Анна Лапикова
Обучение конструктивной деятельности детей от 2 до 3 лет
▼ Скачать + Заказать документы
1.3. Задачи и содержание работы по обучению конструктивной деятельности детей от 2 до 3 лет
Программа обучения конструктивной деятельности детей от 2 до 3 лет рассчитана на использование строительного материала. Для работы с детьми раннего возраста З. В. Лиштван, Н. Н. Поддъяков, Л. А. Парамонова советуют использовать наборы кубиков, кирпичиков, пластин и призм строительного материала М. П. Агаповой, а также строительные наборы № 3, № 4, разработанные НИИ игрушки. В дополнение к основным наборам используют разнообразные элементы из сюжетно-ролевых наборов: «Зоопарк», «Домашние животные», «Машинки» [19, с. 48].
Публикация «Обучение конструктивной деятельности детей от 2 до 3 лет» размещена в разделах
Малышей знакомят с названиями, формой, величиной деталей, с вариантами расположения на плоскости (кирпичик лежит, стоит, дают представление о том, что устойчивость предмета определяется его расположением на плоскости. Необходимо показать и разъяснить детям, что форма деталей обусловливает их конструктивные свойства. Например, все стороны кубика одинаковы, поэтому он устойчив в любом положении. Грани кирпичика различны, поэтому кирпичик, поставленный на широкую грань, более устойчив, чем кирпичик, поставленный торцом [10, с. 56].
Устойчивость и неустойчивость деталей З. В. Лиштван рекомендует демонстрировать таким образом: расставить кирпичики (10-15 шт.) на торцевых гранях друг за другом с интервалом, равным половине длины кирпичика, затем легонько толкнуть крайний кирпичик так, чтобы он упал на впереди стоящий, и повторять это до тех пор, пока не попадают все кирпичики [6, с. 156].
В дальнейшем воспитатель акцентирует внимание детей на необходимости предварительного отбора материала с учетом его конструктивных свойств. Например, башенку лучше строить из кубиков, тогда она будет высокой и прочной, а лесенку - из кирпичиков, положенных на широкую грань, тогда она будет прочной и удобной для ходьбы.
Дети от 2 до 3 лет учатся сооружать элементарные постройки: дорожки, забор из кирпичиков; башенка, лесенка из кубиков; стол, стул, диван, домик, мост, горка из кубиков и кирпичиков. Выполняя постройки, дети усваивают такие приемы работы со строительным материалом, как выкладывание, накладывание, замыкание пространства, выполнение несложных перекрытий.
У детей формируют умение правильно называть детали, понимать и употреблять слова (большой - маленький, длинный - короткий, высокий - низкий, широкий - узкий); выполнять словесные указания (положи, сними, поставь и т. д.). Внимание детей обращают на гармонию цветов в постройке, поэтому желательно, чтобы разные по форме детали были окрашены в различные цвета [7, с. 122].
Л. А. Парамонова настоятельно советует стремиться к тому, чтобы малыши одну и ту же постройку выполняли разными способами. Необходимо учить детей укладывать детали ровно, причём воспитателю следует иногда предложить малышу самому проверить пальчиками, как уложены детали, и поощрить за то, что постарался выполнить работу хорошо [15, с. 62].
В начале года занятия проводят с подгруппами из 4-6 человек, со второй половины года занимаются со всей группой одновременно. На первых занятиях у малышей развивают умение располагать кирпичики, пластины в ряд на плоскости, выкладывая узкую короткую или длинную дорожку для пешеходов. Затем малыши выкладывают из кирпичиков (10-12) или пластин (4-6) длинную широкую дорогу для машин. Цель таких занятий – развивать умение аккуратно соединять детали, выстраивая их в ровную линию.
Более сложный вид построек - мебель. З. В. Лиштван, Н. Н. Поддъяков и Л. А. Парамонова предлагают определённую последовательность в освоении данного вида построек. Вначале каждый предмет мебели выполняется отдельно и в разных вариантах. Затем детям предлагают соорудить две-три постройки сразу (стол и стулья, стол и диван и т. п.). Способы выполнения действий и их последовательность показывают только в том случае, если малыши не могут справиться с заданием. Для обыгрывания построек детям дают кукол, посуду, лоскутки.
Далее малыши строят лесенку из шести кубиков или кирпичиков, горку, упражняясь в сооружении построек в высоту. Когда дети освоят приемы воспроизведения данных построек по слову воспитателя, можно научить малышей строить мост из двух кубиков, призм (скаты) и пластины (перекрытие). Педагог показывает, как нужно выбрать правильное расстояние между двумя кубиками: сначала положить пластину на столе в том же направлении, в каком будет располагаться мост, затем с двух концов длинной стороны пластины приставить кубики так, чтобы они не выходили за ее края; далее надо поднять пластину и положить на кубики.
Таким образом, ребенок от 2 до 3 лет в 1 младшей группе:
- различает основные цвета, форму, величину, фактуру (мягкий, твердый);
- соотносит детали и целое, их взаиморасположение, свойства и качества предметов в практической деятельности, опираясь на зрительное восприятие;
- способен собрать последовательно пирамидку, накрыть емкость соответствующей крышкой, вложить в коробки различного размера соразмерные игрушки, построить дорожку, башню, забор из однотипных кубиков [19, с. 99].