делают зимой, а весной снег тает и снеговики тают.
- деревья покрыты снегом зимой, а весной снег тает, и на ветках появляются почки.
Логопед: Кто же все напутал?
Голос: Ха-ха-ха! Я злая ведьма! Это я все заколдовала. Никогда и никому не повстречаться с настоящей зимой и весной.
Логопед: Верни все на свои места!
Голос: Выполните все мои задания! Докажите, что знаете, чем отличается зима от весны– верну, нет – никогда не будет у вас ни зимы, ни весны! Ха-ха-ха!
Логопед: Спасём времена года? Я, думаю, что мы вместе, дружно справимся с трудностями.
Логопед: Шли, мы шли и первое задание нашли.
Д/И «Зима и весна»
Детям раздаются картинки и они должны их рассмотреть и определить их «солнышку» или «снежинке».
Например: Снег идет зимой.
- Ручьи бегу весной.
- На санках катаются зимой.
- Дождь идет весной.
- Снеговиков лепят зимой.
- Скворечники делают весной.
- Подснежники появляются весной.
- Почки набухают весной.
- Медведь спит в берлоге зимой.
- У зайчика шубка белая зимой.
- Проталины появляются весной.
Логопед: Шли, мы шли и второе задание нашли.
Задание: «Закончи предложение»
Клубок предавай - предложение продолжай.
Зима холодная, морозная, суровая, снежная, а весна солнечная, теплая, долгожданная, дождливая.
Зимой снег чистый, пушистый, искристый, а весной … (мокрый, рыхлый, грязный).
Весной дети пускают кораблики, катаются на роликах, а зимой дети ….катаются на санках, коньках.
Зимой еж спит, а весной (просыпается, выходит из спячки).
Зимой ночь длинная, а весной она становится (короче)
Зимой деревья спят, а весной (просыпаются)
Зимой солнце низкое, тусклое, а весной (яркое, ласковое, высокое, теплое)
Весной лед на реке тонкий, а зимой (толстый)
Зимой небо хмурое, серое, низкое, а весной небо (голубое, высокое, чистое, прозрачное)
Зимой идет снег, а весной (снег тает)
Логопед: Шли, мы шли и четвертое задание нашли.
Составление рассказа-сравнения :
Логопед: Мы составим рассказ-сравнение о весне и зиме. Помогут нам в этом карточки-схемы. Я буду рассказывать о зиме, а тот из вас, кого я попрошу, будет рассказывать о весне. Вызываю желающего ребенка к опорной схеме.
Логопед: Что изображено в первом окошке? (Солнце, дождь, снежинка, ветер) Значит, нам нужно рассказать о том, какая погода. Зима это самое холодное время года. Зимой небо хмурое, серое, низкое, солнце редко выглядывает из-за туч и греет слабо. Зимой часто идет снег, поэтому земля, дома, деревья покрыты снегом, а реки, озера и пруды покрыты толстым слоем льда. А какая погода весной?
Ребенок: А весной над головой чистое, ясное, голубое небо. Весной с небес светит теплое, ласковое солнышко. Весной идет дождь. Снег тает и превращается в быстрые, озорные ручейки, которые бегут-звенят по всем дорожкам. На земле появляются проталины.
Логопед: Зимой деревья стоят голые. А что происходит с растениями весной?
Ребенок: А весной на деревьях набухают и распускаются пушистые или коричневые почки. А потом из них прорастают первые зеленые, свежие, клейкие листики. Из-под снега появляются первые цветы. Их называют подснежниками.
Логопед: Зимой все насекомые и некоторые животные спят. Зимой можно встретить в городе воробьев, синиц, ворон, сорок, дятлов, снегирей, голубей. Ягоды оставшиеся на деревьях и кустарников служат им прекрасным кормом. Кроме того, люди для птиц делают кормушки. А что происходит с животными птицами, насекомыми весной?
Ребенок: Весной заканчивается зимняя спячка животных, насекомых. Белка и заяц меняют шубку. С юга возвращаются перелетные птицы, птицы вьют гнезда, поэтому весной весь лес звенит птичьими голосами. Люди для птиц делают скворечники.
Логопед: Зимой люди одеваются в теплую зимнюю одежду. Как одеты люди весной?
Ребенок: В весной люди одеваются в легкую весеннюю одежду.
Логопед: Зимой много веселых забав у людей – катание на санках, лыжах, коньках. Взрослые зимой убирают снег с дорог, скалывают лед, посыпают дороги песком. А чем занимаются люди веной?
Ребенок: Весной дети пускают кораблики по ручейкам, катаются на самокатах. Весной люди работают на полях, в садах и огородах, пашут землю, копают землю в огородах и сажают семена овощей, белят и обрезают фруктовые деревья в садах, сеют семена цветов.
Логопед: Я люблю зиму, потому что это самое красивое время года и потому что зимой мой любимый праздник - Новый год.
Ребенок: А я люблю весну за то, что она дарит солнечные дни, запах свежести.
Игра «Хлопай-топай»
Логопед: Я буду называть слова, а вы хлопайте в ладоши, когда услышите «весеннее» слово, топайте «зимнее» слово: капель, снегопад, ледоход, листопад, метель, апрель, январь, грач, ласточка, голубь, снегирь.
Логопед: Шли, мы шли и третье задание нашли.
Составление сравнительного рассказа описания.
Голос: Справились вы с моими заданиями. Верну я все на свои места. Прощайте!
Логопед: выставляет сюжетные картинки зимы и весны на доску.
Рефлексия «Цветочная поляна»
Логопед:
- Понравилось Вам спасать времена года?
- Что показалось трудным?
- Ребята, если Вам понравилось сегодня занятие, то на цветочную поляну посадите желтый цветочек. Если Вам было скучно, не интересно, то посадите черный цветок.