Александр Владимирович Гришин
Обучение командно-групповым методам учебного процесса
▼ Скачать + Заказать документы
Разноуровневое обучение — это педагогическая технология организации учебного процесса, в рамках которого предполагается разный уровень усвоения учебного материала, то есть глубина и сложность одного и того же учебного материала различна в группах уровня А, Б, C, что дает возможность каждому обучающийся овладевать учебным материалом по отдельным предметам школьной программы на разном уровне (А, В, С, но
не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого обучающегося.
Темочки:
Предполагает регулярное чередование различных уровней усвоения учебных знаний (от доступности до высокого уровня трудности, что обеспечивает, с одной стороны, успешность обучения (при доступности) и, с другой стороны, интенсивность развития (при преодолении трудностей).
В качестве основных принципов данной педагогической технологии были выбраны следующие:
1) всеобщая талантливость — нет бесталанных людей, а есть занятые не своим делом;
2) взаимное превосходство - если у кого-то что-то. Получается хуже, чем у других, значит что-то должно. Получаться лучше; это что-то нужно искать;
3) неизбежность перемен — ни одно суждение о человеке не может считаться окончательным.
Основу технологии разноуровневого обучения составляют :
психолого-педагогическая диагностика обучающегося;
сетевое планирование;
разноуровневый дидактический материал.
Содержание разноуровневого обучения обеспечивается делением учебного материала на три уровня:
уровень А – общеобразовательный (базовый, который сохраняет логику самой науки и позволяет получить общее представление об учебном предмете;
уровень В – программный, основанный на уровне А, углубляющий, обогащающий его по содержанию;
уровень С – усложненный, расширяющий уровень В за счет включения в содержание обучения дополнительного учебного материала, не предусмотренного стандартами.
Деятельность педагога при организации разноуровневых групп состоит в:
- делении обучающихся на группы (по уровню знаний, способностям)
- разработке или подборке заданий в соответствии с выявленными уровнями знаний
- оценивании деятельности обучающихся
Применение разноуровневого обучения помогает педагогу достичь следующих целей:
Для первой группы (группа «А»)
1 Пробудить интерес к предмету путем использования заданий базового уровня, позволяющих работать в соответствии с его индивидуальными способностями.
2 Ликвидировать пробелы в знаниях и умениях.
3 Сформировать умения осуществлять самостоятельную деятельность по образцу.
Для второй группы (группа «В»)
1 Развивать устойчивый интерес к предмету.
2 Закрепить и повторить имеющиеся знания и способы действия.
3 Актуализировать имеющиеся знания для успешного изучения нового материала.
4 Сформулировать умение самостоятельно работать над заданием, проектом.
Для третьей группы (группа «С»)
1 Развивать устойчивый интерес к предмету.
2 Сформировать новые способы действия, умения выполнять задания повышенной сложности.
3 Развивать воображение, ассоциативное мышление, раскрыть творческие возможности, совершенствовать языковые умения обучающихся.
Задачей педагога является преодоление единообразия, перенос акцента с коллектива обучающихся на личность каждого из них с её индивидуальными возможностями и интересами, создание условий для развития познавательной активности и самостоятельности. Коллективный способ обучения – это включение в учебный процесс, работу
диалогических пар, динамических групп. Принципы такого обучения : завершенность, ориентация на конечный результат, непрерывность передачи знаний друг другу, сотрудничество и взаимопомощь, разделение труда, работа по способностям. В литературе могут встречаться другие названия технологии коллективного взаимообучения
— «организованный диалог», «сочетательный диалог», «коллективный способ обучения (КСО)», «работа обучающихся в парах сменного состава».
Особенности методики КСО :
коллективная учеба формирует и развивает мотивацию обучающихся в
сотрудничестве;
коллективная учеба включает каждого обучающийся в активную работу на весь урок, в сменных парах и микрогруппах;
коллективные способы обучения создают условия психологического
комфорта;
коллективные способы обучения приветствуют воспитательное
взаимовлияние обучающихся : беседуйте, поправляйте, оценивайте друг друга;
коллективные способы обучения всеми своими методиками превращают
каждого обучающийся и весь класс в целом в субъекты самообучения.
Специфика КСО состоит в соблюдении следующих принципов:
наличие сменных пар обучающихся;
их взаимообучение;
взаимоконтроль;
взаимоуправление.
Конструирование урока по схеме:
1-2 урок – вводная лекция
3 урок – отработка материала лекции
4-5 урок – изучение темы по методике
6 урок – практическое занятие по методике КСО
Приемы и методы КСО :
• взаимные диктанты в парах сменного состава-
• разучивание стихотворений;
• работа в парах сменного состава по карточкам
• методика М. Г. Булановской-
• взаимообмен заданиями (ВОЗ)
• методика работы по вопросникам
• методика Ривина А. Г.
• сотрудничество обучающихся “по вертикали”
• педагогика сотрудничества и “погружение” При обучении в сотрудничестве главной силой, влияющей на учебный процесс,
стало влияние коллектива, учебной группы, что практически невозможно при традиционном обучении
При обучении в сотрудничестве решаются следующие задачи:
Обучающийся гораздо лучше учится, если он умеет устанавливать
социальные контакты с другими членами коллектива;
От умения общаться с другими членами коллектива зависит и умение
обучающихся грамотно и логически писать; В процессе социальных контактов между обучающимися создается учебное сообщество людей, владеющих определенными знаниями и готовых получать новые знания в процессе общения друг с другом, совместной познавательной деятельности.
Обучение в сотрудничестве - это совместное (поделенное, распределенное) расследование, в результате которого обучающиеся работают вместе, коллективно конструируя, продуцируя новые знания, а не открывая объективные реалии, потребляя знания в уже готовом виде.
Главная идея обучения в сотрудничестве - учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе.
Индивидуальная самостоятельная работа - коллективная работа - такова
диалектическая взаимосвязь познавательного процесса при обучении в сотрудничестве.
Роль педагога здесь сводится к тому, что он задает тему для обучающихся (ставит учебную задачу, а далее он должен создать такую благоприятную среду общения, психологический климат, при которых обучающиеся могли бы работать в сотрудничестве.
При этом, в отличие от других технологий обучения, педагог является полноправным участником процесса обучения - обучающийся (что, разумеется, не снимает с него ответственности за координацию, управление ходом дискуссий, а также за подготовку материалов, разработку плана работы, обсуждаемых вопросов и тем).
Некоторые педагогические технологии можно отнести к обучению в
сотрудничестве: кооперативное обучение; проблемное обучение; проектное обучение. Проектно-исследовательская деятельность — деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых
результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов.
Является организационной рамкой исследования.
Учебное исследование и научное исследование. Главным смыслом исследования в сфере образования есть то, что оно является учебным. Это означает что его главной целью является развитие личности, а не получение объективно нового результата, как в «большой» науке. Если в науке главной целью является производство новых знаний, то в образовании цель исследовательской деятельности — в приобретении обучающимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления,
активизации личностной позиции обучающегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т. е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного обучающегося).
Учебный проект или исследование с точки зрения педагога — это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования и исследования у обучающихся, а именно учить:
проблематизации (рассмотрению проблемного поля и выделению
подпроблем, формулированию ведущей проблемы и постановке задач,
вытекающих из этой проблемы);
целеполаганию и планированию содержательной деятельности обучающийся;
самоанализу и рефлексии (результативности и успешности решения проблемы проекта);
представление результатов своей деятельности и хода работы;
презентации в различных формах, с использованием специально подготовленный продукт проектирования (макета, плаката, компьютерной презентации, чертежей, моделей, театрализации, видео, аудио и сценических представлений и др.);
поиску и отбору актуальной информации и усвоению необходимого знания;
практическому применению школьных знаний в различных, в том числе
и нетиповых, ситуациях;
выбору, освоению и использованию подходящей технологии изготовления продукта проектирования;
проведению исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению).
Овладение самостоятельной проектной и исследовательской деятельностью обучающимися в образовательном учреждении должно быть выстроено в виде целенаправленной систематической работы на всех ступенях образования.
Оценивание успешности обучающегося в выполнении проекта или исследования. При оценке успешности обучающегося в проекте или исследовании необходимо понимать, что самой значимой оценкой для него является общественное признание состоятельности (успешности, результативности). Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов. Оценивание степени сформированности умений
и навыков проектной и исследовательской деятельности важно для педагога, работающего над формированием соответствующей компетентности у обучающегося. Можно оценивать:
1 степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над
проектом;
2 степень включённости в групповую работу и чёткость выполнения
отведённой роли;
3 практическое использование предметных и общеоучебных ЗУН;
4 количество новой информации использованной для выполнения проекта;
5 степень осмысления использованной информации;
6 уровень сложности и степень владения использованными методиками;
7 оригинальность идеи, способа решения проблемы;
8 осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или
исследования;
9 уровень организации и проведения презентации: устного сообщения,
письменного отчёта, обеспечения объёктами наглядности;
10 владение рефлексией;
11 творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации;
12 социальное и прикладное значение полученных результатов.