Лучший педагог года

Обучение плаванию детей с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР, ТНР)

Ульяна Кислова
Обучение плаванию детей с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР, ТНР)
▼ Скачать + Заказать документы

В настоящее время в России число детей с умственными и физическими ограничениями постоянно возрастает. Этому способствует ряд неблагоприятных социальных, экономических, экологических и других факторов. Проблема реабилитации таких детей, в том числе и средствами физического воспитания, достаточно актуальна. Для детей с ограничениями физическое воспитание - не только средство укрепления здоровья, повышения двигательной подготовленности, но и мощный фактор коррекции и компенсации нарушенных функций. Характер нарушения функций организма при различных формах инвалидности или отклонений в развитии обуславливает соответствующие изменения в процессах адаптации к окружающей среде, снижая их уровень. Средства плавания в силу выраженного воздействия водной среды являются важным компонентом физического воспитания и реабилитации детей с ОВЗ Плавание является эффективным средством реабилитации детей, имеющих отклонения в состоянии психического и физического здоровья. Помимо основной функции овладения навыком передвижения в воде они в значительной мере способствуют повышению уровня развития физических и психических качеств, а также оздоровлению. Специфическое воздействие водной среды на вестибулярный, опорно-двигательный аппарат, ЦНС, вегетативные и другие органы способно обеспечить компенсаторное влияние на нарушенные функции организма ребенка. Водная среда, обеспечивая через тактильные, температурные, мышечные и другие рецепторы мощное стимулирующее воздействие, оказывает положительное влияние не только на процесс физической реабилитации, но и на психическую сферу детей с ОВЗ

Темочки:

Двигательные действия играют большую роль в развитии речи. Ведь уже с детского возраста, у страдающих речевыми нарушениями, наблюдается отставание в показателях физического развития.

При обучении навыкам плавания детей с нарушением слуха и речи решаются те же общие задачи, что и у слышащих детей. Но есть также группа специальных задач, которая включает:

- оздоровительные, требующие большего внимания, в связи с ослабленностью организма;

- коррекционные, направленны на преодоление недостатков психического и физического развития детей с особыми образовательными потребностями.

Развитие динамической координации движений, укрепление мышечного корсета - формирование правильной осанки и укрепление мышц свода стоп - совершенствование мелкой моторики.

Развитие дыхательных мышц (диафрагмальное и фонационное дыхание, мышц плечевого пояса, укрепление мышц передней стенки живота и спины.

- Совершенствование функций вестибулярного аппарата: точности, согласованности движений и ориентирования в пространстве.

- Совершенствование психических функций ребенка, развитие произвольного внимания,

- Развитие эмоционально-волевой сферы (создание положительной мотивации к занятиям в бассейне, преодоление водобоязни, снятие психологического напряжения.

Как выстраивать работу с детьми с ОВЗ:

- При объяснении предлагаемого материала его доступность должна обеспечиваться многообразием применяемых наглядных пособий, выразительной артикуляции, показ упражнений в замедленном движении, показ под разным ракурсом, использование различных зрительных ориентиров, игрушек, спортивного инвентаря.

- Показ упражнения осуществляется непосредственно перед их выполнением.

- Все новые задания объясняются на суше, когда внимание детей сосредоточено на объяснении.

- Для освоения с водой применяются подводящие упражнения, игры и игровые упражнения, различные эстафеты.

- Для психологической поддержки и мотивации при обучении двигательным действиям в воде необходимо использовать индивидуальный подход с положительной оценкой (поощрением).

- Необходимо уделять внимание обучению выдоху в воду и задержке дыхания для развития дыхательных мышц.

- Игры и игровые ситуации на координацию движения и речи.

- Использовать упражнения для развития пространственной ориентации.

При работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи большое внимание уделяется развитию дыхания, укреплению так называемых дыхательных мышц (межреберные мышцы, диафрагма, мышцы нижней части живота, а также гладкая мускулатура бронхов и легочной ткани). Применяются упражнения для укрепления мышц живота, спины, верхнего плечевого пояса.

1) Упражнения на развитие фонационного дыхания - длинный продолжительный выдох (на воду, на кораблик, длительный продолжительный выдох под водой с головой (чей выдох будет дольше, чьи пузыри больше).

2) Упражнения на развитие диафрагмального дыхания - удерживать надутым животом, лежа на спине, резиновую игрушку на вдохе, на выдохе сдуть живот и игрушка должна уплыть.

3) Упражнения на развитие фонематического восприятия - 4 обруча на воде, инструктор произносит гласную, дети произносят с инструктором звуки, дети гуляют между лежащими на воде обручами, услышав определённый звук, ныряют под обруч-домик.

4) Упражнения на координацию движений и речи - «медвежонок Умка».

5) Упражнения на регуляцию мышечного тонуса (под сопровождение музыки или бубна) - дети лежат на спине под головой «нудл» или лежат в нарукавниках, в кругах, напрягают мышцы под счет 1-2-3-4, на счет 5 расслабили.

6) Упражнения на развитие ритма - лежа на спине, на груди с опорой, игрушкой, кругом, в нарукавниках и т. д. Под быстрое сопровождение музыки работают быстро ногами (кроль) под медленный темп медленно - танцы на воде.

7) Упражнения на развитие произвольного внимания - 2 команды (4+4) вдоль дорожки стоят лицом к друг другу. Инструктор показывает одной команде упражнение (другая не видит, дети первой команды повторят упражнение, а вторая команда выполняет противоположное (вдох-выдох; руки влево-вправо; закрыть правый глаз, поднять левую ногу – закрыть левый глаз, поднять правую ногу и т. д.). Если команда ошибается, то выполняется любое упражнение.

8) Упражнения на развитие мимической моторики - стоя, лежа, лить воду из ведёрка себе на лицо (не морщиться, улыбаться, открыть рот, сжать губы). Воду не глотать!

9) Упражнения на развитие мышц мелкой моторики а) в статике - сжимаем резиновые игрушки, опускаем под воду, брызгаемся, сопровождая речью; б) в динамике - катаем в ладошках массажный мячик (лежа на спине, на груди, в согласовании с работой ног, проплывая с мячиком в вытянутых руках).

10) Упражнения на развитие действий в пространстве ( по предлагаемой схеме выполнить ряд последовательных движений: нырнуть за игрушкой, взять на правом бортике синие кольцо, поставить на место и т. д.)

11) Укрепление сводов стоп – плавание в ластах.

Многолетний опыт работы и наблюдения показали высокую эффективность физвоспитания и плавания для реабилитации детей с ОВЗ. Помимо основных функций закаливания и овладения навыком передвижения в воде, занятия в значительной мере способствуют повышению уровня развития физических и психических качеств. Индивидуальный подход к ребёнку, рациональное и систематическое использование комплекса физических упражнений, включающего подвижные игры на воде, модифицированные упражнения, задания на развитие памяти, внимания, воображения, позитивно влияют на психическую сферу детей с ЗПР, ОВЗ и обеспечивают положительную динамику реабилитации воспитанников.

Публикации по теме:

Арт-дизайн как инновационная технология всестороннего развития детей с ограниченными возможностями здоровьяАрт-дизайн как инновационная технология всестороннего развития детей с ограниченными возможностями здоровья Арт-дизайн как инновационная, педагогическая арт-технология, которая еще не приобрела в России широко признания и распространения. Внедрение.

Цикл коррекционных занятий по комплексной нейропсихологической коррекции детей с ограниченными возможностями здоровья Цикл коррекционных занятий Цель: Комплексная нейропсихологическая коррекция детей с ограниченными возможностями здоровья. Задачи: 1. Развитие.

Воспитание у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровьяВоспитание у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья Цель: воспитывать у детей старшего дошкольного возраста толерантное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья. Ход занятия.

Дидактическая игра «Загадочный слоник» как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровьяДидактическая игра «Загадочный слоник» как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья Дидактическая игра "Загадочный слоник" как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Уважаемые коллеги! Представляю.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обучение плаванию детей с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР, ТНР)
Опубликовано: 17 февраля 2025 в 13:49
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Обучение плаванию детей с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР, ТНР)» (включая файлы) размещена пользователем Ульяна Кислова (УИ 1296206) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 марта 2025 воскресенье
Мишкин праздник!
Павел Яблочков получил патент на «электрическую свечу».
24 марта 2025 понедельник
День белой ромашки!
Неделя музыки для детей и юношества!
Играем с паровозиками, поездами и железной дорогой!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД