Юлия Облавацкая
Конспект занятия по обучению нравственности «Нежность. Ответственность. Заботливость»
▼ Скачать + Заказать документы
Нежность
Игра «Нежное слово»
Дети встают в круг. Один из них — фея нежности. Фея по очереди прикасается к детям волшебной палочкой нежности (какая-либо красивая палочка, и они говорят какое-либо нежное слово. Например: милый, лучик, светик, зайчик, и т. д.
Затем дети делятся на пары и составляют из своих нежных слов предложения. Например: слова «звездочка» и «зайчик». Зайчик нашел в лесу звездочку, и она рассказала ему сказку.
Беседа
Вопросы и задания для беседы:
Публикация «Конспект занятия по обучению нравственности „Нежность, Ответственность, Заботливость“» размещена в разделах
• Зачем людям нужна нежность?
• Расскажите о людях, к которым вы относитесь с нежностью.
НЕЖНАЯ СКАЗКА
М. Скребцова
Жил-был сон. Он был нежным и ласковым. Сон очень любил одну маленькую девочку. Если девочка грустно вздыхала в кроватке, сон пел малышке нежную колыбельную песенку. Грустинки улетали, и девочка сладко засыпала. Когда девочка уставала, ее ножки начинали спотыкаться, а ручки ушибаться. Нежный сон укладывал малышку на диван и ласково гладил ее ножки и ручки. Девочка отдыхала и снова могла весело бегать и играть.
Когда девочка простужалась, ее горлышко начинало кашлять, а носик чихать. Мягкий сон своим нежным дуновением прогонял все болезни, и девочка выздоравливала.
Когда мама сердилась на дочку, нежный сон шептал маме : «Посмотри, какие пушистые реснички и розовые щечки у твоей дочки! Но ее бровки хмурятся, ей не хватает нежных слов».
Мама скорее шла к дочке и нежно говорила :
— Спокойной ночи, мое солнышко, я тебя очень люблю.
Бровки девочки переставали хмуриться, и сон уносил ее на мягком пушистом облачке в далекую нежную страну.
Однако не только сон считал себя самым нежным на земле. Однажды вечером мягкая постелька девочки сказала сну:
— Я думаю, что я самая нежная постелька на свете. Когда малышка ложится, я так нежно обнимаю ее своей мягкостью, что она тут же засыпает.
Маленькая белая киска вмешалась в разговор:
— Мяу, нет никого нежнее меня, когда я прыгаю в постельку девочки и мур-мурлыкаю ей нежную песенку. Она гладит меня по пушистой шерстке и спокойно засыпает.
— А я рассказываю девочке самые нежные сказки, — прошелестела книга, стоявшая на книжной полке.
Тут в комнату вошли мама с дочкой, и спор прекратился.
Мама, нежно улыбаясь, уложила девочку в мягкую постель. Пушистая белая киска прыгнула на постельку, прижалась к девочке и замурлыкала. Затем мама открыла книжку и прочитала дочке волшебную сказку. Она нежно поцеловала малышку в пушистые реснички и тихо вышла из комнаты.
В этот момент мягкая постелька, пушистая киска и волшебная сказка бережно передали девочку в нежные объятия сна. Никто из них больше не спорил.
Вопросы и задания к сказке:
• Были ли в вашей жизни случаи, когда чье-либо нежное слово помогало вам в трудную минуту?
• Вспомните все нежные имена, которыми вас называют родители, и расскажите, что вы при этом чувствуете.
• Придумайте нежные имена для своих родных.
Игра «Круг нежности»
Дети встают в волшебный круг нежности и ласково берут друг друга за руки. Затем каждый должен рассказать, что ему дарит мамина (папина, бабушкина и т. д.) нежность.
Например: мамина нежность дарит мне радость, снимает усталость, помогает забыть о неприятном, усыпляет и т. д.
В конце игры дети придумывают для своих родных какой— либо нежный подарок. Например: посмотреть на маму с нежностью, сказать папе нежные слова, обнять бабушку, погладить сестренку по голове.
НЕЖНОЕ СЛОВО — ЧТО ВЕСЕННИЙ ДЕНЬ
М. Скребцова
Весна-красавица пришла,
И всюду нежность расцвела :
Она теперь во всех домах —
В делах, улыбках и словах.
Она звенит, она поет,
Она тепло и свет несет.
Растопит лед она любой,
Чтоб нас порадовать с тобой.
Вопросы к стихотворению:
• Что общего между нежностью и весной?
• Как нежные слова могут улучшить плохое настроение?
• Почему нежность всегда радует людей?
Рисунок «Нежность весеннего дня»
Попросите детей нарисовать что-либо нежное в весеннем дне и дать рисунку нежное название. Например: хрупкий подснежник, ласковый лучик, веселая капель.
Ответственность
Игра «Кто ответственный»
Дети встают в круг. Педагог с мячом — в центре круга. Он бросает мяч всем по очереди и задает какую-либо ситуацию, например:
• папа забыл об обещании сходить в цирк с сыном и уехал на рыбалку с друзьями;
• мама помогла дочке сшить игрушку для кукольного театра, несмотря на усталость;
• мальчик пошел гулять и оставил одну свою маленькую сестренку;
• дети уехали на дачу и забыли оставить еду для своей кошки;
• девочка встает рано, чтобы успеть полить комнатные цветы;
• перед поездкой на море папа ходил с сыном в бассейн и учил его плавать.
Тот, кто ловит мяч, должен рассказать, ответственно или нет поступил человек в данной ситуации. Если с мнением игрока согласно большинство детей, он делает шаг в центр круга. Если дети не согласны с мнением кого-либо, все обсуждают этот вопрос, и игрок остается на месте. Затем мяч возвращается педагогу, и игра повторяется. Задача каждого — как можно быстрее дойти до педагога.
Беседа
Вопросы и задания для беседы:
• Что значит быть за кого-либо в ответе?
• Как твои родители учат тебя ответственности?
• Как бы ты научил детей отвечать за свои поступки и доводить до конца любое дело?
• Считают ли твои родители тебя ответственным человеком и поручают ли тебе важные дела?
• Как ты считаешь, всегда ли ты все делаешь на совесть?
ВОЛШЕБНАЯ РЕСНИЧКА
А. Лопатина
Дочка, загадай желание и догадайся, на какой щечке у тебя ресничка, — весело сказала мама, встречая дочку после школы. — Если отгадаешь, твое желание сбудется.
— На левой щеке, — быстро сказала Анечка, загадав новое платье.
— Правильно угадала, — засмеялась мама.
Дома мама накормила Аню обедом, а потом сказала:
— Я ухожу по делам, а ты, дочка, будь хозяйкой. Когда обед остынет, убери его в холодильник. Накорми котенка и, конечно, сделай уроки.
— Все сделаю, — пообещала девочка, но когда дверь за мамой закрылась, она решила: «Чтобы сделать столько дел, сначала надо отдохнуть». Анечка принялась играть с котенком, а потом села на диван и задумалась о новом платье: «Лучше голубое, с кружевами, или нет, лучше розовое, а на воротничке пусть будут розочки».
Взгляд девочки упал на окно. «Ой, уже темнеет, а я еще уроки не сделала», — вспомнила Анечка. Она села за стол и открыла тетрадку. Но примеры не решались, и незаметно Анечкина головка медленно опустилась на тетрадь.
Проснулась Анечка от звука родного маминого голоса.
— Мамочка, ты купила мне новое платье? — радостно закричала Анечка.
— Какое платье? Ты безответственная девочка. Суп испортился в тепле, котенок голодный, уроки не сделаны. Иди в свою комнату, — рассердилась мама.
Анечка, понурив голову, ушла. В комнате девочка подошла к зеркалу и посмотрела на свои пушистые реснички.
— Никакие вы не волшебные, — грустно заметила она.
— Нет, волшебные, — шевельнулись реснички.
— Почему же нового платья нет, а мама сердится?
— Это было неправильное желание, — прошептала одна ресничка. — Подумай, чего ты сейчас хочешь больше всего?
— Чтобы все дела были сделаны, и мама улыбалась, — тоже шепотом ответила девочка.
В этот момент мама заглянула в дверь и все еще сердитым голосом сказала:
— Дочка, у меня срочная встреча. Я скоро вернусь, а ты сиди в своей комнате.
Дверь хлопнула, и Анечка бросилась на кухню. Она быстро вымыла посуду, протерла стол и налила молока котенку.
«Теперь за уроки», — подумала девочка. Все примеры решились без проблем. Анечка учила стихи и одновременно прибиралась в своей комнате. Только она закончила, как двери заскрипели, и вошла мама с большим пакетом в руках.
Пройдя на кухню, мама развела руками:
— Чудеса! У нас в доме появился ответственный человек.
— Я еще уроки выучила и в своей комнате убралась, — заметила Анечка.
— А это нам папа прислал из командировки через своего товарища, — сказала мама, улыбаясь и открывая пакет.
В пакете было много подарков, но лучше всего было белоснежное бальное платье для Анечки.
Вопросы и задания к сказке:
• Почему девочка сначала не выполнила просьбы мамы?
• Как научиться не забывать о своих обещаниях?
• Кому легче исполнять свои обещания: детям или взрослым?
• Могут ли реснички, действительно, исполнять желания?
Сценка «За что мы отвечаем»
Прочитайте детям пословицу: «Тот от беды себя спасает, кто за другого отвечает».
Обсудите с детьми, что значит быть ответственным за что либо или за кого-либо. Затем дети делятся на пары. В сценке каждая пара отвечает на вопросы :
• Как человек должен отвечать за чистоту в своем доме?
• Как родители должны отвечать за своих детей?
• Как учителя должны отвечать за своих учеников?
• Как врачи должны отвечать за своих больных?
• Как машинист поезда должен отвечать за пассажиров?
• Как друзья должны отвечать друг за друга?
• Как люди должны отвечать за чистоту города (леса, реки, поля?
Например: чтобы лес был чистым, нужно осушать болота, убирать мусор, сажать и лечить деревья и т. д.
Дети могут изобразить жестами или мимикой, как люди отвечают за кого-либо или за что-либо. Все остальные угадывают, за кого или за что их друзья были в ответе.
Я ЗА ВСЕХ В ОТВЕТЕ
М. Скребцова
Мне пошел десятый год,
Я теперь за всех в ответе.
В голове уже не ветер,
В ней полным-полно забот :
Повозиться с братом Сашей,
Чтоб не плакал, не кричал,
Деду сделать простоквашу,
Чтоб на внуков не ворчал.
Вымыть пол во всей квартире,
В ванной старый кран сменить
И сестренке младшей Ире
Куклу Барби починить.
Вырос я, мне не до скуки,
До всего доходят руки.
Я без дела не сижу,
Я семье своей служу.
Не умею я лениться —
Целый день могу трудиться.
Даже в школу не хожу —
Времени не нахожу.
Скромный я, не жду награды,
Но родители не рады.
Что-то взрослых не пойму,
Объясните, почему?
Вопросы к стихотворению:
• Что значит, быть в ответе за своих родных?
• Почему родители были не рады, если мальчик из стихотворения так много делал по дому?
• На что у тебя обычно не хватает времени?
• Что значит, отвечать за домашнего животного?
Рисунок «За кого я отвечаю»
Нарисуй человека, животного или растение, за которое ты отвечаешь, и расскажи, как ты это делаешь.
Задание на дом
В течение выходных попросите детей быть ответственными за то, чтобы их родные хорошо отдохнули. Затем обсудите с детьми, трудно ли быть в ответе за своих родных.
Заботливость
Игра «Заботимся о родителях»
Дети выстраиваются в ряд в трех шагах от воспитателя. Воспитатель бросает мяч по очереди каждому из них и спрашивает, как можно проявить заботу к родителям в следующих ситуациях:
• мама пришла с работы усталая;
• у мамы плохое настроение;
• маме нагрубил прохожий человек;
• на маму зарычала злая собака;
• у мамы вечером много дел по хозяйству;
• папа плохо себя чувствует;
• у папы неприятности на работе;
• папа и мама поссорились, и т. д.
Например: если у папы неприятности на работе, нужно, когда он придет с работы, улыбнуться ему и сказать что-то доброе. Тот, кто нашел способ помочь родителям, делает шаг вперед. Самый лучший помощник тот, кто первым дойдет до воспитателя. Попросите детей выполнять в жизни то, о чем они говорили в игре.
Беседа
Вопросы и задания для беседы:
• Что произойдет, если родители (дети, учителя, друзья и т. д.) будут заботиться только о себе самих?
• Были ли в вашей жизни случаи, когда вы забывали проявить заботу к своим близким, и к чему это приводило?
ВОЛЧЬЯ ЯГОДА
А. Неелова
Отправились однажды маленькие Петя с сестрой Таней в лес собирать валежник. Босиком, с корзинами за плечами они быстро шли то по мягкому мху, то по каменистой дороге, обходя встречавшиеся по пути колючие кустарники. Все, что могло годиться для топлива: сухая ли еловая ветка, свалившаяся ли с сосны шишка — дети подбирали и клали в корзины. Было начало осени. Деревья еще стояли в своем зеленом уборе: кое-где мелькали в траве колокольчики и золотисто-желтые дроки; по кустам и деревьям порхали и щебетали птички. Дети шли, ни на что не обращая внимания, и только когда им попадались низенькие светло-зеленые кустики ежевики или ярко-красная малина — они на минуту останавливались, чтобы полакомиться сочными ягодами.
Все глубже и глубже забирались дети в лес. Там было больше хворосту, чем на опушке, куда чаще заглядывали бедняки и подбирали все, что можно было взять.
Собирая прутик за прутиком, веточку за веточкой — дети незаметно набрали полные корзины. Теперь они решили отдохнуть и позавтракать. Сняв корзины, они поставили их на землю, а сами уселись рядышком под липку, достали из карманов хлеб и принялись за него с аппетитом.
Видя, с какой жадностью Петя ест хлеб, Таня подумала: «Ишь, бедный, как проголодался!», отломила половину своего куска и отдала брату. Тот с удовольствием все съел, да еще и крошки подобрал.
Пока завтракали дети, солнце садилось все ниже и ниже за деревья, кудрявые верхушки которых красиво вырисовывались на золотистом фоне неба. По лесу пронесся легкий ветерок, напоенный душистым ароматом хвои, трав и кореньев.
Петя поднялся со своего места и стал искать ягоды и грибы. «Таня, Таня, — крикнул он вдруг радостно, — иди-ка сюда, смотри, какую я нашел прелесть!»
Подбежала Таня к брату и увидела красивый кустик, на верхней ветке которого висела блестящая темно-красная ягода. Такой красивой ягоды дети еще никогда не видали. Нагнулся Петя к кустику и сорвал ягоду, чтобы полакомиться ею. Тане тоже хотелось попробовать ягоду, и она умоляюще посмотрела на брата. Взглянул Петя на сестру, не стал есть ягоду и говорит: «Нет, не буду есть один, дам и тебе, милая Таня, отведать. Ты ведь тоже поделилась со мной своим хлебом».
Держит Петя в руках веточку с красивой ягодой, любуется на нее, а сам никак не решается ее попробовать.
— А знаешь что, Таня, — сказал он вдруг сестре, — давай лучше отнесем ягоду мамочке. Мы ведь с тобой полакомились и ежевикой и малиной, а мамочка, кроме сухого хлеба, наверно, ничего не ела. То-то она обрадуется, когда мы принесем ей вкусную ягоду.
— Ты отлично придумал, — похвалила сестра. — Побежим скорее домой, становится свежо — далеко мы зашли сегодня в лес.
Дети привязали за спины корзины и отправились домой. Заблудиться они не боялись — дорога, по которой они шли, спускалась прямо к долине, где, окутанная белесоватым вечерним туманом, среди необозримых полей и лугов виднелась их родная деревушка. Петя бережно нес ветку с ягодой, а Таня собирала попадавшиеся на пути цветы — ей хотелось принести матери маленький букетик.
Наконец они подошли настолько близко, что могли разглядеть свой домик. У дверей на каменной скамейке сидела их мать и смотрела на дорогу, откуда должны были показаться дети. Вот из темной чащи леса выступили знакомые фигурки и ясно обрисовались на светло-зеленом фоне лугов.
— Мама, мама, — весело крикнул мальчик, подбегая к избушке, — погляди, что мы нашли в лесу. Я первый раз в жизни вижу такую красивую ягоду. Это мы тебе принесли. На, покушай.
Взяла мать ягоду в руки и с ужасом спросила: «Уж не вздумали ли вы есть эти ягоды?»
— Нет, мама, мы только одну нашли и ту решили принести тебе.
— Сам Бог вас спас, дети! — воскликнула мать. — Ягода, которой вы так восхищаетесь, называется волчьей ягодой, — она очень ядовита. Кто съест ее — непременно умрет.
И с этими словами женщина бросила ягоду на землю и растоптала ее.
Петя стоял, опустив головку, и чуть не плакал, — бедный мальчик был очень огорчен, что ему не удалось доставить удовольствие матери. Да, не послушайся он своего доброго сердца, наверно, съел бы вместе с сестрой ягоду и таким образом погубил бы и себя и ее.
Вопросы и задания к сказке:
• Какими были дети из сказки, и что их спасло от смерти?
• Как ты думаешь, что было самым большим богатством в этой бедной семье?
• Расскажи, как члены твоей семьи заботятся друг о друге.
Я О МАМЕ ПОЗАБОЧУСЬ
М. Скребцова
В доме слезы, в доме драма,
Заболела гриппом мама.
Я в аптеку побегу,
Маме бедной помогу.
Я куплю таблеток кучу,
Двадцать носовых платков,
Десять штук больших шприцов,
Просто так, на всякий случай.
Если маме станет хуже,
Ей укол от гриппа нужен.
Я теперь за все в ответе —
Грипп лечить умеют дети.
Вопросы к стихотворению:
• Заботишься ли ты о своей маме?
• Как ты думаешь, могут ли дети лечить взрослых?
• Если твоя мама болеет, как ты ее лечишь?
• Что еще должен был сделать герой стихотворения, чтобы помочь маме?
Сценка «Заботливый мир»
Поделите детей на пары. Раздайте им карточки с рисунками представителей мира природы: цветов, деревьев, ягод, грибов. Дети в сценке-диалоге должны рассказать, как человек заботится о мире природы, и как природа заботится о людях.
Например:
1) Я, человек, могу лечить деревья, сажать цветы, растения и кусты, очищать леса, тушить пожары.
2) Я, березка, пою человека вкусным березовым соком; Я, земляника, кормлю человека сладкими ягодами; Я, белый гриб, угощаю человека вкусной грибной похлебкой и т. д.
Рисунок «Солнце заботы»
Нарисуй солнце заботы своей семьи. Вспомни, как члены твоей семьи заботятся друг о друге, и нарисуй у солнышка столько лучей, сколько примеров заботливости ты вспомнил.
Повесь свой рисунок дома. Добавляй к нему лучи всякий раз, когда члены твоей семьи будут заботиться друг о друге.