Ольга Чапорова
Обучение или развитие — что выбираем?
▼ Скачать + Заказать документы
Для парусника, который не знает куда плыть,
Ни один ветер не может быть попутным.
Л. А. Сенека
Сегодня, в эпоху информационного взрыва и бурного роста технологий, формируется современное представление о фундаментальности образования. Традиционного набора знаний, умений, навыков уже не достаточно, необходимо такое образование, благодаря которому ребенок вырастет инициативным, конкурентоспособным и свободным человеком. Мы знаем, что все дети талантливы, так откуда берется столько неуспешных взрослых? Как подготовить ребенка к новым условиям? ФГОС второго поколения, заявленные как переходный вектор, решают для меня вопрос выбора «обучение или развитие» - однозначно. Но, чтобы сохранить интригу, поразмышляем на эту тему.
Публикация «Обучение или развитие — что выбираем?» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2013
И так, что выбрать: развитие или обучение? На мой взгляд, такая постановка вопроса уже подразумевает отсутствие какой либо связи между двумя этими понятиями.
Допустим, мы выбираем развитие, а обучение рассматриваем лишь как внешний процесс, который сам по себе ничего не меняет, а скорее лишь использует достижения развития.
Частично я могу с этим согласиться, т. к. за такой позицией стоит сама педагогическая жизнь, многолетняя устоявшаяся практика образования и знаменитый дидактический принцип – принцип доступности, согласно которому ребенка можно и нужно учить лишь тому, что он может понять, для чего у него уже созрели определенные познавательные способности.
Однако такая точка зрения не признает самой идеи развивающего обучения и поэтому мной не поддерживается.
Говорить о ведущей роли обучения в ходе развития не приходится на том простом основании, что циклы развития всегда предшествуют циклам обучения.
В связи с этим, в проблеме «Обучение или развитие?» я предлагаю заменить противопоставляющий союз «или» на союз «и», поскольку обучение и развитие нельзя рассматривать как два независимых друг от друга процесса.
Но и здесь возможна вариативность. Существует такая точка зрения, когда обучение и развитие тождественны, когда первое сливается со вторым. По моим наблюдениям многие воспитатели-практики опираются в своей работе именно на данную позицию и не затрудняют себя достаточно сложными процедурами по различению процессов обучения и развития (а они порой, действительно, трудно различимы, особенно для начинающих).
И все же я являюсь сторонницей «золотой середины», выделенной в свое время Львом Семеновичем Выготским. Педагог говорит о единстве обучения и развития и отмечает ведущую роль обучения: обучение продвигает развитие вперед. Здесь есть важный момент: обучение не должно отрываться от развития. Искусственное забегание вперед, без учета возможностей ребенка, приведет в лучшем случае к натаскиванию, но не будет иметь развивающего эффекта. Кстати, отсюда и проблема «формального образования», когда происходит расхождение между усвоением знаний, предусмотренных программой, и умственным развитием дошкольника.
Я для себя четко определила: только то обучение может быть развивающим, которое учитывает потенциальные возможности ребенка. А это становится возможным лишь в тесном сотрудничестве меня и малыша. Я стараюсь таким образом выстроить работу, чтобы дети под моим руководством учились выявлять проблему, искать пути её решения. Я уверена, то, что ребенок сегодня делает со мной – завтра он будет делать самостоятельно: выстраивать план своего обучения, формулировать вопросы и искать на них ответы.
Включение в свой педагогический процесс исследовательского и проектного методов, технологии деятельностного метода позволяет мне выявить в каждом малыше его потенциальные возможности, учить преодолевать немалые трудности, верить в свои силы.
Возвращаясь к вопросу: что выбрать – обучение или развитие, я добавлю: «Только ЛЮБОВЬ может ответить на все вопросы». Именно любовь к детям породила все имеющиеся методы воспитания, взгляды. Не знаете, что выбрать? Просто любите детей. И никогда не ошибетесь. Любовь – большая сила. Она делает из наших детей людей сильных и смелых, она делает их СЧАСТЛИВЫМИ!