МААМ-картинки

Обучение командно-групповым методам учебного процесса

Александр Владимирович Гришин
Обучение командно-групповым методам учебного процесса
▼ Скачать + Заказать документы

Разноуровневое обучение — это педагогическая технология организации учебного процесса, в рамках которого предполагается разный уровень усвоения учебного материала, то есть глубина и сложность одного и того же учебного материала различна в группах уровня А, Б, C, что дает возможность каждому обучающийся овладевать учебным материалом по отдельным предметам школьной программы на разном уровне (А, В, С, но

не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого обучающегося.

Темочки:

Предполагает регулярное чередование различных уровней усвоения учебных знаний (от доступности до высокого уровня трудности, что обеспечивает, с одной стороны, успешность обучения (при доступности) и, с другой стороны, интенсивность развития (при преодолении трудностей).

В качестве основных принципов данной педагогической технологии были выбраны следующие:

1) всеобщая талантливость — нет бесталанных людей, а есть занятые не своим делом;

2) взаимное превосходство - если у кого-то что-то. Получается хуже, чем у других, значит что-то должно. Получаться лучше; это что-то нужно искать;

3) неизбежность перемен — ни одно суждение о человеке не может считаться окончательным.

Основу технологии разноуровневого обучения составляют :

психолого-педагогическая диагностика обучающегося;

сетевое планирование;

разноуровневый дидактический материал.

Содержание разноуровневого обучения обеспечивается делением учебного материала на три уровня:

уровень А – общеобразовательный (базовый, который сохраняет логику самой науки и позволяет получить общее представление об учебном предмете;

уровень В – программный, основанный на уровне А, углубляющий, обогащающий его по содержанию;

уровень С – усложненный, расширяющий уровень В за счет включения в содержание обучения дополнительного учебного материала, не предусмотренного стандартами.

Деятельность педагога при организации разноуровневых групп состоит в:

- делении обучающихся на группы (по уровню знаний, способностям)

- разработке или подборке заданий в соответствии с выявленными уровнями знаний

- оценивании деятельности обучающихся

Применение разноуровневого обучения помогает педагогу достичь следующих целей:

Для первой группы (группа «А»)

1 Пробудить интерес к предмету путем использования заданий базового уровня, позволяющих работать в соответствии с его индивидуальными способностями.

2 Ликвидировать пробелы в знаниях и умениях.

3 Сформировать умения осуществлять самостоятельную деятельность по образцу.

Для второй группы (группа «В»)

1 Развивать устойчивый интерес к предмету.

2 Закрепить и повторить имеющиеся знания и способы действия.

3 Актуализировать имеющиеся знания для успешного изучения нового материала.

4 Сформулировать умение самостоятельно работать над заданием, проектом.

Для третьей группы (группа «С»)

1 Развивать устойчивый интерес к предмету.

2 Сформировать новые способы действия, умения выполнять задания повышенной сложности.

3 Развивать воображение, ассоциативное мышление, раскрыть творческие возможности, совершенствовать языковые умения обучающихся.

Задачей педагога является преодоление единообразия, перенос акцента с коллектива обучающихся на личность каждого из них с её индивидуальными возможностями и интересами, создание условий для развития познавательной активности и самостоятельности. Коллективный способ обучения – это включение в учебный процесс, работу

диалогических пар, динамических групп. Принципы такого обучения : завершенность, ориентация на конечный результат, непрерывность передачи знаний друг другу, сотрудничество и взаимопомощь, разделение труда, работа по способностям. В литературе могут встречаться другие названия технологии коллективного взаимообучения

«организованный диалог», «сочетательный диалог», «коллективный способ обучения (КСО)», «работа обучающихся в парах сменного состава».

Особенности методики КСО :

коллективная учеба формирует и развивает мотивацию обучающихся в

сотрудничестве;

коллективная учеба включает каждого обучающийся в активную работу на весь урок, в сменных парах и микрогруппах;

коллективные способы обучения создают условия психологического

комфорта;

коллективные способы обучения приветствуют воспитательное

взаимовлияние обучающихся : беседуйте, поправляйте, оценивайте друг друга;

коллективные способы обучения всеми своими методиками превращают

каждого обучающийся и весь класс в целом в субъекты самообучения.

Специфика КСО состоит в соблюдении следующих принципов:

наличие сменных пар обучающихся;

их взаимообучение;

взаимоконтроль;

взаимоуправление.

Конструирование урока по схеме:

1-2 урок – вводная лекция

3 урок – отработка материала лекции

4-5 урок – изучение темы по методике

6 урок – практическое занятие по методике КСО

Приемы и методы КСО :

• взаимные диктанты в парах сменного состава-

• разучивание стихотворений;

• работа в парах сменного состава по карточкам

методика М. Г. Булановской-

• взаимообмен заданиями (ВОЗ)

методика работы по вопросникам

методика Ривина А. Г.

• сотрудничество обучающихся “по вертикали”

• педагогика сотрудничества и “погружение” При обучении в сотрудничестве главной силой, влияющей на учебный процесс,

стало влияние коллектива, учебной группы, что практически невозможно при традиционном обучении

При обучении в сотрудничестве решаются следующие задачи:

Обучающийся гораздо лучше учится, если он умеет устанавливать

социальные контакты с другими членами коллектива;

От умения общаться с другими членами коллектива зависит и умение

обучающихся грамотно и логически писать; В процессе социальных контактов между обучающимися создается учебное сообщество людей, владеющих определенными знаниями и готовых получать новые знания в процессе общения друг с другом, совместной познавательной деятельности.

Обучение в сотрудничестве - это совместное (поделенное, распределенное) расследование, в результате которого обучающиеся работают вместе, коллективно конструируя, продуцируя новые знания, а не открывая объективные реалии, потребляя знания в уже готовом виде.

Главная идея обучения в сотрудничестве - учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе.

Индивидуальная самостоятельная работа - коллективная работа - такова

диалектическая взаимосвязь познавательного процесса при обучении в сотрудничестве.

Роль педагога здесь сводится к тому, что он задает тему для обучающихся (ставит учебную задачу, а далее он должен создать такую благоприятную среду общения, психологический климат, при которых обучающиеся могли бы работать в сотрудничестве.

При этом, в отличие от других технологий обучения, педагог является полноправным участником процесса обучения - обучающийся (что, разумеется, не снимает с него ответственности за координацию, управление ходом дискуссий, а также за подготовку материалов, разработку плана работы, обсуждаемых вопросов и тем).

Некоторые педагогические технологии можно отнести к обучению в

сотрудничестве: кооперативное обучение; проблемное обучение; проектное обучение. Проектно-исследовательская деятельность — деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых

результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов.

Является организационной рамкой исследования.

Учебное исследование и научное исследование. Главным смыслом исследования в сфере образования есть то, что оно является учебным. Это означает что его главной целью является развитие личности, а не получение объективно нового результата, как в «большой» науке. Если в науке главной целью является производство новых знаний, то в образовании цель исследовательской деятельности — в приобретении обучающимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления,

активизации личностной позиции обучающегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т. е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного обучающегося).

Учебный проект или исследование с точки зрения педагога — это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования и исследования у обучающихся, а именно учить:

проблематизации (рассмотрению проблемного поля и выделению

подпроблем, формулированию ведущей проблемы и постановке задач,

вытекающих из этой проблемы);

целеполаганию и планированию содержательной деятельности обучающийся;

самоанализу и рефлексии (результативности и успешности решения проблемы проекта);

представление результатов своей деятельности и хода работы;

презентации в различных формах, с использованием специально подготовленный продукт проектирования (макета, плаката, компьютерной презентации, чертежей, моделей, театрализации, видео, аудио и сценических представлений и др.);

поиску и отбору актуальной информации и усвоению необходимого знания;

практическому применению школьных знаний в различных, в том числе

и нетиповых, ситуациях;

выбору, освоению и использованию подходящей технологии изготовления продукта проектирования;

проведению исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению).

Овладение самостоятельной проектной и исследовательской деятельностью обучающимися в образовательном учреждении должно быть выстроено в виде целенаправленной систематической работы на всех ступенях образования.

Оценивание успешности обучающегося в выполнении проекта или исследования. При оценке успешности обучающегося в проекте или исследовании необходимо понимать, что самой значимой оценкой для него является общественное признание состоятельности (успешности, результативности). Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов. Оценивание степени сформированности умений

и навыков проектной и исследовательской деятельности важно для педагога, работающего над формированием соответствующей компетентности у обучающегося. Можно оценивать:

1 степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над

проектом;

2 степень включённости в групповую работу и чёткость выполнения

отведённой роли;

3 практическое использование предметных и общеоучебных ЗУН;

4 количество новой информации использованной для выполнения проекта;

5 степень осмысления использованной информации;

6 уровень сложности и степень владения использованными методиками;

7 оригинальность идеи, способа решения проблемы;

8 осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или

исследования;

9 уровень организации и проведения презентации: устного сообщения,

письменного отчёта, обеспечения объёктами наглядности;

10 владение рефлексией;

11 творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации;

12 социальное и прикладное значение полученных результатов.

Публикации по теме:

Месячник безопасности накануне нового учебного годаМесячник безопасности накануне нового учебного года Мы, взрослые, прекрасно знаем, что наш мир полон неожиданностей. Опасности подстерегают на каждом шагу. В результате пожаров, транспортных.

Фотоотчет «В преддверии нового учебного года»Фотоотчет «В преддверии нового учебного года» Вот и наступит скоро новый учебный год. Мои малыши за лето подросли, мы уже большие, мы уже вторая младшая! Перед нами,воспитателями нашего.

Поделка для коллег к Дню знаний и началу учебного годаПоделка для коллег к Дню знаний и началу учебного года Дорогие педагоги, коллеги! Вот и пролетело незаметно жаркое лето. Наступил замечательный праздник - 1 сентября. День знаний праздник волнующий,.

Дистанционное обучение детей подготовительной группы. Обучение грамоте «Двойные согласные»Дистанционное обучение детей подготовительной группы. Обучение грамоте «Двойные согласные» Уважаемые родители, предлагаем вашему вниманию занятие по обучению грамоте «Двойные согласные». Цель нашего занятия: учить интонационно.

Фотоотчет «Начало учебного года»Фотоотчет «Начало учебного года» Начался новый учебный год,появились новые идеи,дети подросли и нам стали доступны новые формы работы. За месяц сентябрь мы многое успели:взяли.

Фотоотчет «Начало учебного года в ДОУ» в средней группеФотоотчет «Начало учебного года в ДОУ» в средней группе Вот и пролетели каникулы,ребята вернулись в детский сад, а мы им приготовили много интересного. Лето выдалось жарким,поэтому игры с водой.

Итоги учебного года и…Итоги учебного года и… Размышления на тему. Очередной учебный год подошёл к концу. И сегодня, дорогие друзья, мне хотелось бы пригласить вас к некоторым размышлениями.

Мастер-класс с родителями воспитанников по нетрадиционным методам рисованияМастер-класс с родителями воспитанников по нетрадиционным методам рисования Мастер-класс с родителями воспитанников по нетрадиционным методам рисования. Цель мастер-класса: создание условий для овладения нетрадиционными.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Обучение командно-групповым методам учебного процесса
Опубликовано: 29 июня 2024 в 20:42
+34Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Обучение командно-групповым методам учебного процесса» (включая файлы) размещена пользователем Александр Владимирович Гришин (УИ 3395430) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
02 февраля 2025 воскресенье
Вот ёжик — ни головы, ни ножек!
Победа в Сталинградской битве!
Знакомимся с таинственным миром болот!
03 февраля 2025 понедельник
Покормите птиц зимой!

Дипломы!
Добавьте фото кормушки!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД