Ульяна Кислова
Обучение плаванию детей с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР, ТНР)
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время в России число детей с умственными и физическими ограничениями постоянно возрастает. Этому способствует ряд неблагоприятных социальных, экономических, экологических и других факторов. Проблема реабилитации таких детей, в том числе и средствами физического воспитания, достаточно актуальна. Для детей с ограничениями физическое воспитание - не только средство укрепления здоровья, повышения двигательной подготовленности, но и мощный фактор коррекции и компенсации нарушенных функций. Характер нарушения функций организма при различных формах инвалидности или отклонений в развитии обуславливает соответствующие изменения в процессах адаптации к окружающей среде, снижая их уровень. Средства плавания в силу выраженного воздействия водной среды являются важным компонентом физического воспитания и реабилитации детей с ОВЗ Плавание является эффективным средством реабилитации детей, имеющих отклонения в состоянии психического и физического здоровья. Помимо основной функции овладения навыком передвижения в воде они в значительной мере способствуют повышению уровня развития физических и психических качеств, а также оздоровлению. Специфическое воздействие водной среды на вестибулярный, опорно-двигательный аппарат, ЦНС, вегетативные и другие органы способно обеспечить компенсаторное влияние на нарушенные функции организма ребенка. Водная среда, обеспечивая через тактильные, температурные, мышечные и другие рецепторы мощное стимулирующее воздействие, оказывает положительное влияние не только на процесс физической реабилитации, но и на психическую сферу детей с ОВЗ
Темочки:
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- ЗОЖ, здоровьесбережение
- ЗПР. Задержка психического развития
- Плавание для детей
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Физическое развитие, спорт. Работа инструкторов по физкультуре
- Темочки
Двигательные действия играют большую роль в развитии речи. Ведь уже с детского возраста, у страдающих речевыми нарушениями, наблюдается отставание в показателях физического развития.
При обучении навыкам плавания детей с нарушением слуха и речи решаются те же общие задачи, что и у слышащих детей. Но есть также группа специальных задач, которая включает:
- оздоровительные, требующие большего внимания, в связи с ослабленностью организма;
- коррекционные, направленны на преодоление недостатков психического и физического развития детей с особыми образовательными потребностями.
Развитие динамической координации движений, укрепление мышечного корсета - формирование правильной осанки и укрепление мышц свода стоп - совершенствование мелкой моторики.
Развитие дыхательных мышц (диафрагмальное и фонационное дыхание, мышц плечевого пояса, укрепление мышц передней стенки живота и спины.
- Совершенствование функций вестибулярного аппарата: точности, согласованности движений и ориентирования в пространстве.
- Совершенствование психических функций ребенка, развитие произвольного внимания,
- Развитие эмоционально-волевой сферы (создание положительной мотивации к занятиям в бассейне, преодоление водобоязни, снятие психологического напряжения.
Как выстраивать работу с детьми с ОВЗ:
- При объяснении предлагаемого материала его доступность должна обеспечиваться многообразием применяемых наглядных пособий, выразительной артикуляции, показ упражнений в замедленном движении, показ под разным ракурсом, использование различных зрительных ориентиров, игрушек, спортивного инвентаря.
- Показ упражнения осуществляется непосредственно перед их выполнением.
- Все новые задания объясняются на суше, когда внимание детей сосредоточено на объяснении.
- Для освоения с водой применяются подводящие упражнения, игры и игровые упражнения, различные эстафеты.
- Для психологической поддержки и мотивации при обучении двигательным действиям в воде необходимо использовать индивидуальный подход с положительной оценкой (поощрением).
- Необходимо уделять внимание обучению выдоху в воду и задержке дыхания для развития дыхательных мышц.
- Игры и игровые ситуации на координацию движения и речи.
- Использовать упражнения для развития пространственной ориентации.
При работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи большое внимание уделяется развитию дыхания, укреплению так называемых дыхательных мышц (межреберные мышцы, диафрагма, мышцы нижней части живота, а также гладкая мускулатура бронхов и легочной ткани). Применяются упражнения для укрепления мышц живота, спины, верхнего плечевого пояса.
1) Упражнения на развитие фонационного дыхания - длинный продолжительный выдох (на воду, на кораблик, длительный продолжительный выдох под водой с головой (чей выдох будет дольше, чьи пузыри больше).
2) Упражнения на развитие диафрагмального дыхания - удерживать надутым животом, лежа на спине, резиновую игрушку на вдохе, на выдохе сдуть живот и игрушка должна уплыть.
3) Упражнения на развитие фонематического восприятия - 4 обруча на воде, инструктор произносит гласную, дети произносят с инструктором звуки, дети гуляют между лежащими на воде обручами, услышав определённый звук, ныряют под обруч-домик.
4) Упражнения на координацию движений и речи - «медвежонок Умка».
5) Упражнения на регуляцию мышечного тонуса (под сопровождение музыки или бубна) - дети лежат на спине под головой «нудл» или лежат в нарукавниках, в кругах, напрягают мышцы под счет 1-2-3-4, на счет 5 расслабили.
6) Упражнения на развитие ритма - лежа на спине, на груди с опорой, игрушкой, кругом, в нарукавниках и т. д. Под быстрое сопровождение музыки работают быстро ногами (кроль) под медленный темп медленно - танцы на воде.
7) Упражнения на развитие произвольного внимания - 2 команды (4+4) вдоль дорожки стоят лицом к друг другу. Инструктор показывает одной команде упражнение (другая не видит, дети первой команды повторят упражнение, а вторая команда выполняет противоположное (вдох-выдох; руки влево-вправо; закрыть правый глаз, поднять левую ногу – закрыть левый глаз, поднять правую ногу и т. д.). Если команда ошибается, то выполняется любое упражнение.
8) Упражнения на развитие мимической моторики - стоя, лежа, лить воду из ведёрка себе на лицо (не морщиться, улыбаться, открыть рот, сжать губы). Воду не глотать!
9) Упражнения на развитие мышц мелкой моторики а) в статике - сжимаем резиновые игрушки, опускаем под воду, брызгаемся, сопровождая речью; б) в динамике - катаем в ладошках массажный мячик (лежа на спине, на груди, в согласовании с работой ног, проплывая с мячиком в вытянутых руках).
10) Упражнения на развитие действий в пространстве ( по предлагаемой схеме выполнить ряд последовательных движений: нырнуть за игрушкой, взять на правом бортике синие кольцо, поставить на место и т. д.)
11) Укрепление сводов стоп – плавание в ластах.
Многолетний опыт работы и наблюдения показали высокую эффективность физвоспитания и плавания для реабилитации детей с ОВЗ. Помимо основных функций закаливания и овладения навыком передвижения в воде, занятия в значительной мере способствуют повышению уровня развития физических и психических качеств. Индивидуальный подход к ребёнку, рациональное и систематическое использование комплекса физических упражнений, включающего подвижные игры на воде, модифицированные упражнения, задания на развитие памяти, внимания, воображения, позитивно влияют на психическую сферу детей с ЗПР, ОВЗ и обеспечивают положительную динамику реабилитации воспитанников.