Получи документы

Обучение грамоте старших дошкольников

татьяна долгова
Обучение грамоте старших дошкольников
▼ Скачать +Заказ

Обучение грамоте старших дошкольников как средство формирования предпосылок к учебной деятельности

Аннотация:

В данной статье идет речь об обучении грамоте старших дошкольников как процессу, который начинается в дошкольном детстве и продолжается в первом классе. Проанализировав теоретическую литературу и существующие методические подходы, автор статьи приходит к выводу о том, что традиционный подход к обучению грамоте в детском саду должен быть расширен. Автор делает заключение о том, что важным становится обучение чтению по звуковому методу, а также формирование представлений о звуке и букве, о слове и означаемом им понятии в игровой форме.

Публикация «Обучение грамоте старших дошкольников» размещена в разделах

Abstract :

This article is about teaching literacy to older preschoolers as a process that begins in preschool childhood and continues in the first grade. After analyzing the theoretical literature and existing methodological approaches, the author of the article comes to the conclusion that the traditional approach to literacy in kindergarten should be expanded. The author concludes that it becomes important to learn to read by the sound method, as well as the formation of ideas about the sound and the letter, about the word and the concept signified by it with the help of game methods.

Ключевые слова:

Обучение грамоте, дошкольное детство, звуковой анализ, буква, игровой метод.

Keyword :

Literacy training, preschool childhood, sound analysis, letter, game method.

Обучение грамоте в современном педагогическом процессе начинается еще в период современного дошкольного детства. В современном методическом подходе данная область находится на стыке двух образовательных ступеней – дошкольной и школьной. При этом обучение грамоте – это не только основы чтения и письма, но и передача некоего объема знаний, с этими процессами связанного.

В научной литературе сложилась общая точка зрения, заключающаяся в том, что обучение грамоте напрямую зависит от уровня общеречевого развития дошкольника. Как показывают научные исследования, чем лучше у ребенка развита речь, тем быстрее он овладевает навыками чтения и письма [2; 62].

Оптимальным для начала обучения грамоте считается возраст пяти лет. К указанному времени у ребенка уже хорошо развита речь, начинает проявляться языковое чутье, а также именно в этом возрасте дети обладают высокой чувствительностью к звукам речи. При этом работу по формированию и коррекции звуковой стороны речи необходимо начинать намного раньше – в период словотворчества.

В традиционно сложившемся подходе к обучению грамоте в детском саду проводилась такая работа как:

- постановка правильной артикуляции звуков;

- развитие фонематического слуха;

- формирование навыка анализа звукового состава слова;

- увеличение лексического запаса;

- развитие грамматических навыков.

Данная работа была разделена по возрастным группам детей. Знакомство с понятиями «слово» и «звук» начинается еще во второй младшей группе. В средней группе дают представление о твердых и мягких звуках, учат произносить звук изолированно. В старшей группе дети узнают об ударных и безударных звуках, а в подготовительной обобщаются знания по звуковому строению слова.

Дети учатся понимать, что слово – это некий набор звуков, объединенный определенным смыслом, поэтому уже могут вычленить его из потока речи, объяснить его значение и далее свободно употреблять в собственной речи.

Однако, как отмечает С. Г. Макеева [2; 64], анализ современных букварей и азбук, по которым производится обучение в первом классе, показывает, что материал в них рассчитан на детей, которые уже имеют навыки чтения. Каким будет это чтение – правильно поставленным или рубленным, побуквенным, - во многом зависит от того, кто готовит ребенка к школе.

Еще одна трудность связана с тем, что организация обучения в одном классе детей с разноуровневым чтением является сложной и для учителя при поступлении таких детей из детского сада в школу.

Перечисленные нами проблемы свидетельствуют о том, что обучение грамоте старших дошкольников должно носить систематический характер и организовываться именно с учетом преемственности детского сада и начальной школы.

В настоящее время с введением ФГОС ДО [3] установлены единые требования к объему знаний и умений, которые должны быть сформированы у ребенка к окончанию детского сада и поступлению в школу. Однако объем и виды упражнений и умений все равно остаются свободными.

Именно поэтому на наш взгляд таким важным становится приобретение старшими дошкольниками в процессе обучения грамоте таких навыков как :

- разграничение звуковой формы слова и обозначаемого им понятия;

- соотнесение понятий «звук» и «буква» и выявления различий между ними;

- правильная характеристика различных звуков;

- чтение по звуковому методу [1; 314].

Значительным становится вопрос и о мотивации дошкольников к обучению грамоте. Интерес должен быть обусловлен игровой формой и практической целью, например – отгадать загадку, узнать, что пожелала бабушка в поздравительной открытке, написать поздравление маме. Как и для любой деятельности, в обучении грамоте важно, чтобы ребенок видел плоды своей деятельности и понимал, какие практические задачи с помощью своего умения можно решить.

Отсутствие у дошкольников прямой учебной мотивации должно компенсироваться проведением занятий в интересной для детей игровой форме, поскольку результат в таком случае будет достаточно хорошим, а отношение к изучаемому – положительным.

Список используемых источников

1. Биба, А. Г. Актуальные проблемы обучения дошкольников грамоте в контексте новых требований образовательного стандарта/ А. Г. Биба// Вестник Брянского государственного университета, 2016. - № 1. – С. 311- 314.

2. Макеева, С. Г., Мартынова, Е. Н. Обучение грамоте в преемственности дошкольной и начальной ступеней образования/ С. Г. Макеева, Е. Н. Мартынова// Ярославский педагогический вестник, 2017. - № 3. – С. 61-66.

3. ФГОС Дошкольное образование (ФГОС ДО). Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 (ред. от 21.01.2019)/ Электронный ресурс. Код доступа: https://fgos.ru/fgos/fgos-do/ Дата доступа: 21.10.2022.

Публикации по теме:

Дистанционное обучение детей подготовительной группы. Обучение грамоте «Двойные согласные»Дистанционное обучение детей подготовительной группы. Обучение грамоте «Двойные согласные» Уважаемые родители, предлагаем вашему вниманию занятие по обучению грамоте «Двойные согласные». Цель нашего занятия: учить интонационно.

Финансовое обучение старших дошкольников в игровой форме «Буратино в гостях у Гномов Экономов»Финансовое обучение старших дошкольников в игровой форме «Буратино в гостях у Гномов Экономов» Образовательная деятельность с детьми 6-7 лет «Буратино в гостях у Гномов - Экономов» Образовательная область: Познавательное развитие».

Фоторепортаж «Дистанционное обучение дошкольников»Фоторепортаж «Дистанционное обучение дошкольников» Вот такие медали я приготовила для своих детей,тех с которыми во время самоизоляции занималась в "виртуальном детском саду". На сегодняшний.

Фотоотчёт «Обучение дошкольников правилам дорожного движения»Фотоотчёт «Обучение дошкольников правилам дорожного движения» Ежегодно на дорогах России совершаются десятки тысяч дорожно-транспортных происшествий с участием детей и подростков. Особенно ситуация.

Конспект занятия по образовательной области «Обучение грамоте» в старшей группе по теме «Путешествие в страну «Грамотейка»Конспект занятия по образовательной области «Обучение грамоте» в старшей группе по теме «Путешествие в страну «Грамотейка» Цель: формирование первоначальных лингвистических представлений, интереса к обучению в школе. Программные задачи: • формировать действия.

Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Обучение грамоте. Слово» Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа «Кудровский ЦО №1» ДО № 2 Всеволожского района.

Обучение чтению старших дошкольников с помощью дидактических игр Обучение чтению дошкольников с помощью дидактических игр. Ф. И. О воспитателя: Кычкина Татьяна Егоровна, высшей категории. Место работы:.

Перспективное планирование в старшей группе по образовательной области «Речевое развитие». (Обучение грамоте) Сентябрь 1. Звук и буква А Способствовать развитию звуко-буквенного анализа. Формировать звуковую аналитико-синтетическую активность. Познакомить.

Технологическая карта занятия. Обучение грамоте. Деление двух и трех составных слов на слоги. Выделение первого звука в словеТехнологическая карта занятия. Обучение грамоте. Деление двух и трех составных слов на слоги. Выделение первого звука в слове Вот и закончился финал республиканского конкурса «Педагог года Луганщины». На протяжении всей конкурсной недели, атмосфера праздника не.

Эффективность использования ИКТ по подготовке к обучению грамоте старших дошкольниковЭффективность использования ИКТ по подготовке к обучению грамоте старших дошкольников Эффективность использования ИКТ по подготовке к обучению грамоте старших дошкольников. Я. А. Каменский говорил: «Видеть звезды, слушать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обучение грамоте старших дошкольников
Опубликовано: 28 декабря 2022 в 13:25
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Обучение грамоте старших дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем татьяна долгова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 ноября. День толерантности. Папка-передвижка

Ежегодно 16 ноября во всем мире отмечается День толерантности или терпимости.

15 ноября. Всемирный день вторичной переработки мусора. Передвижка

15 ноября во всем мире отмечается экологический праздник — День вторичной переработки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД