Наталия Коваленко
Обучение грамоте дошкольников «Как правильно научить ребенка читать»
▼ Скачать + Заказать документы
Многие родители все чаще задаются вопросом, когда, в каком возрасте можно начинать учить ребенка читать. Но мало кто задается вопросом, как правильно научить ребенка читать?
Для современных детей обучение грамоте должно начинаться не раньше 5 лет, но и не позже 7 лет. Учитывая высокий образовательный уровень родителей и современную цифровую среду, начинать обучение чтению в 7 лет уже поздно. В 7 лет дети идут в школу, и современная школа не требует, но предполагает, что ребенок придет в школу уже читающий! И статистика показывает, что 80% детей приходят в школу уже читающие.
Публикация «Обучение грамоте дошкольников „Как правильно научить ребенка читать“» размещена в разделах
Почему учить читать не позже 7 лет- это понятно, но почему не раньше 5? А как же множество методик по раннему обучению чтению чуть ли не с 2 лет?
Что такое чтение? Чтение-это сложный психофизиологический процесс. Это прежде всего интеллектуальная деятельность. Эта деятельность подчиняется определенным законам, и их надо учитывать!
Нервная система ребенка запрограммирована генетически на определенные стадии созревания структур головного мозга. Например, до 5-6 лет малыш не способен усваивать абстрактные образы. Понять в 3-4 года, что такое «звук», «буква», «слово», «слог», ребенок просто не в состоянии. Да, возможно, он сможет сложить буквы в слог, если сможет механически запомнить их написание. Но прочесть простенькое предложение до конца и понять, о чем в нем говорится, сможет едва ли один трехлетний малыш из ста. Он просто забудет его начало, еще не дойдя до точки.
Готовность к обучению грамоте, к овладению грамотой, определяет ряд компонентов:
1. Сформированность зрительного и слухового восприятия (чтение начинается со зрительного восприятия графических символов – букв)
2. Сформированность фонематического слуха.
3. Сформированность фонологического анализа и синтеза (это важный компонент- умение определить количество и последовательность звуков в слове).
4. Развитие устной речи.
Сформированность всех этих компонентов является залогом успешного освоения навыка чтения.
Но очень часто,ребенок психологически и физиологически готовый к обучению чтению оказывается вне поля профессионального внимания. Кто учит ребенка читать? Как правило, это бабушки, дедушки, мамы, дополнительные кружки или развивающие центры. И хорошо, если в этих центрах работают профессионалы.
Чтение включает в себя 2 стороны: техническую и смысловую.
Техническая сторона необходима, но не является единственной необходимостью.
Начинается чтение с технической стороны, со зрительного восприятия графических символов – букв., затем происходит соотнесение символов с акустическим эталоном (звуком, слогом, словом, затем следует соотнесение прочитанного с действительностью, формируется образ прочитанного понимание. Это уже смысловая сторона чтения!
Чтение – это сканирование графического материала в определенном направлении. Расположение графического материала для чтения зависит от особенностей конкретного языка на котором оно осуществляется.
На русском языке мы читаем слева направо строчками сверху вниз. А на арабском языке читают справа налево, на японском снизу вверх.
Чтение в определенном направлении – это так называемое эффективное движение глаз.
Правильное чтение предполагает, что глазки у ребенка двигаются справа налево строчками сверху вниз.
При обучении детей чтению мы, как правило, пользуемся различными пособиями. Не все пособия отвечают этим требованиям, а именно правильным расположением графического материала! Неправильное расположение графического материала для зрительной обработки приводит к визуальной дезориентации и негативно сказывается на формировании эффективных движений глаз при чтении.
Многие авторы пособий считают, что чем ярче картинка, чем замысловатей образ буквы, тем легче ее запомнить ребенку. Вовсе нет.
Графический материал для чтения не должен включать никаких дополнительных знаков, затрудняющих целостное восприятие букв, слогов, слов.
Очень часто в различных пособиях мы можем встретить буквы, которые изображены в виде животных, растений. Буквам пририсовывают глазки, ручки, ножки. Буквы подчас располагаются лесенкой, по кругу, рисуются стрелочки, палочки и т. д. Это очень затрудняет узнавание графического образа буквы.
Мы подробно остановились на технической стороне чтения, на распознавании графических символов.
Цель чтения и письма – научиться понимать и передавать смысл!
И сейчас мы перейдем ко второй стороне чтения – к смысловой.
Оптимальной единицей зрительного восприятия должно стать слово. Потому, что только на уровне слова произойдет опознание его смысла. Чтобы у ребенка правильно формировалась смысловая сторона чтения, он должен как можно раньше познакомиться с этой зрительной единицей т. е со словом.
Чтобы научить детей правильно читать, мы должны учитывать ряд особенностей, которые присущи русской графической системе. Если их не учесть, мы получим не только неправильно сформированный навык чтения, но и дидактическую дисграфию и дислалию, нарушение письма и чтения, обусловленные неправильным обучением.
Мы знаем, что русское письмо является звуко-буквенным. Полного соответствия звуков буквенному алфавиту нет. Букв значительно меньше, чем звуков. Многие буквы у нас многозначные, а это значит, что в зависимости от определенной позиции, могут обозначать разные звуки. Ударение не фиксируется на письме.
И в связи с этими графическими особенностями ребенок сталкивается с определенными трудностями при обучении чтению.
К объективным трудностям в овладении чтением относятся:
- чтение слогов слияний. Для того, чтобы прочитать буквосочетание МА- последняя фаза произнесения согласного должна быть максимально слита с первой фазой произнесения гласного звука!
Учитывая многозначность букв, мы должны обратить внимание на последующий гласный (от этого будет зависеть мягким или твердым будет звук, который мы произносим).
Это относится с прочтению слогов-слияний с йотированными гласными (Е,Е,Ю,Я).
Именно поэтому знакомство с этими буквами отводится на последний этап обучения чтению. По этой же причине на последний этам отводится и знакомство с разделительными Ь и Ъ знаками.
Правильное прочтение слогов слияний-это тот самый камень преткновения, с которым мы сталкиваемся при обучении чтению. Если мы научили ребенка правильно читать слоги-слияния, то самое трудное уже позади.
Ошибочно учить ребенка побуквенному чтению. При таком подходе ребенку сложно уловить смысл слов, которые он читает, и чем длиннее слово, чем большую трудность испытывает ребенок.
Еще одной, очень грубой ошибкой является знакомство детей с алфавитным названием букв (А, БЭ,ВЭ,ГЭ,ДЭ….) При чтении, ребенок, который заучил алфавитные названия букв начинает читать, используя эти знания (МЭА-МЭА, вместо МАМА, О-СЭА, вместо ОСА).
Поэтому при изучении букв, мы произносим звук, который она обозначает, а не ее алфавитное название!
Буквы мы видим, а звуки мы слышим и произносим. Поэтому мы показываем букву, а произносим звук. Тем самым ые будем усложнять процесс обучения чтению.
Ни в коем случае мы не даем понятие о том, что йотированные гласные обозначают 2 звука, и уж тем более не может быть и речи о транскрипции этих букв, чем тоже часто грешат различные пособия. А также не допустим звуковой анализ и синтез с этими гласными. Со всеми этими тонкостями дети познакомятся позже, когда овладеют навыком чтения.
Еще одна сложность чтения в русском языке – это арфоэпическое чтение (несовпадение произношения с написанием). Это такие слова, как ЯИЧНИЦА, СЕГОДНЯ, ЗДРАВСТВУЙТЕ).С прочтением этих слов мы знакомим ребенка уже в более поздние сроки.
ВЫВОД: обучение грамоте по современным и наиболее эффективным методикам, основывается на основных лингводидактических пинципах:
- отказ от алфавитного порядка при изучении букв, сначала мы знакомим детей с гласными А,У,О,Ы
- отказ от знакомства с алфавитным названием букв
-грамотное, правильное визуальное расположение материала
- знакомство с буквами Е,Е,Ю,Я на последних этапах формирования навыка чтения
- знакомство с Ъ иЬ знаками также отводится на последний этап обучения
- отказ от навыка транскрипции.
Литература:
1. Эльконин Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах. - М. : Академия педагогических и социальных наук, Московский психолого-социальный институт, 1995. - 414 с.
2. 18 знаменитых азбук в одной книге. - М. : АСТ-ПРЕСС, 1996.
3. Воскресенская А. И. Грамота в детском саду. - Издательство
4. Обучение дошкольников грамоте. Л. Е. Журова и др. - М. : Школа- Пресс, 1998
5. Буквы и слоги. Тетрадь дошкольника по обучению грамоте Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И. Г., Щербинина С. В. 15. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М. : Просвещение, 1985.
6. Галигузова Л. Н., Смирнова Е. О. Ступени общения от года до семи лет. - М., 1992.
7. Гвоздев А. Н. От первых слов до первого класса. - Саратов,
8. Гринченко И. С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе. - М., 2002
9. Котелевская В. В., Анисимова Т. Б. Дошкольная педагогика. Развитие речи и интеллекта в играх, тренингах, тестах. - Ростов н/Дону. : Феникс, 2002.
10. Немов Р. С. Психология. В 2 кн. Кн. 2. Возрастная психология. - М. : Просвещение - Владос, 1994.
11. Обухова Л. Ф. Этапы развития детского мышления. - М. : Просвещение, 1972.
12. Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Практикум по детской писхологии. - М. 1995.
13. Худенко Е. Д., Мельникова Т. С., Шаховская С. Н. Как научить ребенка думать и говорить. - М. : Просвещение, 1991